Просмотр содержимого документа
«"Привитие интереса к изучению учебного предмета"»
Привитие интереса к изучению учебного предмета
Будь терпелив в ожидании чуда и будь
готов для встречи с ним в ребёнке!
Ш.Амонашвили
На современном этапе развития образования доминирующей в учебно-воспитательном процессе должна быть ориентация стратегии обучения и воспитания на одарённость, способность и интересы обучающихся.
В своей работе первоочередное значение я придаю совершенствованию методики преподавания физики. Ясно, что традиционная система обучения, ориентированная на учебный предмет, а не на личность ученика, на репродуктивный характер деятельности, давно устарела. Выработанные методы, авторитарный стиль обучения, жёсткая регламентация учебного процесса, преобладание комбинированного урока, как основной (а чаще и единственной) формы организации учебного времени, не позволяют выполнить задачи современного образования. Эта проблема назрела уже несколько лет назад. Стало понятно, что нужно обновлять старую методику, более деятельно подходить к подготовке урока, ориентироваться на развитие познавательных и творческих способностей ребёнка. Говорят, что идеальная дидактика – это её отсутствие! И если ученик стремится к знаниям, то ему ничто не сможет помешать. Погаснет свет – он будет читать при свечах. Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются, и каждый ребёнок на уроке знает, что ему делать, потому что он хочет этого сам. Это – в идеале! Этот идеал – то, чего хотелось бы достичь в своей работе.
Я считаю, что школу делает школой именно учитель. Родители часто ведут ребёнка в школу не потому, что это конкретная школа, а к конкретному учителю.
Мои коллеги, учителя, бывают разными. Они вырастают из учеников. Когда мы ходим на уроки к коллегам, мы видим, как мастерски, виртуозно проходят многие такие уроки! И только другой учитель знает, сколько кропотливого труда ушло, сколько лет ушло на освоение гамм этюдов, пока всё не сложилось в единую музыку урока!
Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров – единицы! Но есть профессионалы. Мы – профессионалы, со своими приёмами, со своими (пусть и маленькими) хитростями. О своих приёмах мы и сказать порою не можем, мы их используем интуитивно.
Ребёнку говорят: «Видишь, вот нить. Довольно незатейливая вещь. А вот обычный узелок. Ты такие узелки уже видел. Перевяжи нить узлами и получится сеть. Сетью можно ловить рыбу или сделать гамак. Вот какая большая польза может быть от обычной нити, если она не сама по себе!»
Приёмы педагогической техники – своеобразная сеть. Они как нить поддерживают друг друга, складываясь в систему работы учителя.
Именно приёмами мы реализуем принципы своей деятельности:
Свобода выбора.
Главное – быть ответственным за свой выбор. Я предлагаю обучающимся много задач: иногда потруднее, с творческим подходом – пусть сами выбирают (особенно в профильных классах).
Открытость.
Она позволяет не только давать знания, но ещё и показывает их границы.
У входа в центр подготовки кадров компании BMV в штате Нью-Йорк на камне высечены слова: «Образование не достигает точки насыщения». Какие задачи мы обычно решали? «Закрытые» задачи, имеющие точное условие: из пункта А в пункт В движется некое тело… Такая задача решается по строгому алгоритму и имеет один – единственный ответ!
Совсем другие задачи ставит перед человеком жизнь! Задачи открытые, имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие: как найти работу? как увеличить прибыль? как уменьшить вероятность аварии? Такие задачи имеют разные пути решения, набор вероятных ответов. Вот в этот просвет между открытыми жизненными и закрытыми школьными задачами и проваливается интерес ученика и образовательные усилия учителя. Как я пытаюсь решать эту проблему? ТРИЗ (теория изобретательских задач)!
Деятельность.
«Деятельность – единственный путь, ведущий к знаниям»,- говорил Бернард Шоу. Обычный ответ в виде пересказанного параграфа – это работа на 90% в холостом режиме, как движение ненагруженного транспорта. Именно поэтому на моих уроках детям необходимо применять знания, искать условия, границы применимости, расширять, дополнять, преобразовывать, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных ситуациях. Примером такой деятельности является отсроченная отгадка. В начале урока – удивительный факт, интересный опыт, а отгадка к нему, ключик для понимания – в конце урока после работы с новым материалом.
Обратная связь.
Я регулярно контролирую работу учащихся различными методами и приёмами. Приходится действовать подобно лётчику, отслеживающему в полёте по приборам погоду за бортом, количество горючего в баке, уровень высоты и т.д. Только учитель отслеживает другие параметры: настроение детей, уровень понимания, степень их заинтересованности. У учителя нет термометра настроения, высотомера понимания. У него есть свой набор приёмов, позволяющих чётко сориентироваться в обстановке.
5. Идеальность.
Идеальность - когда КПД равен 100%! Это зависит от пользы и затрат сил, времени, нервов, средств. За годы работы пришлось отбросить некоторые приёмы и технологии, несмотря на их полезность, т.к. они требовали или невероятно много сил, или слишком редких качеств. Идеально хотелось бы не уставать, не вырабатываться при самой высокой эффективности труда. Увы, идеальность недостижима! Но стремиться к ней полезно! Каков же выход?
- Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся.
- Хорошо организовать жизнь, как сетку для страховки, и, благодаря ей, выделывать сложные трюки.
Опять сетка! Сетка приёмов в работе! А результат – это хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания детей.