kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие познавательного интереса у учащихся при изучении физики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательного интереса у учащихся при изучении физики

Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности и развитие интересов на уроках физики.

Цель:

  1. Повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
  2. Повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала

Задачи:  

  1. Поиск приемов и  методов, которые позволяют  заинтересовать все категории учащихся.
  1. Разнообразить деятельность учащихся на уроке, показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний.
  2. Создать ситуацию успеха, пробуждающую у учащихся интерес к изучению физики на различных этапах урока и раскрыть их сущность.

    Решение данной проблемы требует не только выявления и исследования общих закономерностей познавательной деятельности учащихся, но и разработки новых технологий целенаправленного и как можно более раннего развития познавательных способностей школьников. Физика как учебная дисциплина часто не пользуется популярностью у школьников, но именно она несет мощную мировоззренческую, нравственную и даже экологическую нагрузку.

     Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания - теоретическим и экспериментальным, приближающимся в старших классах к методам науки.

   Таким образом, развитие познавательного интереса школьников является актуальной проблемой в связи с тем, что обнаруживается зависимость качества знаний и уровня знаний обучаемых, сформированности способов умственной деятельности от уровня развития познавательного интереса школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательного интереса у учащихся при изучении физики»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТЕМИРТАУ












Тема выступления:


«Развитие познавательного интереса у учащихся при изучении физики»









Подготовила выступление:

учитель физики

КГУ ОСШ №16

Афанасьева С. Е.















г. Темиртау

2015г.



Развитие познавательного интереса у учащихся при изучении физики

Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности и развитие интересов на уроках физики.

Цель:

  1. Повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;

  2. Повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала


Задачи:

  1. Поиск приемов и методов, которые позволяют заинтересовать все категории учащихся.

  2. Разнообразить деятельность учащихся на уроке, показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний.

  3. Создать ситуацию успеха, пробуждающую у учащихся интерес к изучению физики на различных этапах урока и раскрыть их сущность.



Решение данной проблемы требует не только выявления и исследования общих закономерностей познавательной деятельности учащихся, но и разработки новых технологий целенаправленного и как можно более раннего развития познавательных способностей школьников. Физика как учебная дисциплина часто не пользуется популярностью у школьников, но именно она несет мощную мировоззренческую, нравственную и даже экологическую нагрузку.

Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания - теоретическим и экспериментальным, приближающимся в старших классах к методам науки.

Таким образом, развитие познавательного интереса школьников является актуальной проблемой в связи с тем, что обнаруживается зависимость качества знаний и уровня знаний обучаемых, сформированности способов умственной деятельности от уровня развития познавательного интереса школьников.

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

1. Личности учителя.

2. Содержания учебного материала: ученику просто нравится содержание данного предмета и он с интересом занимается.

3. Мотивов и приемов обучения

Если первые два пункта не всегда во власти учителя, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Чтобы вызвать интерес к предмету нужно создать мотив. Психолого-педагогическая наука рассматривает мотив как побуждение к деятельности. Под учебными мотивами понимается весь комплекс побудителей учебной деятельности. Процесс реализации мотивов по определению А. К. Марковой называется мотивацией.

ВИДЫ МОТИВОВ

Познавательные

  1. Широкие познавательные (общие): ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями.

  2. Учебно – познавательные (предметные): ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний.

  3. Самообразования: ориентация на приобретение дополнительных знаний. Затем на построение специальной программы самосовершенствования.

Социальные

  1. Широкие социальные мотивы. Долг и ответственность, понимание, социальной значимости учителя.

  2. Узкие социальные или позиционные. Стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение.

  3. Социального сотрудничества: ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком.

Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника.

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний. Физика формирует творческие особенности учащихся их мировоззрения, убеждения, т. е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качестве знаний, формированию познавательных мотивов учения.

Можно выделить два источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:

  1. содержание учебного материала;

  2. организация учебной деятельности.

К первому источнику относятся следующие стимулы:

1. новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона),

2. обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях на известных ранее сторон, связей, отношений, закономерностей, которые дополняют, что уже известна),

3. историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых),

4. ознакомление с современными научно техническими достижениями.

