Одним из требований ФГОС является создание условий реализации вектора развития каждого учащегося. Это предполагает необходимость пересмотра всего существующего методического комплекса учителя.
В целеполагании: перенос приоритетов, на усиление коммуникативных способностей учащихся, направленных к росту познавательной активности. Под познавательной активностью можно понимать готовность учеников своими силами овладевать новыми знаниями, для чего необходимы:
- мотивация;
- владение опорными знаниями и умениями;
- владение методами получения необходимых знаний.
Перечисленные направления редко являются данными от рождения, поэтому именно учитель, должен уметь заметить способности ребенка и изучив их направленность, создать условия для совершенствования. Не каждый ребе-нок может ответить на вопросы: почему и для чего ему нужно развивать свои способности, к какому результату в перспективе хотел бы стремиться. В этом может помочь только заинтересованный, внимательный и опытный наставник.
Цель урока: Совершенствовать организационные способности учащихся, умения работать в коллективе, которые должны проявляться в случаях:
-самостоятельно провести деление на группы и выбрать лидера;
-распределить задания внутри группы;
-реализовать полученное проектно-исследовательское задание (сформулиро-вать цель и составить план проведения исследований, выполнить отчет в виде мультимедийной презентации и подготовить учащегося, который представит команду).
Реализуются компетенции: 1) Информационные;
2) Исследовательские;
3) Коммуникативные;
4) Ораторские;
5) Общечеловеческие
План проведения урока: 1) Организационный момент.
2) Представление команд и распределение тем проектов.
3) Проведение исследований в группах, выполнение отчетов.
4) Защита проектов.
5) Подведение итогов.
Требования к выполненным проектам: 1) Соблюдение принципа научности;
2) Выполнение исследовательской части с учетом правил техники безопасности;
3) Наглядность (фото и видео материал), логика составления, информативность и оформление презентации;
4) Доступность, последовательность при защите проектов.
Система оценивания: При выставлении оценки за урок учитывается индивидуальный вклад каждого учащегося при выполнении проекта и мнение всех участников группы.
Темы проектов
1.Магнит и препятствие.
Исследовать действие постоянного магнита на магнитную стрелку, если между магнитом и стрелкой:
Намагнитить гвоздь. Исследовать, как зависят магнитные свойства гвоздя от количества витков провода, навитого на гвоздь, от силы тока, проходящего по проводнику.
Можно пользоваться магнитной стрелкой и мелкими металлическими предметами.
3. Полосовой магнит.
Провести исследования: а) как проявляются магнитные свойства полосового магнита в середине и по краям;
б) будут ли изменяться магнитные свойства, если наложить друг на друга два полосовых магнита одноименными полюсами; разноименными полюсами.
4. Магнитные стрелки.
Две магнитные стрелки поставить напротив друг друга. Исследовать движение стрелок в случаях:
1) обе стрелки отклонить в одну сторону,
2) стрелки отклонить в разные стороны,
3) отклонить только одну стрелку.
При подготовке презентации фотографировать в теневой проекции.
Защита проектов. Представители каждой группы в течение 3-5 мин отчитываются о проделанной работе и отвечают на вопросы других групп. Подробнее отчет каждой группы представлен в видеоролике.
Выводы:
1. Исследовательская деятельность позволят внести новизну в процесс обучения, разнообразить деятельность учащихся, перейти к нестандартному типу урока, провести углубление изучаемого материала.
2. Активизируются творческие и коммуникативные способности учащихся.
3. Заинтересовать тех учащихся, которые не проявляли ранее интереса к предмету, творческой работе, публичным выступлениям.
4. Минусы такого типа уроков: урок ограничен жестким временным интервалом - это приводит к противоречию с темпераментом некоторых учащихся; не позволяет проводить исследования по вопросам, требующим длительной подготовки; учащиеся-лидеры выполняют большую часть заданий, что позволяет отдельным ребятам оставаться пассивными.
5. Для эффективности проектно-исследовательской деятельности в режиме ограниченного времени необходимы стандартные разработки методов проведения подобных уроков, т.е. комплект документации.
Каждый учитель сможет добавлять свои учебные, педагогические приемы к уже опробированным и доказавшим свою эффективность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация требований ФГОС при изучении физики.»
Реализация требований ФГОС
при изучении физики.
Учитель физики ВКК Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им.А.П.Киселева»
Репина Инна Васильевна.
Одним из требований ФГОС является создание условий реализации вектора развития каждого учащегося. Это предполагает необходимость пересмотра всего существующего методического комплекса учителя.
В целеполагании: перенос приоритетов, на усиление коммуникативных способностей учащихся, направленных к росту познавательной активности. Под познавательной активностью можно понимать готовность учеников своими силами овладевать новыми знаниями, для чего необходимы:
- мотивация;
- владение опорными знаниями и умениями;
- владение методами получения необходимых знаний.
Перечисленные направления редко являются данными от рождения, поэтому именно учитель, должен уметь заметить способности ребенка и изучив их направленность, создать условия для совершенствования. Не каждый ребе-нок может ответить на вопросы: почему и для чего ему нужно развивать свои способности, к какому результату в перспективе хотел бы стремиться. В этом может помочь только заинтересованный, внимательный и опытный наставник.
