Урок в 6 классе
Тема урока: АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ
Цель:
- Сформировать представления об атмосферном давлении и о закономерностях его изменения,
- ознакомить с механизмом устройства и работы ртутного барометра и барометра-анероида.
- сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней и атмосферным давлением.
2. Способствовать развитию логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, работать по алгоритму
3. Воспитание познавательного интереса учащихся к географии, коммуникабельности, самостоятельности, организованности
Тип урока: Урок изучения и осмысления нового материала
Оборудование: барометр-анероид, стакан с водой, лист бумаги (для демонстрации опыта) , проектор, экран, компьютер, презентация, учебники, оценочный лист, опорный лист.
Методы обучения: беседа, рассказ, демонстрация опыта, эксперимент, просмотр видеофрагмента, практическая работа, решение задач, работа с учебником.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
Учитель:
-Здравствуйте ребята. У нас необычный урок- он открытый, поэтому у нас гости. Но, я думаю, это никак не повлияет на вашу работу на уроке, и вы будете хорошо работать!
-У каждого из вас лежат «оценочные листы», вверху на страничке вы видите смайлики. Выберите из предложенных рисунков тот, который соответствует вашему настроению, и поставьте галочку. То же самое вы потом сделаете в конце урока.
- Ребята я хочу урок начать с опыта. ОПЫТ: берём стакан с водой, накрываем листом бумаги. Переворачиваем вверх дном стакан, придерживая лист бумаги рукой. Отпускаем руку. Лист не падает.
Вопрос к классу: почему лист бумаги не падает, что его держит?
Учащиеся отвечают :( На него снизу давит воздух)
Учитель: Значит, воздух обладает давлением? (Да), итак какая тема нашего урока: Ученики: Давление воздуха.
Учитель: Ребята! у вас на обратной стороне оценочного листа «Опорный лист», сейчас вы туда запишите тему урока и по ходу нашего урока вы будете вести записи не в тетрадь, а в этот «опорный лист». Сейчас вы видите таблицу: 1-я колонка таблицы-«Что знаю о воздухе»( сделайте записи) 2-я колонка- «Что узнаю сегодня на уроке»
( сделайте записи), 3-я колонка-«Что для этого делали» (записи будете делать по ходу урока.)
III.Изучение нового материала:
Учитель: Сейчас вашему вниманию будет представлен небольшой фильм. Ваша задача внимательно слушать и в «Опорный лист» записывать те понятия, которые по ходу фильма встречаются.
- Что притягивает атмосферу к земле…..
- Что такое атмосферное давление…..
- Как измерили атмосферное давление…..
- Кто первый измерил атмосферное давление при помощи ртутного барометра….
- Какова единица измерения атмосферного давления…..
- Какое давление считается нормальным…..
- Из-за чего может атмосферное давление меняться….
- Давление атмосферы на 1 см квадратный =
- Люди не чувствуют атмосферное давление так как…..
Учитель: Ребята, вы знаете, что такое ртуть? (это жидкий металл). Так вот, когда узнали, что это металл ядовитый - создали другой более безопасный прибор для определения атмосферного давления. Откройте учебник на стр 106, найдите что это за прибор, как он называется?(барометр-анероид)
Учитель: Ребята подумайте. Давление везде одинаково?(Верно, оно может меняться с высотой). В учебнике стр 106. Рассмотрите Рис 98, объясните: Как здесь, меняется давление воздуха. (При подъёме на высоту давление меньше)
Учитель: Учёные заметили: Что при подъёме на 10,5 метров давление падает на 1мм. рт.ст. и поднимается при спуске в шахту или яму.
ЭКСПЕРИМЕНТ: 2 человека сейчас измерят давление на первом этаже и на 2-м этаже
Пока ребята выполняют эксперимент. Найдите в учебнике на стр 107.Когда и где ещё может меняться давление воздуха?(Летом и зимой. Над сушей и морем и от характера поверхности)
Закрепление знаний:
Практическая работа:
Определите, с какой силой давит воздух на ладонь соседа по парте
Решение задач:
Задача 2. Определите относительную высоту холма, если у его подножия атмосферное давление 750 мм рт. Ст. а на вершине 744мм рт.ст.
Алгоритм решения:
Задача 1. Лётчик поднялся на высоту 2км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.
1)2000:10,5=194
2)750-194=556 мм рт. ст
Ответ: 556 мм рт. ст.
Домашнее задание: пар 28,индивидуальные задания на карточках
Рефлексия:
Опорный лист
Ученика 6 класса_____________________
Тема урока:________________________
Что знаю о воздухе?
Что узнаю на уроке?
Что для этого делали?
Изучение нового материала:
1.Что притягивает атмосферу к земле…..
2.Что такое атмосферное давление…..
3.Как измерили атмосферное давление…..
4.Кто первый измерил атмосферное давление ……..
5.Какова единица измерения атмосферного давления…..
6.Какое давление считается нормальным…..
7.Из-за чего может атмосферное давление меняться….
8.Давление атмосферы на 1 см квадратный =
9.Люди не чувствуют атмосферное давление так как…..
Закрепление знаний:
Практическая работа:
Определите, с какой силой давит воздух на ладонь соседа по парте
Решение задач:
Задача 2. Определите относительную высоту холма, если у его подножия атмосферное давление 750 мм рт. ст, а на вершине 744мм рт.ст.
Алгоритм решения:
Задача 1. Лётчик поднялся на высоту 2км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.
1)2000:10,5=194
2)750-194=556 мм рт. ст
Ответ: 556 мм рт. ст.
Домашнее задание:
1.пар 28,
2.подготовить сообщение о видах ветра- «торнадо», «смерч», «самум»
3.придумать задачу на определение атмосферного давления
4.решить задачу: У подножия горы атмосферное давление
(Р) равно 756 мм рт. ст.На вершине оно составляет 620 мм рт. ст.Определите высоту горы.()
(Раздать лично каждому ученику по степени сложности)
Домашнее задание:
1.пар 28,
2.подготовить сообщение о видах ветра- «торнадо», «смерч», «самум»
Домашнее задание:
1.пар 28,
2.решить задачу: У подножия горы атмосферное давление
(Р) равно 756 мм рт. ст.На вершине оно составляет 620 мм рт. ст.Определите высоту горы.()
Домашнее задание:
1.пар 28,
2.придумать задачу на определение атмосферного давления