Урок физики в 7 классе по теме
«Слон, иголка и другие, или способы изменения давления».
Вечеркина Татьяна Петровна
учитель математики и физики
ГУ «Средняя школа № 20» УО г. Астана
Цель урока: Совершенствование имеющихся и формирование новых знаний по теме «Давление. Способы изменения давления»; рассмотрение значения способов изменения давления в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Научить учащихся решать качественные задачи по данной теме.
2. Сформировать умения сравнивать давления в различных практических ситуациях.
3. Научить учащихся обосновывать необходимость увеличения, или уменьшения давления.
Развивающие:
1. Развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно делать выводы.
2. Способствовать дальнейшему развитию физического мышления.
3. В ходе урока отрабатывать практические навыки при работе с физическим оборудованием.
Воспитательные:
1. Научить учащихся, имея жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения, или уменьшения давления.
2. Прививать учащимся чувство ответственности по отношению к окружающему миру.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Форма организации: урок-презентация.
Оборудование: бруски (2шт.), динамометры (2шт.), линейка (2шт.), персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, штатив с принадлежностями (2шт.), пластилин (2шт.), проволока различной толщины (2шт.), набор грузов для демонстрационного эксперимента.
Методы и методические приемы: проблемно-поисковый, исследовательский, ИКТ технологии, элементы метода проектной деятельности.
Ход урока:
- Организационный момент. Здравствуйте дети. Сегодня у нас урок изучения нового материала. На ваших столах имеются индивидуальные листы контроля знаний, тесты, карточки рефлексии, сигнальные карточки.
Давайте подпишем индивидуальные листы контроля.
Итак, тема сегодняшнего урока «Слон, иголка и другие, или…..».
2. Создание проблемной ситуации: Что же связывает между собой такие разные физические тела? Надеюсь, название урока вас заинтересовало и в ходе урока мы с вами попытаемся не только понять смысл этой фразы, но и закончить ее.
3. Формирование проблемы: У меня в руках книга Перельмана «Занимательная физика». Перелистывая ее, я обратила внимание на рассказ «Наподобие Левиафана». Послушайте выдержки из него. (Учитель читает отрывок из рассказа).
Вопрос учащимся: Почему это происходит? Может ли служить ответом на мой вопрос отрывок из стихотворения М.Ломоносова:
На твердых камнях возлегает
И твердость оных презирает
Для крепости великих сил,
Считая их за мягкий ил…
4. Поиск способов решения проблемы: Чтобы мы с вами смогли правильно ответить на все поставленные вопросы: (на слайде): 1. Что общего между физическими телами «слон» и «иголка».
2. Можно ли используя стихотворение М.В.Ломоносова «Левиафану» объяснить, почему «возлежать» на твердом ложе также мягко, как на иле, я предлагаю вам поработать сегодня в качестве экспертов. Нам необходимо создать 4 группы по 2 эксперта в каждой: две – расчетные, две– экспериментальные. Эксперты расчетчики должны заполнить пустые клетки таблицы, рассчитав неизвестные физические величины (ее вы видите на доске), а экспериментаторы – провести эксперимент по предложенному им плану, записав результаты на доске.
Ну, а мы с вами давайте вспомним (фронтальный опрос)
- С какими физическими величинами вы уже познакомились в курсе 7 класса?
Масса, скорость, плотность, путь, время, сила, вес, сила тяжести, упругости, давление.
2. Что такое давление?
3. В каких единицах измеряется давление?
4. По какой формуле его можно рассчитать?
5. Как определить силу давления?
6. Как определить площадь опоры?
Группы готовы к отчету, и мы слушаем их.
На доске заполнена таблица, на слайде она также высвечивается и дети работают с ней.
Вопросы:
1. Какие особенности в данной таблице можно заметить?
2. Рассмотрите первые 4 строки: что вы можете сказать о давлении?
3. Почему?
Какую зависимость между давлением и площадью можно рассмотреть? (чем больше площадь, тем давление меньше и наоборот).
4. Как в математике называют такую зависимость? (обратная пропорциональность).
Проанализируйте аналогично остальные строки таблицы. Какую зависимость можно рассмотреть? Как она называется в математике?
Сделайте общий вывод и результат запишите в свои индивидуальные листы. Для этого используйте те ключевые слова, которые вам предложены
А теперь послушаем отчет экспертов – экспериментаторов.
Сделайте, пожалуйста, вывод по результатам опыта. Вывод: Чем больше площадь основания, тем меньше давление, т.е. давление обратно пропорционально площади основания. Чем больше сила, тем больше давление.
6. Формулировка выводов. Итак, мы с вам двумя способами: аналитическим и экспериментальным вывели одну и туже зависимость: чем больше площадь основания, тем меньше давление и наоборот.