Методический подход предполагает применение следующих технологий:
1.
Наименование технологии
Проектно-исследовательская
Цель применения
Привить интерес к предмету, к самостоятельной исследовательской деятельности, создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся.
Компетенции, формируемые у обучающихся
Познавательные, творческие, коммуникативные.
Умения и навыки, формируемые у обучающихся
Умения и навыки: работать с научной литературой, выдвигать гипотезы, формулировать цели и задачи, определять актуальность исследования, планировать и проводить эксперимент с учетом правил техники безопасности, анализировать и обрабатывать полученные данные, оформлять отчет о проделанной работе, выступления, оппонирования и рецензирования.
2.
Наименование технологии
Игровая
Цель применения
Создать условия для активизации творческих возможностей учащихся, снять эмоциональное напряжение, вывести вектор развития ребенка на более высокий интеллектуальный уровень.
Компетенции, формируемые у обучающихся
Познавательные, творческие, коммуникативные.
Умения и навыки, формируемые у обучающихся
Включаться в новые или уже известные игровые формы, распределять роли среди участников , быстро находить выход из сложных ситуаций, прогнозировать ситуацию, прийти на помощь другим ученикам.
3.
Наименование технологии
Информационно-коммуникационная
Цель применения
Создать условия для разнообразия форм и методов изучения и закрепления учебного материала, применения информационно- коммуникативных возможностей кабинета физики и технических возможностей учащихся. Повышение эффективности обучения
Компетенции, формируемые у обучающихся
Познавательные, творческие, информационные.
Умения и навыки, формируемые у обучающихся.
Умений представлять научный материал в мультимедийном виде, ориентироваться в информации.
4.
Наименование технологии
Интегративного обучения
Цель применения
Создать целостную картину окружающего мира, установить причинно-следственные связи между предметами естественно-научного цикла.
Цель урока: Совершенствовать организационные способности учащихся, умения работать в коллективе, которые должны проявляться в случаях:
-самостоятельно провести деление на группы и выбрать лидера;
-распределить задания внутри группы;
-реализовать полученное проектно-исследовательское задание (сформулиро-вать цель и составить план проведения исследований, выполнить отчет в виде мультимедийной презентации и подготовить учащегося, который представит команду).
Реализуются компетенции: 1) Информационные;
2) Исследовательские;
3) Коммуникативные;
4) Ораторские;
5) Общечеловеческие
План проведения урока: 1) Организационный момент.
2) Представление команд и распределение тем проектов.
3) Проведение исследований в группах, выполнение отчетов.
4) Защита проектов.
5) Подведение итогов.
Требования к выполненным проектам: 1) Соблюдение принципа научности;
2) Выполнение исследовательской части с учетом правил техники безопасности;
3) Наглядность (фото и видео материал), логика составления, информативность и оформление презентации;
4) Доступность, последовательность при защите проектов.
Система оценивания: При выставлении оценки за урок учитывается индивидуальный вклад каждого учащегося при выполнении проекта и мнение всех участников группы.
Темы проектов
1.Магнит и препятствие.
Исследовать действие постоянного магнита на магнитную стрелку, если между магнитом и стрелкой:
Намагнитить гвоздь. Исследовать, как зависят магнитные свойства гвоздя от количества витков провода, навитого на гвоздь, от силы тока, проходящего по проводнику.
Можно пользоваться магнитной стрелкой и мелкими металлическими предметами.
3. Полосовой магнит.
Провести исследования: а) как проявляются магнитные свойства полосового магнита в середине и по краям;
б) будут ли изменяться магнитные свойства, если наложить друг на друга два полосовых магнита одноименными полюсами; разноименными полюсами.
4. Магнитные стрелки.
Две магнитные стрелки поставить напротив друг друга. Исследовать движение стрелок в случаях:
1) обе стрелки отклонить в одну сторону,
2) стрелки отклонить в разные стороны,
3) отклонить только одну стрелку.
При подготовке презентации фотографировать в теневой проекции.
Выполнение исследований
Подготовка выступлений
Защита проектов. Представители каждой группы в течение 3-5 мин отчитываются о проделанной работе и отвечают на вопросы других групп. Подробнее отчет каждой группы представлен в видеоролике.
Выводы:
1. Исследовательская деятельность позволят внести новизну в процесс обучения, разнообразить деятельность учащихся, перейти к нестандартному типу урока, провести углубление изучаемого материала.
2. Активизируются творческие и коммуникативные способности учащихся.
3. Заинтересовать тех учащихся, которые не проявляли ранее интереса к предмету, творческой работе, публичным выступлениям.
4. Минусы такого типа уроков: урок ограничен жестким временным интервалом - это приводит к противоречию с темпераментом некоторых учащихся; не позволяет проводить исследования по вопросам, требующим длительной подготовки; учащиеся-лидеры выполняют большую часть заданий, что позволяет отдельным ребятам оставаться пассивными.
5. Для эффективности проектно-исследовательской деятельности в режиме ограниченного времени необходимы стандартные разработки методов проведения подобных уроков, т.е. комплект документации .
Каждый учитель сможет добавлять свои учебные, педагогические приемы к уже опробированным и доказавшим свою эффективность.