Раздел программы: Изменение агрегатных состояний вещества.
Тема урока: Испарение и конденсация
Цель урока: Изучить явления испарения и конденсации
Формировать УУД:
- Личностные УУД: осознать важность выполнения творческого задания, ответственность за общее дело, активно включаться в процесс учения, учится оценивать свои знания, исходя из личных ценностей, обеспечивающих моральный выбор
- Регулятивные УУД: оценивать и корректировать свою деятельность; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определять конечный результат и способы достижений этих результатов.
- Коммуникативные УУД: работать в группе и приобретать опыт такой работы; решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; развивать умения строить диалог, формулировать свои мысли
- Познавательные УУД: осваивать основы проектно-исследовательской деятельности; систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать полученные знания экспериментальным путём, особенности изучаемых явлений
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся объяснять явления испарения и конденсации с точки зрения МКТ
обучающиеся получат возможность научиться применять полученные знания на практике.
Личностные: У обучающегося будут сформированы: познавательный интерес к теме и предмету в целом, интерес к изучению окружающего мира через уроки физики.
Обучающиеся получат возможность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом Метапредметные: обучающиеся научатся формулировать мысль в понятной собеседнику форме; осуществлять в коллективе совместную экспериментальную деятельность; выступать перед аудиторией, представляя результаты своих исследований
Обучающиеся получать возможность научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы: групповая и фронтальная. Оборудование: мультимедийный проектор, пластинки стекла, вата, масло, вода, спирт, термометр
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Испарение и конденсация Конспект и презентация »
Путешествие в мир неизвестных явлений
«О, сколько нам открытий
чудных
Готовят просвещенья дух,И опыт , сын ошибок трудных,
И гений , парадоксов друг».
А.С.Пушкин
Дымятся черные бугры
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом….
И.С.Бунин
Татьяна пред окном стояла, На стекла хладные дыша, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е.
Урок физики в 8 классе
по теме:
Урок физики в 8 классе
Повторим
В каких агрегатных состояниях может находится вещество?
Изменяются ли сами молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?
Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?
Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?
Ек молекул Урок физики в 8 классе" width="640"
Агрегатные состояния вещества
Жидкое
Твердое
Газообразное
Еп»Ек
молекул
Еп«Ек
молекул
ЕпЕк
молекул
Урок физики в 8 классе
Ж
Т
Г
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Парообразование
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Внутренняя энергия пара
больше,
чем жидкости
Жидкость
получает энергию
парообразование
Урок физики в 8 классе
Жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся на поверхности,
кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами .
Испарение - это явление превращения жидкости в пар,происходящее с её поверхности.
Туман
На основе проведенных наблюдений можно сделать вывод, что при испарении жидкости температура понижается, т.е. ее внутренняя энергия уменьшается.
10
Попробуйте объяснить следующую рекламу: «Охлаждающие кувшины». Пейте воду в жаркий летний день из кувшинов из слабообожженной глины!
Вода в таких кувшинах
на 1-2 град. С ниже температуры окружающего воздуха.
10
От температуры жидкости
От температуры жидкости
От температуры жидкости
От температуры жидкости
От температуры жидкости
Работа в группах. От чего зависит скорость испарения?
От рода жидкости
Быстрее испаряется та жидкость , молекулы которой притягиваются друг к другу с меньшей силой.
масло
вода
быстро
медленно
Испаряющиеся жидкости
Испарение происходит тем быстрее ,чем выше температура жидкости
45 °С
80 °С
вода
вода
t 1 t 2
От площади поверхности жидкости
От ветра
От ветра
От ветра
От ветра
От ветра
s 2
s 1
Чем больше площадь поверхности жидкости ,тем быстрее происходит испарение.
вода
вода
s1s2
v1=v2
Ветер уносит молекулы пара. Испарение происходит быстрее.
ветер
Скорость испарения зависит от:
Температуры тела;
Площади поверхности испарения;
Рода вещества;
Наличие ветра.
Образовательный портал «Мой университет» - www . moi - universitet . ru
Факультет «Реформа образования» - www . edu - reforma . ru
Где быстрее высохнет вода: в стакане или блюдце, в ведре или луже?
В каком стакане- с холодной или горячей водой происходит быстрее испарение?
Когда быстрее высохнет бельё: в ветреную или безветренную погоду?
Что испаряется быстрее: вода или спирт?
Вопросы:
1. Почему веер «охлаждает» тело ?
Почему в жару собака высовывает язык и начинает учащенно дышать?
