kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок "В мире звуков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок "В мире звуков"
Связь физики с предметами- музыка, литература

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "В мире звуков"»

Урок в 9 классе по физике

«В мире звуков»

Цель: Расширение и углубление знаний учащихся о механических волнах

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Межпредметные связи: биология.музыка,география,литература



Ход урока:

1. Сегодня, вместо привычных для вас слов «задачи, формулы» и т.д., мы погрузимся в мир музыки и звука. Звучит флейта.

- Получили ли вы удовольствие от прекрасной музыки?

-Что вам понравилось? ( ребята называют различные ответы, например разное звучание, переливы и т.д.)

Музыка-это великая сила, она будит в нас различное воображение , наводит на разные ассоциации.

-Например, какие? (Ребята делятся впечатлениями)

-А как вы думаете, у Михаила Потаповича такие же ощущения , как и у вас? (Мультипликационный фрагмент «Медведь музыкант»)

-Ребята, а звучание инструмента было разное или одинаковое? (ответы ребят)

-Значит у них диапазон звучания разный. Звук может быть высокий, низкий, громкий. Вот сегодня мы и выясним, от чего это зависит?

2. Моделирование ситуаций.

Класс поделён на группы, каждой из которых представлены инструменты:

  • Барабаны

  • Гусли (См. прил. №3)

  • Свирель

  • Колокола (См. прил.№1)

  • Шумовые инструменты

  • Камертон (См. прил.2)

Ребята выполняют работу по инструкции. (См. прил.)

После работы в группе ребята начинают презентовать свою работу.



Приложение №1

…В декабре,
В глухую пору волчью,
В мартовскую
Заметь – гололедь,
По всему
Самарскому
Заволжью
Пела епифановская медь.
Малые с захлёстом тенорили,
Басовито ухал великан
И, крестясь,
Старухи говорил:

-Дан же, окаянному талан !
(В. Качетков «Епифановская медь»)

Звон колоколов завораживает не оставляет никого равнодушным, покоряет своим мощным бархатным тоном. Трудно сравнить звучание разных колоколов поскольку они различны по тембру, технике.

Приложение №3

Пескари звук камертона или свистка за 30 метров улавливают. А уши какие интересные! В черепе, позади глаз, есть пузырёк с густой жидкостью, а в ней камешки плавают. Они-то и воспринимают колебания звуковых волн и через нервы передают сигнал мозгу.

Приложение №2

- У неё голосок, что бабий волосок тонок - да долог. (Высокая частота)

А теперь ребята пускай зазвучат все музыкальные инструменты одновременно, а затем все смолкнет и зазвучит камертон.

- Что из себя представляет 1 часть эксперимента? (Шум).

- А вторая часть? (Чистый музыкальный звук)

Каково же их отличие?

Шум не имеет определённой чистоты колебания, а, следовательно, и частоты, а именно от этого и зависит красота, прелесть и своеобразие звуков различных голосов и музыкальных инструментов. У каждого звука есть окраска, которая называется тембром.

Например: орловские петухи имеют очень красивый окрас, но ценятся они не за это,а за пение. Они не продаются, обмениваются на товар: зерно и т.д. За хорошего петуха можно получить овцу либо телёнка. Любители петушиного пения выбирают себе петуха поющего либо басом, тенором и т. д.

И вот теперь, прослушав звучание различных инструментов, их характеристики, давайте выделим общее, что их объединяет:

  • Все они являются источниками колебания

  • Они создают звуки

  • Характеризуются: громкостью, высотой и тембром

Получили мы ответы на поставленные вопросы? Исчерпали тему? (Ответы ребят)

А теперь давайте обратим внимание на экран – биение сердца, колебание шарика (Фрагменты фильма)

-Почему мы не слышим звук, хотя среда для распространения есть? (Наше ухо воспринимает колебания с частотой от 16 до 20 тыс. герц ) следовательно, эти колебания были низкочастотные.

Пример: рассчитаем частоту колебания сердца: 70 ударов за минуту, следовательно, частота равна 1.16Гц. Мы его не воспринимаем.

  1. Но звуки наполняют природу, мы часть её и не можем отделить себя от неё. Я не представляю себе жизнь без звуков.

-А чем же для вас является звук (Предполагаемые ответы)

- Средством общения

-Наш мозг получает информацию о происходящем в мире, а иногда сами звучащие предметы дают нам сведения об окружающем мире

- Убивают микробы «звон колоколов»

-Звук выступает в качестве лекаря

Различное звучание мы можем встретить в литературе. Например:

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет, то

Заплачет как дитя

А иногда, например, звук колокола, объединяет людей против зла, помнить о былом. О тех, кто отдал за нас свою жизнь.

Люди мира на минуту встаньте,

Слушайте, слушайте

Гудит со всех сторон

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон.

Звон плывет, плывет над всей землею

И гудит взволнованно эфир

Люди мира, будьте зорче в трое

Берегите мир!

