Развитие критического мышления учащихся при изучении физики методом проектной деятельности учащихся
Развитие критического мышления учащихся при изучении физики методом проектной деятельности учащихся
Аннотация.В статье идет речь о необходимости формирования у обучающихся аналитического и креативного мышления, которые являются основной для успешного обучения на любом уровне. Показано, что наиболее эффективным средством для этого является участие обучающихся в проектной деятельности. Приведены примеры вовлечения студентов в такую деятельность.
Ключевые слова: проектная деятельность; метод проектов; креативное мышление; аналитическое мышление; студенты; развитие мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления учащихся при изучении физики методом проектной деятельности учащихся»
Родимова Д. В., Беспаль И. И.
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация.В статье идет речь о необходимости формирования у обучающихся аналитического и креативного мышления, которые являются основной для успешного обучения на любом уровне. Показано, что наиболее эффективным средством для этого является участие обучающихся в проектной деятельности. Приведены примеры вовлечения студентов в такую деятельность.
Ключевые слова: проектная деятельность; метод проектов; креативное мышление; аналитическое мышление; студенты; развитие мышления.
Современное общество с каждым днем меняется, становится все более ориентировано на практику, поэтому перед образованием ставятся все новые и новые задачи. На данный момент перед обществом ставятся такие приоритеты, как воспитание всесторонне развитой личности, которая способна самостоятельно самосовершенствоваться и на практике применять свои знания.
Учебный процесс в нынешнее время идет в направлении увеличения активных методов обучения, которые обеспечивают полное погружение в сущность изучаемой проблемы, что обеспечивает повышение личного участия каждого и его интерес к обучению, а также развитие мышления. Мышление формируется на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности.
Следует отметить несколько взглядов на определение понятия «мышление».
Как указывает С. И. Ожегов, мышление – это «способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях» [3].
Е. И. Рогов отмечает: «Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – восприятием – не дано» [2].
По мнению А. В. Петровского: «Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы» [1].
Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру. Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении проектной деятельности, которая формирует умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Если рассматривать проектную деятельность на примере обучения физике, то применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств веществ, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации, способствует развитию аналитического мышления.
Решая любую проблему по физике как проект, обучающийся развивает навыки креативного, свободного аналитического мышления. Аналитическое мышление подразумевает поиск новой информации, ее изучение и систематизацию, а также выводы, сделанные на основе полученных данных.
В настоящее время самостоятельные исследования преимущественно используются для достижения развивающих целей обучения, поскольку они являются мощным инструментом формирования мышления, так как:
– обладают большими потенциальными возможностями для развития умственных операций;
– формируют активность и целенаправленность мышления;
– развивают гибкость мышления;
– формируют культуру логических рассуждений.
С практической точки зрения в ЮУрГГПУ студенты факультета математики, физики, информатики вовлекаются в различные проекты и виды деятельности, формирующие креативное и аналитическое мышление.
Например, на втором курсе студенты во время культурно-просветительской практики выполняли проект на тему «Рожденный в пламени ракет», посвященный 65-летию космодрома Байконур. Чтобы получить продукт этого проекта, было необходимо просмотреть и изучить большое количество книг, интернет-ресурсов, статей о космодроме. При этом студенты не только изучали новую информацию, но и систематизировали ее, выделяли главное.
Студенты третьего курса проходят практику, связанную с изучением оборудования школьного физического кабинета. В конце практики третьекурсники подготавливали защиту проекта по оснащенности физического кабинета оборудованием, составляли паспорт физического кабинета.
У студентов развивается аналитическое мышление в тех ситуациях, когда ведется поиск и анализ информации, также развивается креативное мышление при создании отчета по проекту в виде видео.
Сущность вышеизложенного сводится к тому, что включение студентов во время практики в образовательных организациях в проектную деятельность способствует их подготовке к развитию мышления учащихся.
Библиографический список
1. Петровский, А. В. Откровенно говоря / А. В. Петровский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 508 с.
2. Рогов, Е. И. Личность учителя: теория практика : учеб. пособие для студентов вузов / Е. И. Рогов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 508 с.
3. Словарь русского языка : около 57 000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. – Москва : Русский язык, 1989. – 748 с.