Сегодня мы с вами проведем необычный урок: урок-телепередачу «Очевидное и невероятное». Речь в нашей телепередаче пойдет об атмосферном давлении, приборе измерения атмосферного давления и о том, как меняется атмосферное давление в зависимости от высоты подъема над уровнем моря.
Повторение. Перед повторением разбиваем класс на группы. Ребята собирают картину, где изображен барометр.
Ребята в группах отвечают на вопросы (Приложение №1)
Тестирование индивидуальное (Приложение №2)
Практическая работа выполняют в группе (Приложение №3)
Освоение нового материала
Ученик приготовил сообщение по барометру-анероиду.
Для закрепления ребята в группе отвечают на вопросы (Приложение №4)
Изменение атмосферного давления связано с изменением погоды. А с чем еще оно связано? Для ответа на этот вопрос мы пригласили на нашу передачу учителя географии Крагожину А.Н..
В класс входит учитель географии Карагожина А.Н., в руках свернутая карта Казахстана.
Учитель А.Н.: Ребята вы знаете, что в Центральном Казахстане находится гора Чингизтау (вывешивает карту Казахстана). Это гора является одним из самых известных уголков природы Казахстана.
Учитель: Ребята, на этой горе ведутся активные работы по сохранению этого природного комплекса.
Учитель А.Н.: Если будете в руках держать барометр и взбираться на самую высокую точку этой горы, то заметите, что атмосферное давление уменьшается.
Учитель: Это объясняется тем, что у поверхности Земли нижние слои воздуха сжаты верхними. Как думаете, где будет самый плотный слой воздуха? Какой слой воздуха оказывает большее давление: верхний или нижний? (Нижние слои воздуха оказывают больше давление.)
Учитель А.Н.: Над уровнем моря при 0 градусов Цельсия атмосферное давление равно 760мм рт.ст.
Учитель: Верно! Это давление называется нормальным атмосферным давлением.
Учитель А.Н.: Мне интересно было поучаствовать передаче. Спасибо за приглашение. До свидания!
Закрепление.
Откроем учебник на стр. рассмотрим рисунок, на котором показана зависимость атмосферного давления от высоты подъема.
В чем выражается эта зависимость? Замечено, что при подъеме на каждые 12 метров давление уменьшается на 1 мм рт.ст.
Давайте решим задачу на эту зависимость, такие задачи встречаются в вопросах ПГК и ЕНТ (Приложение №5)
Домашнее задание
Параграф 40-41, упр.22№1, составить кроссворд на тему «Давление».
Итог урока.
Рефлексия
На стикерах пишут:
1.Вам понравился урок?
2.Что больше всего понравилось?
3.Какие знания, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни?
4.На этом наша телепередача подошла к концу. Спасибо за внимание!
Приложения №1
Что представляет собой атмосфера?
Какое строение имеет атмосфера?
Каково процентное содержание газов в атмосфере?
Атмосфера состоит из газов, а почему молекулы не улетают в мировое пространство?
А почему атмосфера не «оседает» на поверхности Земли?
Что такое атмосферное давление?
Приложение №2
1 вариант
1)Уровень ртути в трубке Торричелли опустился. Как изменилось атмосферное давление?
А) Увеличилось
В) Уменьшилось
С) Не изменилось
2) Чему равен вес 10 м3 воздуха? Плотность воздуха 1,3 кг/м3.
А) ≈1,3 В) ≈ 13 Н С) ≈130 Н Д) Воздух невесом
3)Торричелли создал ртутный барометр. Какой примерно высоты был столб ртути в этом барометре?
А) 76 см В)1 м С)10м Д) Столб ртути мог быть любым.
4) Резиновый шар надули воздухом и завязали. Как изменится объем шара и давление воздуха внутри него при понижении атмосферного давления?
А) Объем и давление не изменяется
В)Объем уменьшится, давление увеличится
С)Объем увеличится, давление уменьшится
Д)Объем не изменится, давление уменьшится
2 вариант
Какова причина существования атмосферного давления?
А)Подвижность молекул;
В)Их взаимодействие;
С)Вес воздуха;
Д)Его трение о землю.
2. Как изменяется уровень ртути в трубке Торричелли при изменении атмосферного давления?
А) Не изменяется;
В) Повышается при увеличении атмосферного давления и понижается при его уменьшении;
С)Понижается в случае увеличения атмосферного давления и повышается, когда оно уменьшается;
Д)Среди ответов нет правильного.
3. Чему равна масса воздуха в классной комнате, размеры которой 6мХ10мХ3м? Плотность воздуха 1,3 кг/м3.
А) 140 кг; В)180 кг; С)234 кг; Д) Воздух не имеет массы.
4. Резиновый шар надули воздухом и завязали. Как изменится объем шара и давление воздуха внутри него при повышении атмосферного давления?
А) Объем и давление не изменится
В) Объем уменьшится, давление увеличится
С) Объем увеличится, давление уменьшится
Д)Объем не изменится, давление увеличится
Ответы:
1
2
3
4
5
1 вариант
А
С
А
А
С
2 вариант
С
С
С
Д
В
Критерии оценивания:
5 правильных ответов – оценка «5»;
4 правильных ответов – оценка «4»;
3 правильных ответов – оценка «3»;
Менее трех правильных ответов – оценка «2».
Приложение №2
Задание 1 группы: Как достать копейку из блюдца, не замочив при этом руки?
Оборудование: плоская тарелка, стакан с водой, монета, свеча, спички, стакан.
Алгоритм выполнения:
1.Положите монету на дно тарелки;
2.Налейте столько воды, чтобы она покрыла монету;
3.Подожгите свечу;
4.Заженную свечу поставьте на воду в тарелке.
Как достать копейку из тарелки, не замочив при этом руки?
5. Возьмите стакан и накройте им свечу.
Сделайте вывод.
Задание 2 группы: Как достать копейку из блюдца, не замочив при этом руки?
Оборудование: плоская тарелка, стакан с водой, монета, бумага, стакан.
Алгоритм выполнения:
1.Положите монету на дно тарелки;
2.Налейте столько воды, чтобы она покрыла монету;
3.Зажгите бумагу, положите горящей внутрь стакана и быстро поставьте стакан на тарелку близ монеты, дном вверх.
Как достать копейку из тарелки, не замочив при этом руки?
5. Возьмите стакан и накройте им свечу.
Сделайте вывод.
Вывод: сила, вогнавшая воду под стакан и удерживающая ее там, на определенной высоте, - атмосферное давление. Огонь нагрел в стакане воздух, давление возросло, и часть газа вышла наружу. Когда огонь погас, воздух снова остыл, но при охлаждении его давление уменьшилось, и под стакан вошла вода вгоняемая туда давлением наружного воздуха.
Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе
Викторина «ФИЗИКОН»
Цель мероприятия:
Образовательная: формировать умение активизировать и планировать, объяснять физические опыты и явления.
Развивающие: развитие познавательной деятельности, расширение кругозора; развитие умения работать в группе; развитие внимания, мышления учащихся; развитие интереса к предмету.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции.
В проведении викторины принимают участие 4 команды. Остальные учащиеся – болельщики и ассистенты.
Форма: интеллектуальное состязание.
Место проведения: актовый зал.
Ход игры:
Ведущий 1. Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!
Ведущий 2. Здравствуйте, дорогие друзья!
Ведущий 1. Мы очень рады видеть Вас на нашей игре «Физический калейдоскоп»! Сегодня вы будете соревноваться в различных конкурсах и показывать свои знания. Давайте познакомимся с нашими командами.
Ведущий 2. 1 команда – «КУ», 2 команда - «МЮ», 3 команда – «НЮ», 4 команда – «ЛЯМБДА». Пожалуйста, выберите себе капитанов.
Ведущий 2. Окружающий нас мир материален. Материальны все физические тела и вещества, а также частицы, входящие в состав атомов, материален свет, звук, радиоволны, физические поля. Все, что происходит вокруг, очень сильно волнует и интересует всех жителей нашей планеты, и именно поэтому мы решили провести сегодняшнюю игру.
Ведущий 1. 1 конкурс называется «Отгадалки».
Участники игры в этом конкурсе могут набрать до 15 баллов. Необходимо отгадать, о чем идет речь, с первой попытки. В случае неудачи у каждой пары есть еще две возможности: если отгадано со второй попытки - 10 баллов, с третьей – 5 баллов.
Итак, вопрос команде №1
Эта «штучка» очень маленькая. Она может летать с очень большой скоростью, а может просто качаться. (15 баллов).
Она находится во всех веществах и в разных веществах различная. (10 баллов).
Она состоит из атомов. ( 5 баллов).
(Молекула)
Вопрос команде №2
Оно может быть повышенным, пониженным, нормальным. С его помощью мы пьем и едим. А на высоте оно другое. (15 баллов)
От него зависит жизнь не только человека, но и животных. (10 баллов)
Его измеряют барометром. (5 баллов)
(Атмосферное давление)
Вопрос команде №1
Это есть у всех тел на Земле, и у всех тел она разная: у одних больше, у других меньше. (15 баллов)
Если бы ее не было, то было бы непонятно, как покупать что-нибудь. (10 баллов)
Ее можно взвесить. (5 баллов) (Масса).
Вопрос команде №2
1.Оно совершается всеми телами, процессами, мыслями. (15 баллов)
Это делают люди, животные, машины, это доступно пароходам, это делают самолеты. (10 баллов)
3.Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни. (5 баллов)
(Движение)
2 тур – «Знакомые буквы»
На экране написаны буквы – обозначения разных физических величин: плотность, давление, сила, скорость, масса, длина, температура, объем, влажность. Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставить им в соответствии одну из этих величин.
Если отгадано с первой попытки, то команда зарабатывает 15 баллов. Со второй – 10 баллов, ну, а с третьей – 5 баллов.
Задание команде №1:
Пеший конному не товарищ.
Поспешишь - людей насмешишь.
Тише едешь - дальше будешь.
О какой физической величине идет речь?
(Ответ: скорость)
Задание команде №2:
1.Не все на свой аршин мерей.
2.Семт раз отмерь – один раз отрежь.
3.Без меры и лаптя не сплетешь.
(Ответ: длина)
Задание команде №1:
Плохи дела, где сила без ума.
Без уменья и сила не причем.
Через силу и конь не тянет.
О какой физической величине речь?
(Ответ: сила)
Задание команде №2:
Мал золотник да дорог.
Своя ноша не тянет.
Тяжело нагребешь – домой не донесешь.
Назовите физическую величину
(Ответ: масса)
3 конкурс – «Черный ящик».
Вам необходимо угадать, что находится в черном ящике. За правильный ответ - 5 баллов.
Вопрос команде №1
Здесь особенный предмет.
Всем подскажет, всем ответит
Болен кто-то или нет. (Термометр)
Вопрос команде №2
Этот маленький предмет
Нам подскажет всем ответ
Почему при малой силе
В стенку вдруг его вонзили?(Кнопка)
Вопрос команде №1
Я горячее храню, я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю. (Термос)
Вопрос команде №2
В морях и реках обитает,
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Ведущий:
А теперь «А ну-ка, болельщики!». Конкурс для болельщиков