kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитывающие ситуации на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывающие ситуациина уроках физики Мы привыкли думать, что воспитание на уроке – это прежде всего примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Поэтому уроки литературы, истории, иностранного языка предоставляют якобы большие возможности для воспитания, чем уроки физики. Между тем воспитывающий потенциал урока как такового, вне зависимости от его предметного содержания, весьма высок. На каждом уроке воздействие на личность ребенка (и учителя тоже), то есть собственно воспитание, происходит благодаря стилю образовательного общения; культуре управления образовательной деятельностью; дидактической структуре; методическим приемам. В чем суть воспитательного воздействия урока? Воспитательная цель при обучении физике – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания, а это – сознание, смысл, переживания, личностный опыт и т.д. Роль учителя – мягко, незаметно регулировать процессы формирования всех видов опыта: от опыта отношений до опыта умений и навыков. Что конкретно воспитывать? Учитель должен определить для себя ряд вопросов, решение которых ляжет в основу воспитательного момента: а) личностные качества учащихся, б) потенциал их возможностей в) проблемные зоны в знаниях по предмету Если круг вопросов определён, наступает момент их реализации. Как начать урок, чтобы он нёс воспитательный заряд? У каждого учителя есть свои методики начала и дальнейшего ведения урока. Я могу предложить несколько своих методов . 1.Например, урок можно начать с раскручивания формулировки темы, то есть, на доске написана и озвучена тема урока и учащимся предлагается сформулировать цель урока и предполагаемое содержание. Например, при изучении в 8 классе темы «Характеристики электрического поля», мы выясняем какова цель урока (ответ: изучить характеристики эл.поля). Вопрос учителя: «Что является характеристиками эл. поля?». Тут следуют рассуждения учащихся на эту тему. Что это даёт? Во – первых, идёт формирование у учащихся целеполагания, воспитывается творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи. Во – вторых, рассуждения вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке, создают рабочий настрой, ученики активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух. На этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах. 2. Создать на уроке проблемную ситуацию. В 11 классе при изучении темы «Радиоактивность» я предлагаю обсудить с ребятами вопрос, который когда-то подняли сами американцы: были ли на Луне астронавты или это голливудский миф? Рассуждая над этим вопросом, ребята вспоминают законы оптики («тени от фигур астронавтов»), атмосферное давление («колебание флага в безвоздушном пространстве»), виды радиоактивного излучения( прикидывают, какой толщины нужен скафандр, чтобы защитить от космического излучения астронавта) и т.д. Такая же проблемная ситуация возникает в 7 классе при изучении темы «Простые механизмы», когда учитель рассказывает о строительстве египетских пирамид. На этом этапе у учащихся воспитывается критическое мышление, ребята учатся анализировать не только свои ответы, но и ответы одноклассников. В дискуссии включаются не только «сильные», но и «слабые» ученики. Это позволяет создать ситуацию успеха на уроке, что является немаловажным в воспитательном процессе. 3. Можно включать в этапы урока методы, воспитывающие в учениках трудолюбие, ответственность, аккуратность. Например, задания с взаимной проверкой: физические диктанты, тесты, электронные тренажёры. Это также воспитывает принципиальность и честность, так как ученик становится перед выбором: пожалеть товарища и поставить «хорошую» оценку или быть верным своим принципам. Чаще побеждает мужская дружба, девочки более ответственны в своих решениях. На уроках физики мы говорим с ребятами о присутствии физики в нашей жизни, о необходимости знаний: принципа действия насосов, прессов, простых инструментов (7 класс), физике на кухне и технике безопасности при работе с электроприборами (8 класс). В старшем звене привлекать учащихся к созданию презентаций, электронных тестов, научных проектов. Такие методы призваны вызывать интерес к предмету, создаёт предпосылки к изучению темы. В конце уроках, проводя его анализ, необходимо отметить успехи учащихся, обсудить причины неудач, иначе говоря, провести коррекцию воспитательных задач урока. Необходимо помнить, что урок – это часть жизни как ученика, так и учителя. Как пройдёт этот миг жизни, что вынесет из него ребёнок – это задача учителя и решить её надо на уровне современной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитывающие ситуации на уроках физики »



Воспитывающие ситуации

на уроках физики



Мы привыкли думать, что воспитание на уроке – это прежде всего примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Поэтому уроки литературы, истории, иностранного языка предоставляют якобы большие возможности для воспитания, чем уроки физики. Между тем воспитывающий потенциал урока как такового, вне зависимости от его предметного содержания, весьма высок. На каждом уроке воздействие на личность ребенка (и учителя тоже), то есть собственно воспитание, происходит благодаря стилю образовательного общения; культуре управления образовательной деятельностью; дидактической структуре; методическим приемам. 
В чем суть воспитательного воздействия урока? 

