Развитие познавательных способностей учащихся при изучении физики
Развитие познавательных способностей учащихся при изучении физики
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического процесса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует творческие способности учащихся, мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения учащихся.
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, необходимо сочетать в ходе урока рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.
Сочетание яркости, доходчивости, логичности изложения учебного материала, максимальная активизация, умелое использование самостоятельной работы учащихся, нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика, высокая требовательность и доброжелательность издавна характеризовались как педагогический талант.
Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретических знаний, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическим и экспериментальным, приближающимися в старших классах к методам науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей учащихся при изучении физики »
Пяталова Людмила Александровна
учитель физики
средняя школа имени М.Маметовой
с.Коксай Карасайский район
Алматинская область
Развитие познавательных способностей учащихся при изучении физики
Наука вовсе не трудна и не тяжела,
она, напротив , имеет свое обаяние для
каждого человеческого ума, - обаяние
точности, полноты и системы.Хочешь
наукой воспитать ученика, люби свою
науку и знай ее, и ученики полюбят и
тебя , и науку, и ты воспитаешь их ; но
ежели ты сам не любишь ее, то сколько
бы ты ни заставлял учить, наука не
произведет воспитательного влияния.
Лев Толстой
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического процесса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний , подчеркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует творческие способности учащихся , мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения учащихся.
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний , формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Нужно так строить обучение , чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, необходимо сочетать в ходе урока рациональное и эмоциональное , факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.
Сочетание яркости, доходчивости, логичности изложения учебного материала, максимальная активизация, умелое использование самостоятельной работы учащихся, нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика, высокая требовательность и доброжелательность издавна характеризовались как педагогический талант.
Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям , фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретических знаний, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическим и экспериментальным, приближающимися в старших классах к методам науки.
Можно предположить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать , от них к прочным знаниям и научному поиску.
Желательно, чтобы каждый урок содержал проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решение. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность. Диалог учитель-ученик делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе диалога необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ребенка. Разнообразить уроки позволяют игры, музыкальные заставки , стихи, картины и детские рисунки, магнитофонные записи и видеозаписи. Все это развивает и обогащает не только мыслительную , но и чувственную сферу. Необходимо планировать уроки так, чтобы учащиеся все время находились в ситуации успеха, - плохих оценок не должно быть. Каждый шаг ребенка в изучении предмета – уже положительное.
Как может учитель физики судить об уровне развития интересов учащихся на уроке? Это следующие показатели интереса :
Активное включение в учебную деятельность ( сколько раз поднимал руку, отвечал , выступал на уроке по желанию, задавал вопросы учителю)
Реакция на звонок с урока.
Самостоятельность выводов и обобщений.
Добровольное выступление с докладами.
Участие по собственному желанию в анализе и дополнениях ответов учащихся.
Желание проникнуть в сущность явлений и законов , объяснить окружающие явления.
Самостоятельное проведение экспериментов, работа с приборами в кабинете и дома.
Свободное чтение научно-популярной литературы в школьной библиотеке и дома.
Участие во внеклассной работе по физике.
Именно интересное преподавание приводит к интересному учению., поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса.
Развитие творческих познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели.