Тема: Мир земных вод. Самое обычное и необыкновенное вещество Земли.
Цель:
По 2-й линии развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- Выделять исключительные свойства воды.
- Объяснять роль жидкой воды в природе и жизни людей.
- Выяснение взаимосвязи круговорота воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое)
По 3-й линии развития – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения:
1. Анализировать схему «Круговорот воды в природе» и выяснить роль круговорота воды на планете?
Оборудование: карта полушарий, презентация.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять взаимосвязь свойств воды в природе, причины изменения состояния воды в природе; роль воды в природе
Регулятивные умения:
- ставить учебную задачу и следовать ей в коллективной самостоятельной деятельности;
- учитывать совместно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале;
- учитывать установленные правила в процессе деятельности;
-выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;
-планировать свою деятельность в рамках недели.
Коммуниикативные умения:
- самостоятельно распределять роли в коллективной деятельности;
- признавать роль лидера в группе и значимость роли каждого члена группы;
- принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим;
- умение выстраивать отношения в группе.
- Предметные умения
- различать свойства водыиобосновывать своё мнение.
- знать и правильно употреблять термины и понятия темы;
- понимать значение круговорота воды для живых организмов;
Личностные умения
- проявлять интерес к изучению круговорота воды в природе, желание узнать истину;
- осознавать потребность выстраивать своё учебное и внеучебное время в рамках недели;
- проявлять творческое отношение к составлению рассказа о круговороте воды в природе.
Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися
1.Понимание детьми того, как происходит круговорот воды в природе;
2.Осознание взаимосвязи круговорота воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое)
I. Ход урока
У.- Какой Мир мы с вами изучали на уроках? («Мир земной тверди»). Чему вы научились?
Д.- определять взаимосвязь строения земной коры, слагающих ее горных пород и минералов, а так же рельефа. Определять горные породы по их свойствам и происхождению.
У. - Сегодня мы с вами приступаем к изучении следующей крупной темы? Откройте учебник с 94. Прочитайте, как она называется. (Мир земных вод). Какие знания и умения получите в этом разделе.
У. – Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте с названием «Самое обычное и необыкновенное вещество Земли»?
Д.- О воде.
У.- Какое противоречие вы заметили?
Д.- Вода самое обычное вещество, но и самое необыкновенное.
У.– Какой вопрос у вас возникает?
Д.– Можно ли утверждать, что вода – самое необыкновенное вещество на Земле?
У.–А встречается ли вода на других планетах Солнечной системы?
Д.- На Венере воды очень мало и она находится в газообразном состоянии, на Марсе и на затенённой стороне Меркурия вода есть только в твердом состоянии.
У.- В чём её особенность на Земле?
Д.- Встречается в трех агрегатных состояниях.
У.- Это свойство относится к обычным или необычным?
У.– Какие еще свойства воды вам известны?
Д.- Вода не имеет формы, прозрачна, безвкусна. Вкус воды зависит от растворенных в ней веществ. Вода бесцветна, не имеет запаха.
У. - А почему вода самое обыкновенное вещество?
У.– Вы уже кое-что знаете. Вы представили нам свои знания.
У.- Что является целью урока?
Д.- Расширить знания о свойствах воды и их роли в природе.
У.- Где можно найти информацию, чтоб достичь цели урока?
Д.- В тексте учебника.
У.- Просмотрите страницы, найдите ту часть параграфа, где говориться о свойствах воды.
У.- Используя схему на с. 96, рис. 91, назовите уникальные свойства воды. Выписываем в таблицу. (на столах по одной таблице).
Свойства
Высокая теплоёмкость
Расширение при замерзании
Твёрдая вода легче жидкой (плотность)
Большая текучесть
Хороший растворитель
У.- На какой вопрос нашли ответ?
Д.- Исключительные свойства воды.
У.- Какую роль в природе играют эти свойства?
У.- Какой источник информации нам в этом поможет?
Д.- Текст учебника.
У.- Итак, начинаем читать.
У.- Какую роль играет высокая теплоемкость воды?
Д.- Высокая теплоемкость является регулятором температуры на земном шаре.
У.- Фиксируем данную роль в таблицу.
У.-А теперь вы будете работать в самостоятельно. Читая текст учебника, заполняете вторую колонку «Роль воды в природе».
Название свойства
Роль
Высокая теплоёмкость
Регулятор температуры на земном шаре
Расширение при замерзании
Участвует в физическом выветривании, те в разрушение горных пород
Твёрдая вода легче жидкой (плотность)
Предохраняет толщу воды от промерзания, а водные растения и животные – от гибели
Большая текучесть
Транспорт питательных веществ от корней к стеблям и листьям
Хороший растворитель
Содержание в воде растворенных солей, газов, органических веществ.
У.- А теперь обменяйтесь полученной информацией; представитель из первого варианта раскрывает роль каждого свойства, а представитель второго варианта внимательно слушает, исправляет и дополняет ответ.
У.- Давайте проверим правильность выполнения задания.
У.- Кто желает прочитать свои результаты.
У.- Итак, на какой вопрос вы получили ответ?
Д.- Роль воды в природе.
У.- Какую работу мы выполняли, чтобы получить ответ на этот вопрос?
Д.- Читали текст учебника, выясняли роль воды с учетом уникальных свойств воды и фиксировали информацию в таблицу.
У.- Что доказали этим заданием?
Д.- Доказали мнение о том, что вода – это самое необыкновенное вещество в мире.
У.- Но существует другое утверждение, что вода есть повсюду.
У. – Где встречается вода на Земле? Прочитайте информацию на слайде.
Д.- На планете выделяют воды Мирового океана, воды суши и вода в атмосфере.
У.- А связаны ли между собой все воды планеты?
Д.- Связаны.
У.- Как называется этот процесс?
Д.- Круговорот воды в природе.
У.- Прочитайте определение.
Д.- Непрерывный процесс перемещения воды из океана на суши и с суши в океан.
У.- Как происходит круговорот воды?
У.- Используя текст на странице 95, определите причины, обеспечивающие мировой круговорот воды.
Д.- Энергия Солнца, сила тяжести и жизнедеятельность организмов.
У.– Используя рис. 90 на с. 95, определите составляющие этого круговорота.
Д.- Процесс испарения, конденсация, осадки и просачивание.
Причины, обеспечивающие мировой круговорот Составляющие
энергия Солнца, сила тяжести и жизнедеятельность организмов процесс испарения, конденсация, осадки и просачивание
У.- Оказывается в природе круговоротов воды 2?
Д.- Найдите их на рис. 90 и расскажите о них друг другу. Первый вариант рассказывает про океанический круговорот, а 2 вариант – внутриматериковый.
У.- Какую роль выполняет круговорота воды в природе?
Д.- Постоянное обновление воды во всех водоемах и содержащих воду природных тел.
Итог урока.
У. – Сделайте вывод по уроку.
Д. – Вода – одновременно и самое обыкновенное, и самое уникальное вещество на Земле. Она обладает свойствами, которые позволяют ей производить в природе разнообразную работу. Недаром ее называют природным скульптором. Мировой круговорот воды объединяет природу Земли.
У. - Какова была цель?
Д. - Расширить знания о свойствах воды и их роли в природе.
У. - Что узнали?
У. - А вы больше к чему склонны, что вода обыкновенное вещество или необыкновенное?
Домашнее задание: § 17, задание 9, с. 98 (по желанию).