План конспект урока по теме "Электролиз"Урок формирования новых знаний.На уроке используются различные ЦОР, что позволиляет выполнять все функции обучения: передачу информации. тренинги. проверку знаний, усилить восприятие нового материала.lДля лучшего понимания составляется таблица катодных и анодных процессов, параллельно разбираются примеры соответствующих процессов. после закрепления электролиза растворов,рассматривается электролиз расплавов, споследующей записью уравнений электролиза расплавов.изученный материал закрепляется выполнением индивидуальных и групповых заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: повторить теорию электролитической диссоциации, дать представление об электролизе расплавов и растворов солей.
Задачи:
Обучающая:
• Познакомить учащихся с понятием электролиз ,электролиз растворов и расплавов.
• Формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов.
Развивающая:
• Развивать умение рационально планировать свою деятельность;
• Развивать умение работать в группах и индивидуально.
Воспитательная:
• Воспитание у учащихся интереса к учению стремление добиваться успехов учебе;
• Формирование у учащихся гражданской позиции на примере некоторых глобальных проблем человечества.
Оборудование: мультимедиа, презентация, таблицы.
Ход занятия
I. Орг. момент
II. Проверка Д /з (см. приложение)
III. Изучение нового материала
I.Актуализация знаний:
а) Какие вещества относятся к электролитам?
б) Что называется электролитической диссоциацией?
2.Электролиз.
Электролиз-это совокупность окислительно-восстановительных процессов , протекающих при прохождении постоянного электрического тока через раствор или расплав электролита с погруженными в него электродами.
Действие электрического тока на различные вещества изучал англ. ученый Г.Деви (сообщения учащихся).
При прохождении постоянного электрического тока через раствор ( или расплав некоторых солей и оснований) электролита происходит следующее : положительно заряженные ионы ( катионы) подходят к отрицательно заряженному электроду – катоду; отрицательно заряженные ионы (анионы) подходят к положительному электроду – аноду и за счет движения ионов проходит электрический ток. Домтигнув электродов ионы начинают приобретать или терять электроны: катионы, достигнув катода, принимают от него электроны , а анионы, достигнув анода – отдают электроны ; на катоде происходит процесс восстановления , на аноде- окисления. Эта реакция является окислительно-восстановительной.
Сущность электролиза изображают с помощью схемы , которая показывает диссоциацию электролита, направление движения ионов, процессы на электродах и выделяющиеся вещества.
а) Электролиз водного раствора электролита
При электролизе водных растворов кроме гидратированных ионов электролита принимают участие ионы из воды. В связи с этим при электролизе раствора электролита возле катода и анода скапливаются конкурирующие друг с другом ,а также с молекулами воды ионы.
1) Последовательность разрядки катионов на катоде зависит от положения металла в электрохимическом ряду напряжений.
Катодные процессы в водных растворах солей
Li, Rb , K, Ba, Sr,
Ca, Na, Mg, Al
Mn, Zn, Cr, Fe, Cd, Ni, Sn, Pb
H₂
Cu, Hg, Pt, Au
2H₂O+ 2e = H₂+2OH-
Me++ ne= Me
2H₂O+ 2e= H₂+2OH-
Me+ + ne= Me
1. Если у катода накапливаются катионы металла, который находится в ряду напряжений после водорода, и молекулы воды, то на катоде восстанавливаются ионы металла:
Cu Br₂ (р-р) = Cu²++2Br-
К- А+
Cu²+2e→Cu0 2Br-- 2e →Br₂
2. Если у катода накапливаются катионы металла ,стоящего в начале ряда напряжений ( от лития до аллюминия включительно), и молекулы воды , то на катоде восстанавливаются ионы водорода из молекул воды :
Ca J₂ Ca ₂+ 2J-
K A
2H₂O+ 2e →H₂ + 2OH- 2J- – 2e →J₂↓
Ca²+ 2 OH- Ca (OH)₂
т.о., на катоде выделяется водород, на аноде образуется иод , а вблизи катода – раствор Ca(OH)₂.
3. Если у катода накапливаются катионы металла, который расположен в ряду напряжений между алюминием и водородом, и молекулы воды , то восстанавливаются и ионы металла, и частично ионы водорода из молекул воды:
Zn SO₄ Zn ²+ + SO₄²-
K A
Zn²+ 2e → Zn
2H₂O + 2e → H₂+2OH- 2H₂O+ 4e → O₂ + 4 H+
Zn²++ 2OH- → Zn (OH)₂ 2H++ SO₄²- H₂SO₄
4. Если в растворе находится смесь катионов разных металлов , то сначала восстанавливаются катионы менее активного металла.
5. При электролизе раствора кислоты на катоде восстанавливаются катионы водорода : 2H++ 2e= H₂
2) Последовательность разрядки анионов на аноде зависит от природы аниона.
Кислотный остаток (анион) А (n-)
Бескислородные кислоты
( Cl- ,Br-, J-,S²- и др.)
Кислородсодержащий кислоты
(SO₄²-, NO₃-, CO₃²- и др.)
Окисление аниона
( кроме фторид- иона)
А (n-) – ne = A
В кислотной , нейтральной средах
2H₂O-4e= O₂+4 H+
В щелочной среде
4OH-- 4e= O₂ + 2 H₂O
1. При электролизе растворов солей бескислородных кислот ( кроме фторидов) на аноде окисляются анионы кислотных остатков.
Ba Clр-р Ba²++ 2 Cl-
K A
H₂O+ 2e→H₂+2OH- 2Cl-- 2e → Cl₂
Ba²++ 2OH-→ Ba (OH)₂
2. При электролизе растворов солей кислородсодержащих кислот и фторидов на аноде идет процесс окисления гидроксид-ионов из молекул воды:
Pb(NO₃)₂ р-р Pb²++ 2 NO₃-
K A
Pb²++ 2 e → Pb 2 H₂O – 4 e →O₂+4H+
2H₂O+ 2e→ H₂+2OH- H+ + NO₃- HNO₃
Pb²++ 2OH-→ Pb(OH)₂
3. При электролизе растворов щелочей окисляются гидроксид-ионы:
4OH-- 4e = O₂ + 2 H₂O
Все разработанные случаи электролиза относятся к нерастворимому аноду ,изготовленному из угля ,графита,платины,иридия.
б) Электролиз расплава электролита с инертными электродами.
В расплаве электролита присутствуют только ионы, образовавшиеся при его диссоциации , они участвуют в окислительно-восстановительном процессе. t
Na Cl (тв.) =Na+ + Cl-
K A
Na++ e = Na 2Cl- - 2e = Cl₂
2 Na++ 2 Cl- =========== 2Na + Cl₂
На катоде образуется металлический натрий , на аноде – газообразный хлор.
3 Применение электролиза
(сообщения учащегося)
IV Закрепление
1. В каких случаях при электролизе водных растворов солей:
а) на катоде выделяется водород;
б) на аноде выделяется кислород;
в) происходит одновременное восстановление катонов металла и катионов водорода воды ?
2. Какие химические процессы происходят у катода и анода при электролизе раствора хлодида никеля (II) , если анод :