ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ « РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ » 9 КЛАСС
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ « РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ » 9 КЛАСС
Пояснительная записка
Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и др. Программа элективного курса, «Решение нестандартных задач по физике», рассчитана на обучающихся 9 классов, и составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений «Физика», авторы Е.М. Гутник, А.В.Перышкин. Программа элективного курса направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения. Каждый обучающийся имеет возможность посетить элективный курс. Этому соответствует краткость курса рассчитанного на12 часов.
При этом ставятся следующие цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки и облегчить выбор профильного обучения.
Задачикурса:
1. Обучить школьников методам и приемам решения нестандартных физических задач.
2.Предоставить возможность реализовать и развивать интерес к физике.
3.Создать условия для изучения физики на повышенном уровне.
6.Формировать навыки самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.
7.Развивать коммуникативные умения работать в парах и группе.
8.Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с физическими явлениями.
Данный элективный курс «Решение нестандартных задач по физике» содержит теоретическую часть и комплекс задач и тестов за курс основной школы.
При изучении курса «Решение нестандартных задач по физике» обучающиеся должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи, применение математического аппарата. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике.
Технологии, используемые в организации занятий:
1. проблемное обучение;
2. технология критического мышления, которое помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.
Формыработы:
1. лекционное изложение материала;
2. практикумы по решению задач;
3. уроки-исследования;
4. работа в малых группах;
Формами контроля при проведении данного курса являются:
1. Самостоятельная работа по решению задач;
2. Контрольное тестирование.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:
- анализировать физические явления;
- анализировать полученный ответ;
- классифицировать предложенные задачи;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
- владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
Ожидаемые образовательные результаты.
Знания основных законов и понятий.
Успешная самореализация учащихся.
Опыт работы в коллективе.
Умение искать, отбирать, оценивать информацию.
Систематизация знаний
Потребность читать дополнительную литературу
7. Совершенствование опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ « РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ » 9 КЛАСС »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛЯЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР_______Л.И. Гриценко
«___» _______ 2014 г.
«Утверждаю»
Директор школы ________О.А. Пустобаева
Приказ №___ от «___» ___________ 2014 г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
« РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ »
9 КЛАСС
ЛУБКЕЙ ТАТЬЯНЫ ПЕТРОВНЫ
2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и др. Программа элективного курса, «Решение нестандартных задач по физике», рассчитана на обучающихся 9 классов, и составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений «Физика», авторы Е.М. Гутник, А.В.Перышкин. Программа элективного курса направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения. Каждый обучающийся имеет возможность посетить элективный курс. Этому соответствует краткость курса рассчитанного на12часов.
При этом ставятся следующие цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки и облегчить выбор профильного обучения.
Задачикурса:
1. Обучить школьников методам и приемам решения нестандартных физических задач.
2.Предоставить возможность реализовать и развивать интерес к физике.
3.Создать условия для изучения физики на повышенном уровне.
6.Формировать навыки самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.
7.Развивать коммуникативные умения работать в парах и группе.
8.Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с физическими явлениями.
Данный элективный курс «Решение нестандартных задач по физике» содержит теоретическую часть и комплекс задач и тестов за курс основной школы.
При изучении курса «Решение нестандартных задач по физике» обучающиеся должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи, применение математического аппарата. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике.
Технологии, используемые в организации занятий:
1. проблемное обучение;
2. технология критического мышления, которое помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.
Формыработы:
1. лекционное изложение материала;
2. практикумы по решению задач;
3. уроки-исследования;
4. работа в малых группах;
Формами контроля при проведении данного курса являются:
1. Самостоятельная работа по решению задач;
2. Контрольное тестирование.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:
- анализировать физические явления;
- анализировать полученный ответ;
- классифицировать предложенные задачи;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
- владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
Ожидаемые образовательные результаты.
Знания основных законов и понятий.
Успешная самореализация учащихся.
Опыт работы в коллективе.
Умение искать, отбирать, оценивать информацию.
Систематизация знаний
Потребность читать дополнительную литературу
7. Совершенствование опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема занятий
Количество
часов
Форма проведения
Образовательный продукт
всего
теория
Практика
1
Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию и содержанию, способу задания и решения. Этапы решения физических задач.
1
1
Лекция с элементами беседы
Тезисы, конспект
2
Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Элементы векторной алгебры.
1
1
Лекция с элементами беседы
Конспект
3
Архимедова сила. Условия плавания тел. Применение законов гидростатики и аэростатики.
1
1
Практикум
Применение законов гидростатики и аэростатики
4
Тепловые явления. Тепловые процессы.
1
1
Практикум
Таблица «Тепловые процессы»
5
Характеристики прямолинейного равномерного движения и равноускоренного движения.
Графики основных кинематических параметров.
1
2
Практикум
Графики основных кинематических величин
6
Движение твердого тела по горизонтальной плоскости под действием нескольких сил и на закруглениях пути.
1
1
Практикум
Конспект
7
Движение твердого тела по наклонной плоскости и по вертикали под действием нескольких сил.
1
2
Практикум
Алгоритм решения задач
8
Решение задач на законы сохранения в механике
1
2
Практикум
Алгоритм решения задач
9
Контрольная работа
1
1
Контрольная работа
Результаты контрольной работы
Итого
12
2
10
Содержание изучаемого курса
1. Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию и содержанию, способу задания и решения. Этапы решения физических задач.
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач.
Классификация физических задач. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Изучение примеров решения задач.
2. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Элементы векторной алгебры.
Различные приемы и способы физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения и т. д. Действия над векторами. Задание вектора. Сложение и вычитание векторов. Определение модуля вектора и проекции результирующего вектора при сложении и вычитании. Проекции вектора на координатные оси.
3. Архимедова сила. Условия плавания тел. Применение законов гидростатики и аэростатики.
Выталкивающая сила. Условия плавания тел.
Тепловые явления. Тепловые процессы.
Агрегатные состояния и фазовые переходы. Процессы нагревания, плавления, кипения.
Характеристики прямолинейного равномерного движения и равноускоренного движения. Графики основных кинематических параметров.
Решение задач на равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Анализ и построение графиков зависимости координаты, пути, проекций перемещения, скорости, ускорения от времени при равномерном и равнопеременном прямолинейном движении. Координатный метод решения задач по кинематике.
Решение задач на движение твердого тела по горизонтальной плоскости под действием нескольких сил и на закруглениях пути.
Решение задач на основные законы динамики. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Движение на закруглениях пути.
Решение задач на движение твердого тела по наклонной плоскости и по вертикали под действием нескольких сил.
Движение по наклонной плоскости, движение связанных тел.
Решение олимпиадных задач по кинематике, динамике и статике.
Знакомство с примерами решения задач по кинематике, динамике и статике на всероссийских олимпиадах.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач.
Итоговое тестирование.
Список литературы для учителя.
Генденштейн Л.Э.,Кирик Л.А.,Гельфгант И.М. «Задачи по физике для основной школы с примерами решения», «Илекса»,2014г.
Гольдфарб И.И. «Сборник вопросов и задач по физике», М.: «Высшая школа», 2009 г.
3.Балаш В.А. «Задачи по физике и методы их решения», М.: «Просвещение», 2010 г
4.Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике», «Академия Развития»,2007г.
Список литературы для обучающихся
1.Гольдфарб И.И. «Сборник вопросов и задач по физике», М.: «Высшая школа», 2009 г
2.Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике» 7-9 кл., М.: 2Просвещение», 2014г.
Рымкевич А.П. «Задачник» 9-11 кл. М.: «Дрофа», 2010 г.
Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике», М.: «Просвещение», 2009 г
Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике», «Академия Развития»,200
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Кол.
час.
Тема занятия
Сроки
проведения
1
1
Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию и содержанию, способу задания и решения. Этапы решения физических задач.
17.02.15
2
1
Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Элементы векторной алгебры.
24.02.15
3
1
Архимедова сила. Условия плавания тел. Применение законов гидростатики и аэростатики.
03.03.15
4
1
Тепловые явления. Тепловые процессы.
10.03.15
5
2
Характеристики прямолинейного равномерного движения и равноускоренного движения.
Графики основных кинематических параметров.
17.03.15,
31.03.15
6
1
Решение задач на движение твердого тела
по горизонтальной плоскости под действием нескольких сил и на закруглениях пути.
07.04.15
7
2
Решение задач на движение твердого тела по наклонной плоскости и по вертикали под действием нескольких сил.
14.04.15
21.04.15
8
2
Решение задач на законы сохранения в механике.
28.04.15,
05.05.15
9
1
Контрольная работа
12.05.15
Контрольная работа
Вариант 1.
1. Первый вагон поезда прошел мимо наблюдателя, стоящего на платформе, за t = 1с, а второй- за t =1,5с. Длина вагона s = 12м. Найти ускорение поезда и его скорость в начале наблюдения. Движение поезда считать равномерным.
2. Сколько воды можно нагреть от 20 °С до 70 °С, используя теплоту, выделившуюся при полном сгорании 0,42 кг сухих дров.
3. Полый шар, отлитый из чугуна , плавает в воде, погрузившись ровно наполовину. Найти объем внутренней полости, если масса шара 5 кг, плотность чугуна 7800 кг\м 3.
Вариант 2
1.Реактивный самолет летит со скорость v=720км/ч. С некоторого момента самолет движется с ускорением в течение
t =10с и в последнюю секунду проходит путь s = 295м. Определить ускорение и конечную скорость самолета.
2. Чугунная и алюминиевая детали одинаковой массы находятся при температуре 20 °С, для плавления какой деталей необходимо большее количество теплоты? Во сколько раз большее?
3.Стальной кубик плотностью 7800 кг\м3 плавает в ртути, плотностью 13600 кг\м 3. Поверх ртути наливают воду так, что она полностью покрывает весь кубик. Какова высота слоя воды, если кубик имеет сторону 10 см.