kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытие Солнечной системы (статья)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует множество версий возникновения нашей Солнечной системы. В 40-х годах прошлого столетия О. Шмидт выдвинул гипотезу о том, что Солнечная система возникла, потому что холодные пылевые облака притянулись к Солнцу. С течением времени облака сформировали основы будущих планет. Данная версия в современной физике является основной.

Солнечная система представляет собой лишь малую часть большой галактики под названием Млечный Путь. В Млечный Путь входит более ста миллиардов различных звезд.

Открытие солнечной системы произошло не сразу, шаг за шагом, основываясь на победах и ошибках, формировалась система знаний. Основной базой для изучения Солнечной системы были знания о Земле.
Наиболее вероятной версией происхождения системы считают теорию Большого взрыва. В соответствии с ней, формирование галактики началось с «разбегания» элементов мегасистемы.

Основу Солнечной системы составляет: Солнце – 99,8% от всего объема, на долю планет приходится 0,13%, оставшиеся 0,0003% составляют различные тела нашей системы.

Все планеты ученые поделили на две группы: планеты типа Земля ( Земля, Венера, Меркурий) и планеты гиганты (Уран, Нептун и Сатурн). Отличительными характеристиками планет первой группы является относительно небольшая площадь, твердость, небольшое количество спутников. Вторая группа планет отличается от первой большими размерами, их формируют газы гелия и водорода. Большинство планет Солнечной системы было открыто в глубокой древности и с тех самых пор их регулярно наблюдают. Так же, кроме Солнца и планет к солнечной системе относятся также планетарные спутники, кометы, метеориты и астероиды.

То обстоятельство, что наблюдать движения небесных светил человек был вынужден с поверхности вращающейся вокруг своей оси и движущейся по орбите Земли, на протяжении многих столетий препятствовало осознанию структуры Солнечной системы. Видимые движения Солнца и планет воспринимались как их истинные движения вокруг неподвижной Земли.
Мы с вами можем наблюдать невооружённым глазом с Земли следующие объекты Солнечной системы: Солнце, Меркурий, Венеру (оба незадолго до восхода или сразу после захода Солнца), Марс, Юпитер и Сатурн; а также Луну. Таким образом, мы не можем с точностью сказать кто их первым обнаружил. А уже с биноклем или небольшим телескопом можно наблюдать 4 крупнейших спутника Юпитера (Ио, Европа, Ганимед и Каллисто), Уран, Нептун и Титан (самый крупный спутник Сатурна). Невооружённым глазом можно наблюдать также множество комет при их приближении к Солнцу. При сильном увеличении можно увидеть пятна на Солнце, фазы Венеры, кольца Сатурна и щель Кассини между ними.

Важнейший прорыв в понимании истинной структуры Солнечной системы произошёл в XVI веке, когда великий польский астроном Николай Коперник разработал гелиоцентрическую систему мира, в основе которой лежали следующие утверждения:

- в центре мира находится Солнце, а не Земля;

- шарообразная Земля вращается вокруг своей оси, и это вращение объясняет кажущееся суточное движение всех светил;

- Земля, как и все другие планеты, обращается вокруг Солнца по окружности, и это вращение объясняет видимое движение Солнца среди звёзд;
- все движения представляются в виде комбинации равномерных круговых движений.

Приблизительный прогноз эволюции Солнечной системы.

Солнце сжигает запасы водородного топлива, выделяющаяся энергия, поддерживающая ядро, имеет тенденцию к исчерпанию, заставляя Солнце сжиматься. Это увеличивает давление в его недрах и нагревает ядро, таким образом, ускоряя сжигание топлива. В результате Солнце становится ярче примерно на десять процентов каждые 1,1 млрд. лет, и станет ещё на 40 % ярче в течение следующих 3,5 млрд. лет.

Приблизительно через 7 млрд. лет с настоящего времени водород в солнечном ядре будет полностью преобразован в гелий и Солнце станет субгигантом. Ещё через 600 млн. лет Солнце перейдёт на стадию красного гиганта. Резко увеличившись, Солнце, как ожидается, поглотит ближайшие планеты Меркурий и Венеру. Земля, возможно, избежит поглощения внешними солнечными оболочками, но станет совершенно безжизненной, поскольку обитаемая зона сместится к внешним краям Солнечной системы.

В конечном итоге, в результате развития термических неустойчивостей, внешние слои Солнца будут выброшены в окружающее пространство, образовав планетарную туманность, в центре которой останется лишь небольшое звёздное ядро — белый карлик, необычно плотный объект в половину первоначальной массы Солнца, но размером только с Землю. Эта туманность возвратит часть материала, который сформировал Солнце, в межзвёздную среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников:

  1. Дмитриева, В.Ф. Физика: учебник для студенческих общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования / В.Ф. Дмитриева.  – 6-е издание. стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2005. -  280-288.
  2. Брандт Дж., Ходж П. Астрофизика солнечной системы / Дж. Брандт, П. Ходж. – М.: Мир, 1967.– С. 488.
  3. Маров М. Я. Планеты Солнечной системы / М.Я. Маров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.- 320 с.

 

Электронные ресурсы:

  1. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://wikipedia.org . - (дата обращения: 20.10.2014).
  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс].  – Режим доступа : http://window.edu.ru/window, свободный. -  Загл. с экрана. - (Дата обращения: 20.10.2014).
  3. Портал естественных наук  » [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-science.ru/physics, свободный. -  Загл. с экрана. - (Дата обращения: 20.10.2014).­­­­­

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытие Солнечной системы (статья) »

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Кемеровский профессионально-технический техникум








Открытие Солнечной системы

(статья)







Подготовили: преподаватели физики

Щербунова Евгения Олеговна,

Колабина Галина Алексеевна







г. Кемерово

2014

Существует множество версий возникновения нашей Солнечной системы. В 40-х годах прошлого столетия О. Шмидт выдвинул гипотезу о том, что Солнечная система возникла, потому что холодные пылевые облака притянулись к Солнцу. С течением времени облака сформировали основы будущих планет. Данная версия в современной физике является основной.

Солнечная система представляет собой лишь малую часть большой галактики под названием Млечный Путь. В Млечный Путь входит более ста миллиардов различных звезд.

Открытие солнечной системы произошло не сразу, шаг за шагом, основываясь на победах и ошибках, формировалась система знаний. Основной базой для изучения Солнечной системы были знания о Земле.
Наиболее вероятной версией происхождения системы считают теорию Большого взрыва. В соответствии с ней, формирование галактики началось с «разбегания» элементов мегасистемы.

Основу Солнечной системы составляет: Солнце – 99,8% от всего объема, на долю планет приходится 0,13%, оставшиеся 0,0003% составляют различные тела нашей системы.

Все планеты ученые поделили на две группы: планеты типа Земля ( Земля, Венера, Меркурий) и планеты гиганты (Уран, Нептун и Сатурн). Отличительными характеристиками планет первой группы является относительно небольшая площадь, твердость, небольшое количество спутников. Вторая группа планет отличается от первой большими размерами, их формируют газы гелия и водорода. Большинство планет Солнечной системы было открыто в глубокой древности и с тех самых пор их регулярно наблюдают. Так же, кроме Солнца и планет к солнечной системе относятся также планетарные спутники, кометы, метеориты и астероиды.

То обстоятельство, что наблюдать движения небесных светил человек был вынужден с поверхности вращающейся вокруг своей оси и движущейся по орбите Земли, на протяжении многих столетий препятствовало осознанию структуры Солнечной системы. Видимые движения Солнца и планет воспринимались как их истинные движения вокруг неподвижной Земли.
Мы с вами можем наблюдать невооружённым глазом с Земли следующие объекты Солнечной системы: Солнце, Меркурий, Венеру (оба незадолго до восхода или сразу после захода Солнца), Марс, Юпитер и Сатурн; а также Луну. Таким образом, мы не можем с точностью сказать кто их первым обнаружил. А уже с биноклем или небольшим телескопом можно наблюдать 4 крупнейших спутника Юпитера (Ио, Европа, Ганимед и Каллисто), Уран, Нептун и Титан (самый крупный спутник Сатурна). Невооружённым глазом можно наблюдать также множество комет при их приближении к Солнцу. При сильном увеличении можно увидеть пятна на Солнце, фазы Венеры, кольца Сатурна и щель Кассини между ними.

Важнейший прорыв в понимании истинной структуры Солнечной системы произошёл в XVI веке, когда великий польский астроном Николай Коперник разработал гелиоцентрическую систему мира, в основе которой лежали следующие утверждения:

- в центре мира находится Солнце, а не Земля;

- шарообразная Земля вращается вокруг своей оси, и это вращение объясняет кажущееся суточное движение всех светил;

- Земля, как и все другие планеты, обращается вокруг Солнца по окружности, и это вращение объясняет видимое движение Солнца среди звёзд;
- все движения представляются в виде комбинации равномерных круговых движений.

Ниже приведена таблица некоторых важных открытий в астрономии.

Ученый

Дата

Открытие

Галилео Галилей

1610 год

открыл в свой телескоп 4 крупнейших спутника Юпитера

Христиан Гюйгенс

1655 год

открыл Титан — самый крупный спутник Сатурна

Кассини

XVII век

Открыл 4 спутника Сатурна

Дж. Гершель

1787, 1789 года

Открыл 2 спутника Урана и 2 спутника Сатурна

Джузеппе Пиацци

1801 год

астероид Церера

Иоганн Галле (по теоретическим предсказаниям У.Ж. Леверье и Дж.К. Адамса)

1846 год

открыта восьмая планета — Нептун.

Клайд Томбо

1930 год

открыл Плутон, названный девятой планетой Солнечной системы( с 2006 года стал карликовой планетой)


вторая половина XX века

Открытие мелких спутников Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, Плутона

Табл. 1 Открытия в астрономии



Рис. 1 Приблизительное соотношение размеров планет и Солнца. Межпланетные расстояния не в масштабе. Солнце изображено слева.




Приблизительный прогноз эволюции Солнечной системы.

Солнце сжигает запасы водородного топлива, выделяющаяся энергия, поддерживающая ядро, имеет тенденцию к исчерпанию, заставляя Солнце сжиматься. Это увеличивает давление в его недрах и нагревает ядро, таким образом, ускоряя сжигание топлива. В результате Солнце становится ярче примерно на десять процентов каждые 1,1 млрд. лет, и станет ещё на 40 % ярче в течение следующих 3,5 млрд. лет.

Приблизительно через 7 млрд. лет с настоящего времени водород в солнечном ядре будет полностью преобразован в гелий и Солнце станет субгигантом. Ещё через 600 млн. лет Солнце перейдёт на стадию красного гиганта. Резко увеличившись, Солнце, как ожидается, поглотит ближайшие планеты Меркурий и Венеру. Земля, возможно, избежит поглощения внешними солнечными оболочками, но станет совершенно безжизненной, поскольку обитаемая зона сместится к внешним краям Солнечной системы.

В конечном итоге, в результате развития термических неустойчивостей, внешние слои Солнца будут выброшены в окружающее пространство, образовав планетарную туманность, в центре которой останется лишь небольшое звёздное ядро — белый карлик, необычно плотный объект в половину первоначальной массы Солнца, но размером только с Землю. Эта туманность возвратит часть материала, который сформировал Солнце, в межзвёздную среду.















Список источников:

  1. Дмитриева, В.Ф. Физика: учебник для студенческих общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования / В.Ф. Дмитриева. – 6-е издание. стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2005. - 280-288.

  2. Брандт Дж., Ходж П. Астрофизика солнечной системы / Дж. Брандт, П. Ходж. – М.: Мир, 1967.– С. 488.

  3. Маров М. Я. Планеты Солнечной системы / М.Я. Маров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.- 320 с.


Электронные ресурсы:

    1. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://wikipedia.org . - (дата обращения: 20.10.2014).

    2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://window.edu.ru/window, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 20.10.2014).

    3. Портал естественных наук » [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-science.ru/physics, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 20.10.2014).­­­­­





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Открытие Солнечной системы (статья)

Автор: Щербунова Евгения Олеговна и Колабина Галина Алексеевна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) ""Открытие планеты Х""
    ["seo_title"] => string(21) "otkrytiie_planiety_kh"
    ["file_id"] => string(6) "348517"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476257988"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Открытый урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_pravopisaniie_biezudarnykh_ghlasnykh_v_kornie_slo"
    ["file_id"] => string(6) "353935"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477934135"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока на тему "Первое знакомство со звёздами""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-piervoie-znakomstvo-so-zviozdami"
    ["file_id"] => string(6) "287388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454486141"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект занятия на тему "В космосе так здорово""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_zaniatiia_na_temu_v_kosmose_tak_zdorovo"
    ["file_id"] => string(6) "634249"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1687419372"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по познанию мира "Ближе к планетам" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-blizhie-k-planietam"
    ["file_id"] => string(6) "198448"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428407825"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства