1. Организационный момент. Здравствуйте. Присаживайтесь. Как настроение? 2. Учитель физики. Мотивирование к учебной деятельности. Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать. Вот и мы сегодня отправимся в путешествие по стране «Физика» (на слайде №1 древо страны «Физики», но маршрут не определен). Сопровождать Вас буду я, я буду гидом в этом путешествии. Так как любому путешественнику нужна карта, то у нас она тоже должна быть, но так как наше путешествие необычное, то и карта у нас будет необычная. Состоять она будет из двух частей: путевых дневников и карты настроения. Ваша рабочая тетрадь, а у меня экран- это путевые дневники. 3. Ситуация успеха. А карту (слайд №2, щелчок) настроения мы сейчас с вами начнем создавать. (Чистые альбомные листы на каждого ребенка, с другой стороны анкета). Возьмите ручку или карандаш и на выданных вам листах, обведите свою ладонь. Молодцы, это и будет карта нашего настроения. Отложите ее, пока, в сторону. 4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Учитель физики: Итак, отправляемся в путь по стране Физике (слайд №3 с картой страны Физики). Но страна такая огромная, куда же мы отправимся? Какова цель нашего путешествия? Давайте, определим ее все вместе. Для этого очень внимательно посмотрите на экран. (Слайд №4- На экране воспроизводятся различные виды движения- монтированный фильм). Учитель физики: Что мы видим на экране? Вот идет самолет на посадку, Пассажиры по трапу спускаются А сейчас на экране мы видим Как кольца Сатурна вращаются. Катер быстрый летит по стремнинам, По лугам заливным, глади озера. Грациозна всегда балерина, Движенья красивы и точны. Эпизоды, конечно, все разные, Но одним словом они связаны. Каким? Как вы думаете, что объединяет все показанные фрагменты? Учитель физики: Верно, во всех фрагментах мы видим движение тел. Молодцы, вы были очень внимательны. А кто-нибудь уже догадался, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор? Правильно о движении. (Слайд №5). Учитель физики: Но, чтобы наше путешествие было не только интересным, но и полезным, давайте поговорим не просто о движении, а о - механическом движении. Итак, определяем маршрут нашего путешествия. (Слайд №6) Наше путешествие началось, а в путевых дневниках еще нет ни одной записи. Исправим это. Запишем сегодняшнее число и тему нашего путешествия. (Слайд №7.) 5. Выявление места и причины затруднения. Учитель физики: Что же сегодня мы будем изучать на уроке? Какова цель нашего урока? Чтобы узнать о механическом движении, мы с вами должны найти ответы на следующие вопросы: (Слайд №8) 1. Что такое механическое движение? 2. Какие тела могут совершать механическое движение? 3. В чем заключается относительность движения? 4. Какие понятия описывают механическое движение? 5. Как они взаимосвязаны между собой? Ответы на эти вопросы и будут являться целью нашего путешествия. А девизом путешествия будут слова Плутарха (Слайд №9) Движение – кладовая жизни. 6. Построение проекта выхода из затруднения Как вы думайте, как мы будем сегодня работать? 7. Реализация построения проекта Учитель физики: Давайте обратимся к видеофрагменту. Будьте очень внимательны. (Слайд №10- Демонстрирую фрагмент движения автомобиля в городе, затем вернулась карта). Что меняется при движении автомобиля? А как происходит это мгновенно или в течение некоторого времени? Механическое движение – это изменение положения тела с течением времени относительно других тел. (Слайд №11). Занесем его в путевые дневники. Учитель физики: Посмотрите на демонстрационный стол. На нём находится игрушечная машинка, а в машинке груз. Выполним эксперимент. (Я привожу грузовик в движение). Скажите, пожалуйста, грузовик движется? А как вы это определили? А движется ли груз? Так кто же из нас прав? Правы все. Груз движется вместе с машиной, но не движется в кузове машины, т.е. одно и то же тело может одновременно находиться в движении и в состоянии покоя, относительно выбранного тела. Поэтому, если задается вопрос, движется ли тело, то мы всегда должны уточнять относительно чего. (Слайд № 12 Движение относительно, записываем это в тетради). На слайде трамвайчик отработать! Учитель физики: Теперь задания по группам. Сначала выбираем капитана группы. Сейчас я предлагаю каждому группе, определить в разных ситуациях, относительно каких тел вы совершаете движение и относительно каких находитесь в покое. Задания находятся в конверте с №1. Откройте его. На выполнение отводится 3 минуты. Результаты занесите в путевые дневники. Образец оформления результатов на экране. (Слайд №13). У меня описана следующая ситуация: Вы едите на велосипеде. Я нахожусь в покое относительно:……, а в движении относительно….. ( В конверте №1: Вы сидите в вагоне поезда; Вы стоите на эскалаторе метро; Вы летите в самолете; Вы сидите в машине) Итак, 3 минуты прошло, проверяем выполнение задания. 1 группа: вы сидите в вагоне поезда. Пожалуйста, ваш ответ. Все согласны? Оцените правильность ответа. Может быть, у кого то есть свой вариант ответа, на данный вопрос? Спасибо, и т.д., пока все не ответят. Учитель физики: Изменяя свое положение в пространстве, переходя из одного места в другое, тело движется по некоторой линии. Давайте, посмотрим, какими бывают эти линии. Для этого на столах находится конверт №2 и приборы, в конвертах даны подробные инструкции, для проведения эксперимента. Откройте конверты, внимательно прочтите задания. Через 7 минут, капитан каждой группы, прикрепляет результаты эксперимента на доску. Приступаем к выполнению заданий, если у кого-то возникнут вопросы, я помогу вам. (Содержимое конвертов №2: 1 группа: На столе – машинка, маркер и лист белой бумаги. Замажьте одно из колес автомобиля маркером, заведите инерционную машинку и пусть она катится по бумаге, оставляя за собой след. Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию? Допишите 1-2 примера на листе (Прямая линия) 2 группа: Вам дана усовершенствованная юла. Подложите под нее чистый лист бумаги и приведите ее в движение так, чтобы она оставила на листе бумаги след. Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию. Допишите 1-2 примера на листе (Круговая линия). 3 группа: Перед вами установка: штатив с воронкой, банка с манкой, черный лист бумаги, мел. Положите под воронку лист бумаги. Отклоните воронку и насыпьте в нее манку, закрыв при этом нижнее отверстие, затем уберите палец и отпустите воронку и перемещайте лист в разные стороны. Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию. Обведите линию мелом. Допишите 1-2 примера на листе (Ломаная линия) 4 группа: Вам даны: лист белой бумаги и пластилиновый шар. Положите шар на лист и плотно прижмите. С усилием прокатите шар по листу бумаги в разные стороны. Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию. Допишите 1-2 примера на листе (Ломаная линия) Внимание. Ваше время вышло. Капитан первой команды прикрепите результаты эксперимента на доску, опишите, что вы получили и приведите примеры на движение тел по данной линии, все остальные команды слушают и добавляют свои примеры (выходят по одному, прикрепляют линии и приводят свои примеры). Спасибо. Очень хорошо. -Что мы с вами видим на доске? - А что происходило с телами, когда они описывали данные линии? Объедините два данных ответа. Значит, какие линии мы видим на доске? Линии по которым двигались тела (на экране различные тела совершают разные по своему виду траектории) - Верно. Такие линии называются траектории. (Слайд № 14. Траектория- это линия по которой движется тело.) -Не забудьте внести данное определение в путевые дневники. Все траектории, полученные вами экспериментально, отличаются друг от друга по своему виду. Давайте дадим названия видам, полученных траекторий. (Слайд №14, щелчок - Виды траекторий: прямая, круговая, кривая или ломаная). И все данные траектории являются видимыми. Учитель физики: А теперь я попрошу вас встать и вы мы все вместе выполним несколько упражнений. сделаем два шага вперед и затем два шага назад. Какую траекторию мы описали (прямая); поднимите руки над головой и очертите ими круг. А в этом случае какая траектория у нас получилась? (круговая), сделайте шаг вперед, затем вправо и влево. А в этой ситуации как мы с вами двигались? (По ломаной). А теперь тихонечко сели. И внимание на экран. Определите виды траекторий