Это мероприятие проводится в 7 классе на заключительном уроке, проверяются универсальные учебные действия, которые приобрели учащиеся при изучении физики. Познавательная игра «Эрудит» развивает умение действовать самостоятельно и работать в группе, взаимовыручку и сотрудничество. Эта игра способствует развитию способностей учащихся в усвоении материала сверх школьной программы. Цель игры: формирование положительных мотиваций к учебе и повысить рост интереса к знаниям; формировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира. Игра состоит из 7 конкурсов: конкурс теоретиков, конкурс искателей, конкурс историков, конкурс «Физическая фантазия», конкурс экспериментаторов, конкурс “ Загадки с подсказками ” , конкурс «Физический словарь».
1.Конкурс теоретиков “Нешкольные задачи по физике” (3 мин)
1. Кто из учителей: химик, математик, историк, биолог или физик – стоя осенью под яблоней, быстрее догадается, почему его так часто стукает по голове?
2. Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло?
3. Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объема?
4. Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся, на первый взгляд, сплошными. Верна ли эта гипотеза?
5. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
6. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался — дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная полиция с ними справиться?
Ответы
1. Конечно, физик!
2. Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает.
3. Нет, не воздух. Воздух – вещество. Физических тел без формы и объема не бывает и быть не может. Если что-то не имеет формы и объема – оно не физическое тело, а черт знает что.
4. Верна. Не только сами одноклассницы, но даже их бантики тоже состоят из очень маленьких симпатичных частичек.
5. Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им рассыпаться, а семикласснику – скрыться от директора.
- Над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что полиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.
2. Конкурс искателей «Найдите правильную дорогу» (3 мин)
Команды получают одинаковые карточки. Стрелками необходимо соединить обозначение физической величины с её единицей и названием. (9 баллов).
S
Н/кг
Сила
V
м
Скорость
S
с
Высота
t
Н
Путь
U
м3
Масса
F
кг
Время
m
м/с
Объем
h
м2
Сила, с которой Земля притягивает тело массой 1 кг
g
м
Площадь
3.Конкурс историков. 5 минут
Вам предлагается факты из биографии некоторых знаменитых физиков тысячелетия. Команда должна правильно назвать имя того, о ком идет речь. (3 балла за каждого ученого)
Михаил Васильевич Ломоносов.
1.Родился 19 ноября 1711 г. В деревушке недалеко от Архангельска, в семье крестьянина-помора. С детства стремился к знаниям. Учился в первых русских высших учебных заведениях. Диапазон научных интересов был исключительно широк, его без преувеличения называли энциклопедистом. Совместно с профессором Рихманом он изучал атмосферное электричество, имел заслуги в развитии астрономии и астрономической оптики. Центральное место в творчестве ученого занимали работы в области атомистики и кинетической теории. Все труды по физики и химии, представленные в то время в Академию, были значительными.
Исаак Ньютон.
2.Именно этот английский ученый получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику Петра I, крупному военноначальнику А.Д. Меньшикову извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании, парадокс состоял в том, что Меньшиков был неграмотным.
В 1695 г. Он получил должность смотрителя монетного двора Великобритании, а через четыре года директора.
Философ Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса, и его яблоко. Им открыты основные законы движения тел и закон тяготения.
Галилео Галилей
3.Воспитание этот ученый получил в монастыре, образование – частично на медицинском факультете Пизанского университета ; затем работал преподавателем математики, был придворным философом. Он умер в 1642 г., а почти через 100 лет - в 1737 г. прах ученого, согласно его завещанию, был перенесён во Флоренцию и захоронен рядом с прахом Микеланджело.
Лишь спустя почти три с половиной столетия после его кончины Папа Римский Иоанн Павел Второй выступил с заявлением, в котором признал, что гонения церкви были напрасны: он был прав. Он первым применил телескоп для астрономических исследований, открыл спутники Юпитера, солнечные пятна и фазы Венеры.
Альберт Эйнштейн.
4.Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя, а в дальнейшем выполнял, роль эксперта в патентном бюро Берна.
Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования и открытия законов фотоэффекта. Его письмо президенту США в 1940 г. стимулировало организацию ядерных исследований в этой стране.
Этот ученый – один из основоположников современной физики, создатель обшей теории пространства – времени – тяготения.
Ответ:
1. Михаил Васильевич Ломоносов,
2. Исаак Ньютон,
3. Галилео Галилей,
4. Альберт Эйнштейн.
4. Конкурс «Физическая фантазия»
Команды получают карточки с заданием:
Задание
С помощью мимики, жестов изобразить предлагаемую ситуацию. Участвовать могут все члены команды. ( Время на подготовку- 3 минуты)
Ситуации:
1.Все тела состоят из молекул.
2.Все тела притягиваются друг к другу.
3.Если не воздействовать на тело, оно сохраняет свою скорость.
4.силе действия всегда есть сила противодействия.
5.В жидкости на тело действует выталкивающая сила.
6.Изобразите явление инерции.
Оценивание: Команды изображают физические явления.
Нужно сказать: какое явление изображено и объяснить его физический смысл.
За каждый правильный ответ – 5 балла.
За оригинальное изображение – 3 балла.
5.Конкурс экспериментаторов (5 мин.)
Каждая команда должна найти как можно больше решений и при проверке продемонстрировать их. (За каждое правильное решение даются 5 баллов)
Задание
Используя данное оборудование, установите стакан с водой на столе так, чтобы он был приподнят над крышкой стола ровно на 1 см (5 баллов).
Оборудование: стакан с водой, чистый листок бумаги из школьной тетрадки в клеточку.
Варианты решения
- Листок сгибают гармошкой с шириной ребра 2 клеточки (1 см).
- От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и скручивают в рулончик. Три рулончика ставят на торцы, а на них – стакан с водой.
- От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и делают из нее кольцо. На кольцо ставят стакан. Диаметр кольца подбирают экспериментально.
6.Конкурс "Загадки с подсказками" ( 2 мин)
Загадка
В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество?
Подсказки:
- Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.
- Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.
- Его можно использовать для уменьшения трения.
- Его используют в системах нагрева и охлаждения.
- Это вещество называют "соком жизни" на Земле.
(Вода)
Оценивание: Если команда отвечает, используя первую подсказку, то получает 5 баллов.
При использовании последующих подсказок, количество баллов уменьшается на 1.)
7.Конкурс “Физический словарь” кроссворд (5 мин)
Кроссворд №1.
1. Аппарат для дыхания человека под водой. 2. Приспособление для измерения длины. 3. Прибор для измерения глубины. 4. Аппарат для изучения морских глубин. 5. Прибор для определения сторон света. 6. Жидкое полезное ископаемое. 7.Метал красного цвета.
Ответы: 1. Акваланг. 2. Метр. 3. Эхолот. 4. Батискаф. 5. Компас. 6. Нефть. 7. Медь.
Ключевое слово: Архимед.
Кроссворд №2.
1. Модель Земли. 2. Очень сильный ветер. 3. Твердая вода. 4. Очень малый промежуток времени. 5. Великая русская река. 6. Самая высокая вершина на земле. 7. Последний месяц весны.
Ответы: 1. Глобус. 2. Ураган. 3. Лед. 4. Миг. 5. Волга. 6. Эверест. 7. Май.
Ключевое слово: Галилей.
Оценивание:
За правильное решение – 1 балл, максимальное количество баллов – 7
Подведение итогов.
Участие в игре оценивается по следующим номинациям:
- Самая эрудированная команда (награждается команда, набравшая максимальное число баллов)
- Знатоки физической теории
- Знатоки физических величин
- Знатоки истории физики
- Знатоки физических явлений
- Лучшие экспериментаторы
- Физика и естественные науки
- Знатоки физических терминов
Победители награждаются дипломами.