Урок физики в 8 классе
Облако
На столе находится сосуд с горячей водой. Что происходит с жидкостью
в процессе испарения?
Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости?
Происходит ли испарение жидкости в сосуде?
Почему масса жидкости при этом не изменяется?
Как происходит конденсация?
Q
При конденсации часть молекул пара возвращается обратно в жидкость.
Конденсация
Внутренняя энергия жидкости
меньше,
чем пара
Пар
отдает энергию
конденсация
1. Как изменяется внутренняя энергия вещества при конденсации?
З а п о м н и:
Конденсация – процесс перехода молекул из пара в жидкость.
2. Конденсация водяного пара происходит при понижении температуры окружающего воздуха.
2.Как изменяется характер движения молекул и их расположение?
3.Как изменяется энергия молекул?
4. Изменяются ли молекулы вещества при конденсации?
Урок физики в 8 классе
Конденсация - это явление превращения пара в жидкость.
Конденсация в природе:
Т
У
Ма
Н
а
О
Б
Р
А
З
О
В
А
Н
И
Е
Р
О
С
ы
О
Б
Л
А
К
О
В
Д
О
Ж
Д
Я
23
Владимир Солоухин в одном из произведений писал: «Ранее утро… Стоит густой туман, и стало сразу ясно. Трава, деревья, кусты покрылись капельками сверкающих бриллиантов». Какое явление описано в произведении?
Отгадайте загадку: «Заря – заряница, красная девица по миру ходила, слезы оборонила; месяц видел – солнце скрало». Почему «месяц видел – солнце скрало»?
23
* Объясните зачем: дуют на горячий суп или кашу?
Переливают чай из стакана в блюдце?
* В двух одинаковых тарелках поровну налиты жирныеи постные щи. Какие щи быстрее остынут? Почему?
23
* Мокрое бельё, вывешенное зимой во дворе, замерзает. Но через некоторое время оно становится сухим даже при сильных морозах. Чем это можно объяснить.
* Почему в жаркий день или вблизи печки всё сохнет гораздо быстрее, чем на холоде?
* Объясните, почему хорошо расправленное бельё высыхает быстрее, чем скомканное? * Когда бельё, развешенное на
кухне, высыхает быстрее при
открытой или закрытой форточке?
Почему однозначного ответа нет?
Какую погоду выбирают для
стирки мамы и бабушки?
23
Скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую? Почему? Скошенную траву время от времени переворачивают граблями (ворошат). Для чего это делают?
Пейзаж Полесья :: Шишкин Иван Иванович, 1884 год
23
Дождь в дубовом лесу :: Шишкин Иван Иванович, 1891 год
У растений населяющих пустыню листья зачастую недоразвиты,
они представляют собой крохотные чешуйки или превращены в колючку (кактусы).
Процесс фотосинтеза осуществляется в зелёных – массивных стеблях растений.
Поясните меры « предпринятые » растениями для минимальной потери влаги.
Цветущие кактусы (Cactus in Bloom)Роберт Джулиан Ондердонк, 1915 год
Почему туман рассеивается с первыми лучами солнца? Что при этом происходит с мельчайшими капельками воды, образующими туман?
Сказка «Хитроумный князь».
Захотел Иван жениться на царевне. Он знал, что многие сватались к ней, но никто не мог решить задачи, которые она задавала каждому жениху. А всех кто не справлялся с задачами, выгоняли из царства вон. Иван решился и пришел к царевне Красавица говорит: «Вот тебе первая задача: сделай так, чтобы то, что тебя окружает, но невидимо, стало видимым».
«Это пара пустяков, - отвечает Иван, Дай – ка зеркальце, я сделаю так… а ты посмотри в него».
Что сделал Иван? И что могла увидеть царевна?
Практическое применение явлении испарения и конденсации
1.Быстроиспаряющиеся жидкости нашли применение в холодильном оборудовании
Урок физики в 8 классе
2 станция « Практическая»
Почему для определения направления ветра жители степей окунают палец в воду и поднимают вверх?
Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает прохладу?
Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?
Зачем человек в жаркую погоду покрывает продукты влажной тканью, а сливочное масло пытается сохранить в банке с водой?
Домашнее задание:
базовый уровень : §42, выполнить э.з. с 124
повышенный уровень :
1)ответить на вопросы: а) испаряются ли твёрдые тела; б)при любой ли температуре происходит испарение. 2) придумать «научно-художественный» рассказ о каком- либо событии из своей жизни, в котором нужно использовать такие термины: парообразование, облака, роса, испарение, конденсация
2. Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку доклады и презентации о практическом использовании процесса испарения в быту и технике.