Ребята, я хочу задать вам творческое домашнее задание. Необходимо оставить музыкальный фоторяд, с наиболее понравившимися звуками природы (пение птиц и т.д.)



Инструкция №1

«Колокола» (регламент 5 минут)

Цель: исследовать инструмент на предмет звучания

  • воспроизвести звук с помощью инструмента;

  • установить источник звучания;

  • сравнить звучание трех колоколов;

  • рассмотреть звучание колоколов одновременно;

  • попытаться объяснить причины различного звучания;

  • сделать вывод, от чего зависит звучание издаваемых звуков;

  • презентовать ответ.



Инструкция №2

«Барабаны» (регламент 5 минут)

Цель: исследовать инструмент на предмет звучания

  • воспроизвести звук с помощью инструмента;

  • установить источник звучания;

  • сравнить звучание двух барабанов;

  • рассмотреть звучание барабанов одновременно;

  • попытаться объяснить причины различного звучания;

  • сделать вывод, от чего зависит звучание издаваемых звуков;

  • презентовать ответ.



Инструкция №3

«Свирель » (регламент 5 минут)

Цель: исследовать инструмент на предмет звучаниявоспроизвести звук с помощью инструмента;

  • установить источник звучания;

  • сравнить звучание двух флейт;

  • попытаться объяснить причины различного звучания;

  • сделать вывод, от чего зависит звучание издаваемых звуков;

  • презентовать ответ.



Инструкция №4

«Гусли» (регламент 5 минут)

Цель: исследовать инструмент на предмет звучания

  • воспроизвести звук с помощью инструмента;

  • установить источник звучания;

  • сравнить звучание различных струн;

  • рассмотреть звучание инструмента

  • попытаться объяснить причины различного звучания;

  • сделать вывод, от чего зависит звучание издаваемых звуков;

  • презентовать ответ.



Инструкция №5

«Шумовые инструменты, треугольник» (регламент 5 минут)

Цель: исследовать инструмент на предмет звучания

  • воспроизвести звук с помощью инструмента;

  • установить источник звучания;

  • сравнить звучание различных инструментов;

  • рассмотреть звучание различных инструментов одновременно;

  • попытаться объяснить причины различного звучания;

  • сделать вывод, от чего зависит звучание издаваемых звуков;

  • презентовать ответ.



Инструкция №6

«Камертон» (регламент 5 минут)

Цель: исследовать инструмент на предмет звучания

  • воспроизвести звук с помощью инструмента;

  • установить источник звучания;

  • сравнить звучание двух камертонов;

  • рассмотреть звучание колоколов одновременно;

  • попытаться объяснить причины различного звучания;

  • сделать вывод, от чего зависит звучание издаваемых звуков;

  • презентовать ответ.












Краткий словарь физических терминов

Колебания – повторение движения через определенный промежуток времени.

Период колебания – время одного полного колебания.

Частота колебания – число колебаний в единицу времени.

Свободные колебания – колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии.

Волна – возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения. (колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени)

Продольная волна – волны, в которых колебания происходят вдоль направления их распространения.

Поперечная волна – волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению их распространения.

Механические колебания с диапозоном частот от 16 до 20000 герц – звуковые волны.

Механические колебания, частота которых превышает 20000 Гц – ультразвуковые колебания.

Механические колебания, частота которых менее 16 Гц – инфразвуковые колебания.

Характеристики звука:

  • высота

  • громкость

  • тембр

Акустика – раздел физики, изучающий звук
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок "В мире звуков"

Автор: Шалагина Валентина Андреевна

Дата: 04.11.2017

Номер свидетельства: 436692

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Интегрированный урок (Биология + Самопознание) 8 класс."
    ["seo_title"] => string(51) "integrirovannyi_urok_biologiia_samopoznanie_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "483255"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541161161"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Интегрированный урок по музыке "В мире красок и мелодий" "
    ["seo_title"] => string(59) "intieghrirovannyi-urok-po-muzykie-v-mirie-krasok-i-mielodii"
    ["file_id"] => string(6) "202696"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429294955"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "В гости к весне. Интегрированный урок по предметам окружающий мир и информатика "
    ["seo_title"] => string(90) "v-ghosti-k-viesnie-intieghrirovannyi-urok-po-priedmietam-okruzhaiushchii-mir-i-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "195374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427900482"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Открытый интегрированный урок по ИЗО на тему "Рисование по воображению" "
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyi-intieghrirovannyi-urok-po-izo-na-tiemu-risovaniie-po-voobrazhieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "137688"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417423636"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Интегрированный урок "Украсим территорию родной школы цветущими клумбами" по технологии мастерских "
    ["seo_title"] => string(111) "intieghrirovannyi-urok-ukrasim-tierritoriiu-rodnoi-shkoly-tsvietushchimi-klumbami-po-tiekhnologhii-mastierskikh"
    ["file_id"] => string(6) "134931"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416834801"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства