Конспект урока по физике в 7 классе на тему "Плотность вещества"
Конспект урока по физике в 7 классе на тему "Плотность вещества"
Урок построен на пробленной и информационной технологии. Введется характеристика вещества-плотности,определение,единица измерение.Решают задачи. Проводятся опыты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике в 7 классе на тему "Плотность вещества"»
Конспект урока физики в 7 классе
Тема: «Плотность вещества»
Организационный момент:
-Здравствуйте ребята, садитесь. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся и начнем работу.
2. Мотивация: Послушайте следующее стихотворение:
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…
Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение?
Молодцы! Это стихотворение об открытиях. А любому открытию сопутствуют опыт, талант исследователя. Сегодняшний урок мы превратим в маленькую исследовательскую лабораторию. Вам предстоит стать юным исследователем. Мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Задача непростая. Но я думаю, что мы с ней справимся.
Для дальнейшей работы вспомним то, что мы изучили на прошлых уроках:
1. Что такое масса? (Масса - физическая величина, которая является мерой инертности тела)
2. Что такое инертность? (Инертность - свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии ) Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией
3. Как обозначается масса?
4. В каких единицах измеряется масса тел?
5. С помощью какого прибора измеряют массу?
А теперь вспомним, что вы знаете про физическую величину – объем.
Как обозначается объем?
В каких единицах измеряется?
Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
Как найти объем тела неправильной формы?
Переведи в СИ
3. Определение темы и целей урока: Итаг, тема нашего урока «Плотность вещества»
- Скажите, кто-нибудь из вас слышал загадку: «Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм золота?». А если эти вещества взять одинакового объёма? Что тогда покажут весы? А вы задумывались почему?
- Давайте наши слова проверим на опыте. У вас на столах в наборе № 1 два цилиндра, сравните их объёмы? (Они одинаковые)Как вы думаете, а массы будут какими?
- Давайте сравним их массы с помощью весов. (сравнивают массу на рычажных весах)
- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (они сделаны из разных веществ; у тел с одинаковым объемом масса может быть разной).
Тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы
- А теперь выполним другой опыт. Возьмите цилиндры из набора № 2. Что вы можете сказать про их объемы? (они разные) А про массы?
- Давайте сравним их массы. Что вы увидели? (массы одинаковые) Как вы думаете почему? (они сделаны из разных веществ,у тел с одинаковой массой может быть разный объем)
Тела, имеющие равные массы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные объемы
- Скажите, зависит ли масса тел одного и того же объема от вещества из которого они изготовлены? (зависит)
- Как вы думаете, а почему так? (разное молекулярное строение, у одних веществ молекулы ближе друг другу, чем у других, т.е. плотнее)
- Итак, тема нашего урока «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА» (откройте тетради, запишите тему урока и дату на полях)
- А теперь давайте вместе определим цели урока, что мы хотим узнать нового? Чему хотим научиться?
(узнать: что такое плотность, как обозначается, как вычисляется, ее единицы измерения)
4. Изучение нового:- В проделанных экспериментах вы узнали, что у цилиндров с одинаковым объемом масса разная. Что вы можете сказать сравнив, массы приходящиеся на единицу объема у каждого из цилиндров?
(у одного цилиндра на единицу объема приходится большая масса, а у второго цилиндра на единицу объема приходится меньшая масса.)
- Молодцы! Это главный вывод и вы его сделали.
Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.
Еще раз повторю:
Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.
Ну а теперь внимательно прослушайте определение
Плотность– это физическая величина, которая показывает массу, приходящуюся на единицу объема.
Плотность обозначается буквой ρ.
А теперь прочитаем формулу физически, заменив слово деление на слово отношение.
Плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
Так как плотность это физическая величина, то у нее есть единица измерения.
Давайте ее определим.
- В каких единицах в СИ измеряется масса? А объем?
- Тогда единица измерения плотности будет? (кг/м3)
Записали в тетрадь: в СИ [ρ] = 1кг/м3
Также мы будем использовать еще одну более мелкую единицу измерения плотности - 1г/см3.
5. Физпауза.
Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся (повороты влево-вправо) И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо). Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх-вниз). Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук).
Закрепление изученного
- Плотность для всех веществ рассчитана и занесена в таблицу, которую мы с вами будем использовать при решении различных задач. Ребята, откройте учебник на странице 50-51, и найдите таблицу плотностей. Сейчас мы познакомимся с ней.
- Ребята, обратите внимание, в таблице есть значения плотностей веществ и в кг/м3, и в г/см3.
- Посмотрите на численные значения плотностей одного и того же вещества в таблице и сделайте вывод, какое действие нужно выполнить, чтобы от г/см3 перейти к кг/м3, и наоборот? Молодцы!
- Теперь давайте выясним, что же показывает плотность, каков ее смысл. (Привожу пример)- А теперь взгляните на экран. Вам предлагается несколько заданий, которые вы должны выполнить, используя таблицу плотностей.
Наука-Это весело!
Башня плотности
Различные вещества могут плавать на поверхности жидкости или тонуть в ней в зависимости от плотности. Так посмотрев на таблицу можно составить башню плотности. И это будет не просто многослойная жидкость, а в каждом слое будет находится небольшой предмет. Вот это уже здорово и необычно Для опыта понадобятся: стакан, мед, вода, масло, спирт, шуруп, виноградина, кусочек свечки, пробка, пищевой краситель. В высокий стакан наливаем мед, что бы он занял не больше четверти емкости. В воду добавляем пищевой краситель. После меда наливаем воду. С краской мы переборщили, поэтому получился очень темный цвет. Далее в стакан отправляется масло, а затем спирт. Спирт я опять решила подкрасить. Итак, жидкости расположились в стакане слоями. Теперь аккуратно опускаем в стакан шуруп, он опускается в медовый слой, потому что плотность шурупа самая высокая из всех жидкостей в стакане... Виноградина оказалась в слое воды, а скорее легла на слой меда. Кусочек свечки задержался между маслом и спиртом, а пробка плавала на поверхности спирта. Плотность пробки оказалось самой маленькой. Плотность веществ, использованных в опыте (г /cм 3) Мед 1,35 Вода чистая 1,00 Масло подсолнечное 0,93 Спирт 0,80 Пробка 0,24 Железо 7,874 Парафин 0,90 В этом и других наших опытах, основанных на различных плотностях жидкостей, легко заметить слои. Слоистыми получаются жидкости и в случае с сахарным сиропом, и в варианте с водой, маслом, спиртом...
Кстати, обладая знаниями о плотности, можно определить свежесть куриных яиц. При длительном хранении часть жидкости испаряется через поры в яичной скорлупе и замещается воздухом. При том же объеме его средняя плотность уменьшается и оно становится легче. Свежее яйцо тонет в воде, а несвежее всплывает.