Давайте это еще раз продемонстрируем это (учитель проводит опыт с куском пластилина, двумя проволоками разной толщины с подвешенными на них грузами одинаковой массы).
7. Динамическая пауза.
- Встаньте прямо, расправьте плечи, поднимая руки, встаньте на носочки, плавно опустите руки вниз и встаньте на полную ступню
- Прикройте глаза подушечками указательных пальцев, слегка надавив на глаза. Откройте глаза и посмотрите вдаль.
- Увеличьте давление на пол в 2раза.
- Уменьшите давление на пол в 2раза.
Молодцы. Садитесь.
8. Закрепление изученного в знакомой ситуации. Вы только что стояли то на одной ноге, то на двух. 1. Одинаковое давление вы производили на пол?
2. Изменилось ли ваше давление на пол когда вы встали на носочки, подняли руки? 3. А зачем вы нажимали на глазные яблоки? (Надавливанием на веко мы стимулируем кровообращение в глазной мышце и активизируем ее деятельность).
Стоя в классе то на одной, то на двух ногах мы изменяли давление. И выяснили, что на двух ногах стоять полезнее, удобнее, комфортнее. И как сказал К.Прутков: «Человек раздвоен снизу, а не сверху – для того, что две опоры надежнее одной»
9. Первичный контроль знаний учащихся.
Ответьте мне на следующие вопросы:
1. Какой лопатой легче копать?
2. Почему мальчик так себя ведет?
3. Почему у тракторов, вездеходов широкие гусеницы?
Молодцы. А теперь посмотрите в свои индивидуальные листы. Вы видите там таблицу. Сейчас вы по ходу показа слайдов презентации вы будете ее заполнять по образцу, который у вас там есть.
. Надеюсь, вы заполнили все графы таблицы правильно. Таким образом, мы рассмотрели способы изменения давления в технике, а теперь рассмотрим примеры из живой природы.
Ответьте на следующие вопросы:
4. Почему мы не любим комаров?
5. Почему собирая крыжовник легко уколоться или поцарапаться?
А теперь продолжим заполнение таблицы.
Итак, вы все заполнили таблицу, а теперь проверим правильность ее заполнения. На слайде вы видите правильные ответы. Проверьте таблицу - используя критерии оценок (они есть у вас в индивидуальных листах) поставьте себе оценку. Поднимите сигнальную красную карточку, если вы поставили себе «5», синюю – «4», желтую – «3».
10.Подведение итогов.
Ну, а теперь давайте вернемся к началу урока. Тема нашего урока: «Слон, иголка и другие, или…»
Вопросы:
1. Что же связывает между собой такие разные физические тела?
2. Какие еще физические тела здесь можно перечислить?
3. Как можно закончить предложение?
(Дети записывают в свои индивидуальные листы тему урока).
А теперь я напомню вам стихи М.Ломоносова, посвященные Левиафану:
На твердых камнях возлегает
И твердость оных презирает
Для крепости великих сил,
Считая их за мягкий ил…
И свой вопрос: Может ли служить ответом на мой вопрос отрывок из стихотворения М.Ломоносова. (Нет, т.к. здесь просто вес тела распределяется на большой площади, а чем больше площадь основания, тем меньше давление).
11. Выходной контроль знаний учащихся
А теперь посмотрим, как вы усвоили данную тему. Выполните, пожалуйста, тест, выбирая правильный вариант ответа.
Итак, вы справились с тестом, а теперь давайте его, проверим. Поменяйтесь работами и проверьте по образцу на слайде. Используя критерии, оцените тест. Поменяйтесь работами. Поднимите сигнальную красную карточку, если вам поставили «5», синюю – «4», желтую – «3».
Давайте еще раз вернемся к теме нашего урока. Все ли способы изменения давления мы рассмотрели? Вспомните наши выводы.
12. Подведение итогов урока.
О чем узнали на уроке?
Чему научились?
13. Выставление оценок за урок.
14. Домашнее задание.
По желанию на выбор:
1. Написать рассказ о способах изменения давления в природе.
2. Рассчитать давление, которое вы оказываете на пол двумя ногами.
И в заключение урока еще одна народная мудрость: «Человек неученый, что топор не точенный: можно дерево срубить, да измаешься». Поэтому человек должен учиться всю свою жизнь. Учитесь вы, учусь и я. Я думаю, что сегодняшний урок не пройдет бесследно: Вы получили знания, опыт общения… Мне бы хотелось сегодня узнать ваше мнение об уроке. Пусть ваше внутреннее «Я» проанализирует эту работу.
15. Заполните карточки рефлексии.