Развитие мышления учащихся – одна из важнейших и актуальных проблем педагогической науки и практики обучения в общеобразовательной школе. Для её реализации следует совершенствовать методы обучения и воспитания. Главное состоит в организации рационального учебного труда школьников и формировании самостоятельности их мышления. Чтобы научить учащихся работать с книгой и другими источниками знаний, помогать им вырабатывать самостоятельность мышления. Эти требования предъявляются к современной общеобразовательной школе.
При подготовке к уроку учитель может воспользоваться словарем физических терминов для получения сведений о физическом понятий:
- Происхождение термина, его правильное произношение и написание.
- Определение физического понятия через род и видовые отличительные признаки. Родовое понятие всегда более объемное. Например, механическое движение, тепловое движение – это движения….Но каждое из движений обладает своими отличительными признаками: механическое - это относительное, тепловое беспорядочное движение огромного числа частиц. Ареометр, секундомер, термометр - это измерительные приборы. Каждый из приборов имеет определенное назначение: термометр применяют для измерения температуры, секундомер – для измерения времени, ареометр – плотности жидкости. Масса, скорость, сила тока – это физические величины, характеристики и т. д. Но каждая физическая величина-это характеристика определенного свойства материального объекта, стороны физического явления.
- Категориальная принадлежность понятия. Например, любое движение – это явление, прибор – материальный объект, физическая величина – характеристика, описательный аппарат.