1. Сегодня, вместо привычных для вас слов «задачи, формулы» и т.д., мы погрузимся в мир музыки и звука. Звучит флейта.
- Получили ли вы удовольствие от прекрасной музыки?
-Что вам понравилось? ( ребята называют различные ответы, например разное звучание, переливы и т.д.)
Музыка-это великая сила, она будит в нас различное воображение , наводит на разные ассоциации.
-Например, какие? (Ребята делятся впечатлениями)
-А как вы думаете, у Михаила Потаповича такие же ощущения , как и у вас? (Мультипликационный фрагмент «Медведь музыкант»)
-Ребята, а звучание инструмента было разное или одинаковое? (ответы ребят)
-Значит у них диапазон звучания разный. Звук может быть высокий, низкий, громкий. Вот сегодня мы и выясним, от чего это зависит?
2. Моделирование ситуаций.
Класс поделён на группы, каждой из которых представлены инструменты:
Барабаны
Гусли (См. прил. №3)
Свирель
Колокола (См. прил.№1)
Шумовые инструменты
Камертон (См. прил.2)
Ребята выполняют работу по инструкции. (См. прил.)
После работы в группе ребята начинают презентовать свою работу.
Приложение №1
…В декабре, В глухую пору волчью, В мартовскую Заметь – гололедь, По всему Самарскому Заволжью Пела епифановская медь. Малые с захлёстом тенорили, Басовито ухал великан И, крестясь, Старухи говорил:
-Дан же, окаянному талан ! (В. Качетков «Епифановская медь»)
Звон колоколов завораживает не оставляет никого равнодушным, покоряет своим мощным бархатным тоном. Трудно сравнить звучание разных колоколов поскольку они различны по тембру, технике.
Приложение №3
Пескари звук камертона или свистка за 30 метров улавливают. А уши какие интересные! В черепе, позади глаз, есть пузырёк с густой жидкостью, а в ней камешки плавают. Они-то и воспринимают колебания звуковых волн и через нервы передают сигнал мозгу.
Приложение №2
- У неё голосок, что бабий волосок тонок - да долог. (Высокая частота)
А теперь ребята пускай зазвучат все музыкальные инструменты одновременно, а затем все смолкнет и зазвучит камертон.
- Что из себя представляет 1 часть эксперимента? (Шум).
- А вторая часть? (Чистый музыкальный звук)
Каково же их отличие?
Шум не имеет определённой чистоты колебания, а, следовательно, и частоты, а именно от этого и зависит красота, прелесть и своеобразие звуков различных голосов и музыкальных инструментов. У каждого звука есть окраска, которая называется тембром.
Например: орловские петухи имеют очень красивый окрас, но ценятся они не за это,а за пение. Они не продаются, обмениваются на товар: зерно и т.д. За хорошего петуха можно получить овцу либо телёнка. Любители петушиного пения выбирают себе петуха поющего либо басом, тенором и т. д.
И вот теперь, прослушав звучание различных инструментов, их характеристики, давайте выделим общее, что их объединяет:
Все они являются источниками колебания
Они создают звуки
Характеризуются: громкостью, высотой и тембром
Получили мы ответы на поставленные вопросы? Исчерпали тему? (Ответы ребят)
А теперь давайте обратим внимание на экран – биение сердца, колебание шарика (Фрагменты фильма)
-Почему мы не слышим звук, хотя среда для распространения есть? (Наше ухо воспринимает колебания с частотой от 16 до 20 тыс. герц ) следовательно, эти колебания были низкочастотные.
Пример: рассчитаем частоту колебания сердца: 70 ударов за минуту, следовательно, частота равна 1.16Гц. Мы его не воспринимаем.
Но звуки наполняют природу, мы часть её и не можем отделить себя от неё. Я не представляю себе жизнь без звуков.
-А чем же для вас является звук (Предполагаемые ответы)
- Средством общения
-Наш мозг получает информацию о происходящем в мире, а иногда сами звучащие предметы дают нам сведения об окружающем мире
- Убивают микробы «звон колоколов»
-Звук выступает в качестве лекаря
Различное звучание мы можем встретить в литературе. Например:
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет, то
Заплачет как дитя
А иногда, например, звук колокола, объединяет людей против зла, помнить о былом. О тех, кто отдал за нас свою жизнь.
Люди мира на минуту встаньте,
Слушайте, слушайте
Гудит со всех сторон
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею
И гудит взволнованно эфир
Люди мира, будьте зорче в трое
Берегите мир!
Ребята, я хочу задать вам творческое домашнее задание. Необходимо оставить музыкальный фоторяд, с наиболее понравившимися звуками природы (пение птиц и т.д.)
Инструкция №1
«Колокола» (регламент 5 минут)
Цель: исследовать инструмент на предмет звучания
воспроизвести звук с помощью инструмента;
установить источник звучания;
сравнить звучание трех колоколов;
рассмотреть звучание колоколов одновременно;
попытаться объяснить причины различного звучания;
сделать вывод, от чего зависит звучание издаваемых звуков;
презентовать ответ.
Инструкция №2
«Барабаны» (регламент 5 минут)
Цель: исследовать инструмент на предмет звучания
воспроизвести звук с помощью инструмента;
установить источник звучания;
сравнить звучание двух барабанов;
рассмотреть звучание барабанов одновременно;
попытаться объяснить причины различного звучания;
сделать вывод, от чего зависит звучание издаваемых звуков;
презентовать ответ.
Инструкция №3
«Свирель » (регламент 5 минут)
Цель: исследовать инструмент на предмет звучаниявоспроизвести звук с помощью инструмента;
установить источник звучания;
сравнить звучание двух флейт;
попытаться объяснить причины различного звучания;
сделать вывод, от чего зависит звучание издаваемых звуков;
презентовать ответ.
Инструкция №4
«Гусли» (регламент 5 минут)
Цель: исследовать инструмент на предмет звучания
воспроизвести звук с помощью инструмента;
установить источник звучания;
сравнить звучание различных струн;
рассмотреть звучание инструмента
попытаться объяснить причины различного звучания;
сделать вывод, от чего зависит звучание издаваемых звуков;
рассмотреть звучание различных инструментов одновременно;
попытаться объяснить причины различного звучания;
сделать вывод, от чего зависит звучание издаваемых звуков;
презентовать ответ.
Инструкция №6
«Камертон» (регламент 5 минут)
Цель: исследовать инструмент на предмет звучания
воспроизвести звук с помощью инструмента;
установить источник звучания;
сравнить звучание двух камертонов;
рассмотреть звучание колоколов одновременно;
попытаться объяснить причины различного звучания;
сделать вывод, от чего зависит звучание издаваемых звуков;
презентовать ответ.
Краткий словарь физических терминов
Колебания – повторение движения через определенный промежуток времени.
Период колебания – время одного полного колебания.
Частота колебания – число колебаний в единицу времени.
Свободные колебания – колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии.
Волна – возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения. (колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени)
Продольная волна – волны, в которых колебания происходят вдоль направления их распространения.
Поперечная волна – волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению их распространения.
Механические колебания с диапозоном частот от 16 до 20000 герц – звуковые волны.
Механические колебания, частота которых превышает 20000 Гц – ультразвуковые колебания.
Механические колебания, частота которых менее 16 Гц – инфразвуковые колебания.