Приемы систематизации знаний учащихся.
Одним из основных показателей качества знаний является их системность. В связи с этим представляется чрезвычайно важным, чтобы вопросы систематизации знаний учебного материала занимали существенное место в работе преподавателя.
Рассмотрим несколько приемов
Прием первый. Изучение темы начинаем с обзора, знакомящего учащихся с его структурой. Вывешиваем плакат, отражающий основное содержаний темы:
- Механическая работа
- Мощность
- Простые механизмы
А)рычаг
Б) неподвижный и подвижные блоки
В)наклонная плоскость 9 лабораторная работа ).
4. «золотое правило» механики
5. КПД механизма
6. Энергия
7. потенциальная и кинетическая энергия.
Превращение одного вида энергии в другой.
Раскрываем суть и связи каждого элемента плана, показываем их взаимозависимость. То же просим делать учащихся при повторении материала.
Прием второй. При изучении понятий, входящих в тему, например, о механической работе и мощности, а также о простых механизмах, используем упрощенные обобщенные планы ответа о физических величинах,
Вот один из планов – о простых механизмах:
- Описание механизма.
- Его схематическое изображение.
- Даваемый механизмом выигрыш в силе.
- КПД механизма (его полная и полезная работа, непроизводительные затраты энергии).
Прием третий. Для систематизации знаний применяем карточки, в которых содержатся задания по определению значения механической работы (и мощности)различными способами. Рассмотренный метод позволяет развивать целостный подход к физическому объекту.
После этого учащиеся заполняют таблицу (таблица 1)
Таблица 1
Физическая величина
Формула для расчета
Условия при которых применима формула
Прием четвертый. Составление систематизирующих таблиц например «простые механизмы» (табл. 2), основа которых – часть пунктов обобщенного плана. Прием – логическое положение приема 2. В таких таблицах весьма компактно собраны довольно обширные сведения об объектах. В данном случае о простых механизмах; по этому их можно использовать и в старших классах при повторении.
Таблица 2
Простые механизмы
Название механизма
Схематическое изображение
Формула для расчета выигрыша в силе
Полезная работа
Затраченная работа
Формула для определения КПД
Рычаг
Неподвижный блок
Подвижный блок
Наклонная плоскость
При изучении энергии ученики составляли табл. 3
Таблица 3
Виды энергии
Свойства
Кинетическая энергия
Потенциальная энергия
К каким телам относится?
К движущимся
К телам, поднятым над землей
К телам упруго деформированным
От чего зависит?
От массы и скорости тела
От массы тела и высоты его подъема
От величины деформации и упругих свойств тела
Прием пятый – составление учащимся самостоятельно граф-схемы темы или раздела используется на заключительном этапе повторения. Заключается в следующем. Вновь рассматриваем с учениками содержание темы по плакату, а ребятам предлагаем самим установить связи в ней и изобразить их в виде схемы. Ниже приведена одна из таких схем (см. рис.), составленная ребятами без помощи учителя, но при коллективном обсуждении материала. Заметим, что при создании подобных схем обучающиеся, как правило,очень активны и занимаются с интересом.
Сила F
Механическая работа A=FS
Потенциальная
Мощность N=A/t
Рычаг. Блок. Наклонная плоскость
КПД
Золотое правило механики
Простые механизмы
Экергия
Кинетическая
Перемещение s
Приемы систематизации знаний учащихся.
Одним из основных показателей качества знаний является их системность. В связи с этим представляется чрезвычайно важным, чтобы вопросы систематизации знаний учебного материала занимали существенное место в работе преподавателя.
Рассмотрим несколько приемов
Прием первый. Изучение темы начинаем с обзора, знакомящего учащихся с его структурой. Вывешиваем плакат, отражающий основное содержаний темы:
- Механическая работа
- Мощность
- Простые механизмы
А)рычаг
Б) неподвижный и подвижные блоки
В)наклонная плоскость 9 лабораторная работа ).
4. «золотое правило» механики
5. КПД механизма
6. Энергия
7. потенциальная и кинетическая энергия.
Превращение одного вида энергии в другой.
Раскрываем суть и связи каждого элемента плана, показываем их взаимозависимость. То же просим делать учащихся при повторении материала.
Прием второй. При изучении понятий, входящих в тему, например, о механической работе и мощности, а также о простых механизмах, используем упрощенные обобщенные планы ответа о физических величинах,
Вот один из планов – о простых механизмах:
- Описание механизма.
- Его схематическое изображение.
- Даваемый механизмом выигрыш в силе.
- КПД механизма (его полная и полезная работа, непроизводительные затраты энергии).
Прием третий. Для систематизации знаний применяем карточки, в которых содержатся задания по определению значения механической работы (и мощности)различными способами. Рассмотренный метод позволяет развивать целостный подход к физическому объекту.
После этого учащиеся заполняют таблицу (таблица 1)
Таблица 1
Физическая величина
Формула для расчета
Условия при которых применима формула
Прием четвертый. Составление систематизирующих таблиц например «простые механизмы» (табл. 2), основа которых – часть пунктов обобщенного плана. Прием – логическое положение приема 2. В таких таблицах весьма компактно собраны довольно обширные сведения об объектах. В данном случае о простых механизмах; по этому их можно использовать и в старших классах при повторении.
Таблица 2
Простые механизмы
Название механизма
Схематическое изображение
Формула для расчета выигрыша в силе
Полезная работа
Затраченная работа
Формула для определения КПД
Рычаг
Неподвижный блок
Подвижный блок
Наклонная плоскость
При изучении энергии ученики составляли табл. 3
Таблица 3
Виды энергии
Свойства
Кинетическая энергия
Потенциальная энергия
К каким телам относится?
К движущимся
К телам, поднятым над землей
К телам упруго деформированным
От чего зависит?
От массы и скорости тела
От массы тела и высоты его подъема
От величины деформации и упругих свойств тела
Прием пятый – составление учащимся самостоятельно граф-схемы темы или раздела используется на заключительном этапе повторения. Заключается в следующем. Вновь рассматриваем с учениками содержание темы по плакату, а ребятам предлагаем самим установить связи в ней и изобразить их в виде схемы. Ниже приведена одна из таких схем (см. рис.), составленная ребятами без помощи учителя, но при коллективном обсуждении материала. Заметим, что при создании подобных схем обучающиеся, как правило,очень активны и занимаются с интересом.
Сила F
Механическая работа A=FS
Потенциальная
Мощность N=A/t
Рычаг. Блок. Наклонная плоскость
КПД
Золотое правило механики
Простые механизмы
Экергия
Кинетическая
Перемещение s