в данном фрагменте. (Слайд №15- круговая, ломаная, прямая, ломаная, видимая) А все ли тела, в данном фрагменте, при движении оставляли след? Нет. Такие траектории называются невидимые. Учитель физики: Ну что ж, наше путешествие продолжается. Мы вместе прошли уже довольно длинный путь. Кстати, а что такое путь? (Слайд №16 - Путь - это длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени). - Вспомните, а какой буквой обозначается путь? (Слайд №17) -В каких единицах измеряется путь? (Слайд №17, щелчок) 1 мм = 0,001м 1 см = 0,01 м 1 дм = 0,1 м 1 км = 1000 м - Что вы заметили, в записанных единицах измерения? - Верно. Это происходит потому, что метр является основной единицей пути в Международной системе (СИ). Рассмотрим движение велосипедиста. Пусть: За каждый час он проходит 60км За каждые полчаса он проходит 30км За каждые 15 мин он проходит 15 км и т.д. Как бы вы назвали такое движение? Движение: равномерное и неравномерное. (Слайд №18) Равномерное движение – это движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые расстояния. Неравномерное движение – это движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит разные расстояния. Равномерное движение встречается очень редко (Земля вокруг Солнца). Чаще встречается неравномерное движение (машина, автобус, молекула газа, даже стрелки часов). 8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Учитель физики: А теперь определим самое основное на сегодняшнем уроке. Что вы поняли? 9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учитель физики: Давайте оценим полученные знания с помощью самостоятельной работы. 5 минут (Слайд №20) 1. Линия, по которой движется тело, называется… | А. механическое движение | 2. Судить о движении тела – это значит… | Б. траектория | 3. Изменение положения тела с течением времени относительно других тел … | В. сравнивать его положение с другим телом. | 4. Основная единица измерения пути – это … | Г. путь | 5. Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется… | Д. относительность | 6. При равномерном движении тело за любые равные промежутки времени проходит… | Е. метр | 7. Главная особенность движения – это его….. | Ж. одинаковые расстояния | Проверяем и ставим оценки, меняемся дневниками парами: (Слайд №21) Ответы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Б | В | А | Е | Г | Ж | Д | 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке Учитель физики: Давайте оценим полученные знания с помощью незаконченных предложений. (Слайд №22) В ходе урока: Самое главное мое открытие ______________________________________ Мне понравилось на уроке _______________________________________ Мне не понравилось на уроке _____________________________________ Учитель физики: А как измерить длину пути по криволинейной траектории? Такой эксперимент, вы можете провести сами и это будет ваше домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Слайд №23). А помогут вам в этом параграфы §14, 15 упр. 2 (письменно) - учебник Перышкина А.В. Учитель физики: А теперь, капитаны команд поставьте оценки в своей группе Оценки: Самооценка учащихся. Учитель подводит итог урока: совместно с обучающимися оценивает работу каждой группы и каждого в отдельности Время – также важная характеристика движения. Сейчас время нашего путешествия подходит к концу. Путевые дневники заполнены, и мы приступаем к заполнению наших карт настроения. Возьмите их в руки. На заполнение карты настроения вам отводится 3 минуты. Вспомните наше путешествие и ответьте на 5 вопросов анкеты (по количеству пальцев на руке), прикрепляя цветные кружочки, начиная с мизинца (1 вопрос) и заканчивая большим пальцем (5 вопрос). (Слайд №24 - анкета) Учитель физики: В середине ладони оцените цветным кружочком свое настроение на уроке. Передайте карты настроения на первую парту своего ряда. Спасибо вам. В сегодняшнем путешествии мы были единой командой. Мне очень понравилось работать с вами. (Слайд № 25 - на экране карта страны Физики и по ней идет человек). И пусть мы не решили всех вопросов механического движения, но ведь и наше путешествие по дорогам физики не заканчивается! Нас ждут новые путешествия |