5. показ практического значения и необходимости знаний (т. е. связь между содержанием рассмотренного материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства).

Ко второму источнику организации учебной деятельности относятся:

  1. Включение в занятие различных форм самостоятельных работ учащихся;

  2. Проблемное обучение;

  3. Постановку практических работ (исследовательских, творческих).

Активные формы работы на уроках физики

В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит физике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего качество урока. Можно ли назвать современный урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

В курсе физики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть.











Формы занятий и приемы способствующие воспитанию интереса у

учащихся к изучению физики



1. Одним из приёмов, способствующим развитию познавательного интереса учащихся, является работа с кроссвордами и ребусами . Такие задания способствуют усвоению определений, понятий, законов, запоминанию имён учёных, названий приборов.



Дисперсия Энергия

Ньютон

2. Чтобы формулы лучше запоминались, а также для контроля за их усвоением используется на уроках дидактические игры:

1.Физическое домино – состоит из карточек (количество различно) каждая карточка состоит из двух частей – на одной части записано задание, на другой – ответ к другому заданию;

2. Найти лишнее. Игра на развития внимания





3. Карточки обратной связи – состоят из планшетов (количество различно) из прозрачной плёнки, соединённых вместе в “книжку”, куда вставляются карточки с ответом. У каждого учащегося имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, учащиеся находят правильный ответ и показывают его.

3.Опыт проделанный на уроке пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное .Постановка экспериментов и изготовление наглядных пособий для демонстрации опытов представлены на слайде.

4. Произведения художественной литературы богаты описанием тех или иных интересных фактов. Использование фрагментов литературных произведений: сказок, стихотворений, пословиц дают положительные эмоции которые использует учитель на занятиях.

Из романа «Евгений Онегин»

Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е.

Вопрос: какое физическое явление при этом происходило? (Конденсация водяного пара)

Русская сказка «Репка»

« Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку –

Тянут – потянут –

И вытянули репку».

Вопрос: какие силы действовали на репку?

(На репку действовали силы: сила тяжести репки, сила трения покоя и суммарная сила тяги всех героев)

5. Создание проблемной ситуации с помощью постановки соответствующих вопросов, например:

  • Почему пирожки, которые лепят из песка дети не рассыпаются? (смачивание)

  • Почему отклоняется стрелка гальванометра, если концы проводов, идущих от гальванометра воткнуть в соленый помидор, лимон? (гальванические элементы)

  • Почему иногда падает споткнувшийся человек? (инерция)

Постановка вопросов как правило сопровождается демонстрацией соответствующих опытов.

  • Использование примечательных исторических событий и фактов, яркие рассказы о жизни и деятельности ученых.

  • Ознакомление учащихся с достижениями современной физики.

  • Проектные работы в старших классах.

  • Уроки зачеты

  • Подготовка докладов и рефератов.

  • Приобщение учащихся к творческой и исследовательской работе

Аникович Сергей 11 класс (городской конкурс «Космические аппараты» -

3 место)

  • Участие в городских и школьных научно-практических конференциях.

Афанасьев Виктор 9 класс (3 место)

Заключение

В процессе обучения необходимо предусматривать пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности, в приёмах побуждения и активизации учащихся, а для этого необходимо оживлять уроки элементами занимательности, использовать всестороннее воздействие средств искусства, побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам, практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы, использовать дополнительную литературу при подготовке различного рода сообщений учениками.

Необходимо создавать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Развитие познавательного интереса у учащихся при изучении физики»

Автор: Афанасьева Светлана Евгеньевна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 291689

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Развитие познавательных способностей учащихся при изучении физики "
    ["seo_title"] => string(77) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-pri-izuchienii-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "196722"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428089168"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Реализация требований ФГОС при изучении физики."
    ["seo_title"] => string(52) "riealizatsiia_triebovanii_fgos_pri_izuchienii_fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "412933"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493796452"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovatiel-skaia-tiema-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-pri-priepodavanii-fiziki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161301"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422199945"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "познавательная игра "Эрудит" "
    ["seo_title"] => string(29) "poznavatiel-naia-ighra-erudit"
    ["file_id"] => string(6) "128647"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415544350"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства