Мотивация | Добрый день. Я очень рада вас видеть на уроке. Думаю, что он покажется интересным для всех. Послушайте стихотворение: Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река. Река полноводно течет на просторе, Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана, Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, Они потекут до ближайшей реки. Как весь процесс называют в народе? Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен. |
Отвечают: Круговорот воды в природе. |
Целеполагание. Метод: побуждающий от проблемной ситуации диалог | Опыт: Подышите на предметное стекло и скажите, что вы здесь наблюдаете? Как называют происходящие явления? Какой будет тема урока? Ребята, а вы наблюдали эти явления в природе, в быту? Где? Действительно, мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол, исчезает. Сейчас мы пока не можем объяснить факты, которые вы наблюдали в природе и быту, но в ходе урока постараемся это сделать. Так какова цель нашего урока? | Стекло запотело. Теплый пар от дыхания конденсируется на зеркальце, оно запотевает. Отвечают: Испарение и конденсация Приводят примеры, опираясь на свой жизненный опыт Формулируют цель урока: Объяснить явления испарения и конденсации с физической точки зрения . Выяснить экспериментальным путем от каких факторов зависит скорость испарения жидкости. Применять свои знания в новой ситуации, опираясь на свой жизненный опыт. |
Актуализация опорных знаний. | Для достижения цели урока необходимо вспомнить ранее изученный материал. | Работают по сигнальным карточкам, поочередно выдергивают их друг у друга и отвечают на вопросы: 1)Какую энергию называют внутренней? 2)В каких агрегатных состояниях может находится вещество? 3)Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? 4)Как зависит скорость движения молекул от температуры? 5)Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии? |
Изучение нового материала Методы: | На рисунке изображен сосуд, внутри него находится жидкость, с помощью стрелок изображены направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? Какой из них больше вероятность покинуть жидкость? Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее? Проанализируем процессы, происходящие на рисунке. Рассмотрим внимательно сосуд №2, который закрыт пробкой. Демонстрация опыта, цель которого пронаблюдать процесс конденсации. Объясните наблюдаемое явление. Приведите примеры конденсации, встречающиеся в природе и быту. Проделаем опыт. Смажьте руку спиртом. Что ощущаете? Почему? Демонстрация опыта, цель которого проверить предположение о том, что температура испаряющейся жидкости уменьшается. Попробуйте объяснить наблюдаемое понижение температуры. Вспомните, какие молекулы покидают жидкость при испарении? Как изменяется кинетическая и потенциальная энергия оставшихся молекул в жидкости? Как изменяется внутренняя энергия жидкости? Проблемный вопрос. Когда быстрее высохнет белье в холодную или жаркую погоду? Где быстрее высохнет вода в луже или в ведре? Что испаряется быстрее подсолнечное масло или спирт? Когда быстрее высохнет скошенная трава в ветреную или безветренную погоду? Давайте проверим ваши предположения экспериментально. Работа в парах. Напоминаю правила техники безопасности при выполнении практических работ. Консультирую ребят. Сделаем вывод по результатам ваших исследований и запишем его в тетрадях. Ребята, какие явления происходят в закрытом сосуде с жидкостью? Что можно сказать про количество молекул, вылетевших из жидкости и вернувшихся обратно в неё? А может ли наступить такой момент, когда количество молекул, вылетевших из жидкости будет равно количеству молекул, вернувшихся в неё обратно. Знакомлю учащихся с наступлением динамического равновесия между жидкостью и её паром по рис.18 в учебнике. Формулирую понятия насыщенного и ненасыщенного пара. | Тем, которые находятся у поверхности и их скорости направлены наружу Той молекуле, которая движется с большей скоростью Жидкость могут покинуть молекулы, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами. Образуется пар.
так как одновременно с испарением происходит обратный процесс. Горячий пар соприкасается с холодной поверхностью стекла и, охлаждаясь, превращается в капельки воды. Приводят примеры: выпадение росы, туман, дождь, запотевание очков. Ощущаем холод. Гипотеза: температура испаряющейся жидкости уменьшается. Из жидкости улетают быстрые молекулы, значит средняя кинетическая энергия оставшихся молекул жидкости уменьшается. Поэтому, когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся выполняют исследования самостоятельно, работая в парах. Они проверяют зависимость скорости испарения По итогам работы один из учащихся делает вывод перед всем классом. Скорость испарения зависит (учащиеся записывают только подчёркнутые выражения) от рода вещества (там, где сила притяжения между молекулами жидкости меньше, скорость испарения выше) от температуры жидкости (чем выше температура жидкости, тем больше скорость движения молекул и испарение происходит быстрее) от площади поверхности (чем больше площадь поверхности, тем больше молекул одновременно вылетают в воздух) от наличия или отсутствия ветра (отдельные молекулы жидкости, попавшие в воздух, могут обратно вернутся в неё, но если есть ветер, то он снесёт эти молекулы в сторону). Испарение и конденсация. Количество молекул, вылетевших из жидкости больше количества молекул, вернувшихся обратно в неё. Наверное да. |
Первичное понимание и закрепление знаний | Решение качественных задач 1. Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит. 2. Что остынет быстрее при одинаковых условиях жирный суп или чай? Объясните почему. 3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Но чай несут: девицы чинно Едва за блюдечки взялись... Почему намеривались пить чай из блюдечек, а не из чашек? 4. Вы заметили, если в кувшине оставить воду в жаркий день, то к вечеру часть воды испарится и ее станет меньше. Как предохранить воду от испарения? Предложите свой способ. (Обсудите в парах). 5. Зачем человек в жаркую погоду покрывает продукты влажной тряпкой, а сливочное масло пытается сохранить в банке с водой? 6. Чай такой горячий! Как быстрее его остудить? | Решают качественные задачи/ |
Оценивание. Рефлексия. | Подведем итоги нашей работы на уроке. Ответьте на вопросы: (слайд 21) 1.Какова была цель нашего урока? 2. Как вы считаете, достигли ли мы цели? 3. Как добились реализации цели? 4.Были ли затруднения? В чем? 5.Обращался ли за помощью? 6.Помогал ли другим? 7. Что нового приобрели на уроке? 8.Доволен ли своей работой на уроке? Сделайте итоговую самооценку работы на уроке Заключительное слово учителя: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький». Не важно каким путем человек получает истинные знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо за работу на уроке. До свидания. |
Отвечают на вопросы.
Делают итоговую сомооценку в виде отметки по пятибалльной шкале. |