Воспитательная цель при обучении физике – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания, а это – сознание, смысл, переживания, личностный опыт и т.д.

Роль учителя – мягко, незаметно регулировать процессы формирования всех видов опыта: от опыта отношений до опыта умений и навыков.

Что конкретно воспитывать?

Учитель должен определить для себя ряд вопросов, решение которых ляжет в основу воспитательного момента:

а) личностные качества учащихся,

б) потенциал их возможностей

в) проблемные зоны в знаниях по предмету

Если круг вопросов определён, наступает момент их реализации.

Как начать урок, чтобы он нёс воспитательный заряд?

У каждого учителя есть свои методики начала и дальнейшего ведения урока. Я могу предложить несколько своих методов .

1.Например, урок можно начать с раскручивания формулировки темы, то есть, на доске написана и озвучена тема урока и учащимся предлагается сформулировать цель урока и предполагаемое содержание. Например, при изучении в 8 классе темы «Характеристики электрического поля», мы выясняем какова цель урока (ответ: изучить характеристики эл.поля). Вопрос учителя: «Что является характеристиками эл. поля?». Тут следуют рассуждения учащихся на эту тему.

Что это даёт? Во – первых, идёт формирование у учащихся целеполагания, воспитывается творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи. Во – вторых, рассуждения вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке, создают рабочий настрой, ученики активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух.

На этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах.

2. Создать на уроке проблемную ситуацию.

В 11 классе при изучении темы «Радиоактивность» я предлагаю обсудить с ребятами вопрос, который когда-то подняли сами американцы: были ли на Луне астронавты или это голливудский миф? Рассуждая над этим вопросом, ребята вспоминают законы оптики («тени от фигур астронавтов»), атмосферное давление («колебание флага в безвоздушном пространстве»), виды радиоактивного излучения( прикидывают, какой толщины нужен скафандр, чтобы защитить от космического излучения астронавта) и т.д.

Такая же проблемная ситуация возникает в 7 классе при изучении темы «Простые механизмы», когда учитель рассказывает о строительстве египетских пирамид.

На этом этапе у учащихся воспитывается критическое мышление, ребята учатся анализировать не только свои ответы, но и ответы одноклассников. В дискуссии включаются не только «сильные», но и «слабые» ученики. Это позволяет создать ситуацию успеха на уроке, что является немаловажным в воспитательном процессе.

3. Можно включать в этапы урока методы, воспитывающие в учениках трудолюбие, ответственность, аккуратность. Например, задания с взаимной проверкой: физические диктанты, тесты, электронные тренажёры. Это также воспитывает принципиальность и честность, так как ученик становится перед выбором: пожалеть товарища и поставить «хорошую» оценку или быть верным своим принципам. Чаще побеждает мужская дружба, девочки более ответственны в своих решениях.

На уроках физики мы говорим с ребятами о присутствии физики в нашей жизни, о необходимости знаний: принципа действия насосов, прессов, простых инструментов (7 класс), физике на кухне и технике безопасности при работе с электроприборами (8 класс). В старшем звене привлекать учащихся к созданию презентаций, электронных тестов, научных проектов. Такие методы призваны вызывать интерес к предмету, создаёт предпосылки к изучению темы.

В конце уроках, проводя его анализ, необходимо отметить успехи учащихся, обсудить причины неудач, иначе говоря, провести коррекцию воспитательных задач урока. Необходимо помнить, что урок – это часть жизни как ученика, так и учителя. Как пройдёт этот миг жизни, что вынесет из него ребёнок – это задача учителя и решить её надо на уровне современной культуры.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Воспитывающие ситуации на уроках физики

Автор: Кошелева Светлана Анатольевна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146263

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "КВН по физике 7 класс "
    ["seo_title"] => string(22) "kvn-po-fizikie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "221959"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435693203"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Преемственность на уроках математики между начальными классами и средним звеном в школе II вида. "
    ["seo_title"] => string(106) "prieiemstviennost-na-urokakh-matiematiki-miezhdu-nachal-nymi-klassami-i-sriednim-zvienom-v-shkolie-ii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "100732"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402391481"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока на тему: "Программирование линейных алгоритмов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-proghrammirovaniie-linieinykh-alghoritmov"
    ["file_id"] => string(6) "141342"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418107915"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). "
    ["seo_title"] => string(59) "aspiekty-kompietientnostno-oriientirovannogho-uroka-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414909055"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "разработка урока "Явление диффузии" "
    ["seo_title"] => string(36) "razrabotka-uroka-iavlieniie-diffuzii"
    ["file_id"] => string(6) "198206"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428381949"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства