- формирование общеучебных компетенций (умение работать по плану, умение пользоваться табличными данными, записывать результаты измерений в таблицу;
- умение применять полученные знания на практике, делать вывод;
- развитие логического мышления, внимания;
Воспитательные:
- продолжить формирование интереса к предмету, представлений школьников о целостной картины мира.
- умение работать в парах.
- работать аккуратно с лабораторным оборудованием и в тетрадях
Оборудование:
мультимедийный проектор, ПК, лабораторное оборудование: весы с разновесами, мерные стаканы, тела из разных веществ
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивация
Послушайте следующее стихотворение:
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…
Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение?
Ученики:
Потому что здесь говорится про открытия, а все открытия связаны с физикой.Потому что человек, который удивляется, может совершать открытия.
Наш сегодняшний урок пройдёт в несколько необычной для вас форме – форме заседания Ученого Совета.
Представьте, что вы ученые и находитесь в физической лаборатории, где физики проводят свои исследования и делают великие открытия. Вы согласны оказаться на месте ученых? Тогда приступаем к работе.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрал слова физика Луи де Бройля
«Знания – дети удивления и любопытства»
Как вы понимаете эти слова?
2. Постановка цели и задач урока
И так уважаемые ученые-физики обратите внимание на демонстрационный стол.
На демонстрационном столе весы, находящиеся в равновесии. Какие тела расположены на чашах?
Ученики: Вата, гвозди
Учитель:Если весы в равновесии, что можно сказать о массе тел?
Ученики:Массыравны
Учитель:Чем отличаются тела друг от друга?
Ученики: Разный объем и плотность
Учитель: Посмотрите на бруски, которые имеются у вас. Что у них одинаковое?
Ученики: Объем, размеры
Учитель:Что разное?
Ученики:Масса и вещества
Учитель:Как определить плотность вещества?
Ученики:По формуле
Перед вами расположены несколько предметов? Назовите плотность этих предметов?
Почему вы затрудняетесь с ответом
Ученики: Потому-что не знаем массу и объем
Учитель: Ребята, выскажите предположение, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?
Ученики: Определять плотность разных тел?
Учитель: Давайте запишем тему урока в рабочие тетради.
Учитель: Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?
Ученики: Научиться определять плотность веществ опытным путем.
3. Актуализация знаний.
И так уважаемые ученые-физики приступаем к исследованиям в нашей лаборатории. Все результаты исследования мы будем фиксировать в рабочих листах
У каждого из вас есть лист самооценки, где будем фиксировать успешность выполнения задач.
Но в начале ,я должен убедиться что вы имеете необходимый багаж знаний для того чтобы проводить исследования.
1. Я предлагаю вам соотнести физическую величину и единицу измерения.
(Взаимопроверка и выставьте результаты в лист самооценки)
Учитель:
Запишите формулу, которая позволяет определить плотность тела.
Как выразить объем тела из этой формулы?
Как выразить массу тела из этой формулы?
Как с помощью весов определить, какое вещество имеет самую большую плотность, а какое самую маленькую.
Что показывает плотность?
На доске написано значение плотности 1 г/см3.Для какого вещества написана плотность?
Как это понимать?
Выразите 1 г/см3 в кг/м3?
Масса тела 100 г. Объем тела 270 см3. Плотность тела равна…?
Какое это вещество?
Учитель:
А теперь я предлагаю вам оценить себя, свои ответы на вопросы и опять выставить оценку, а поможет вам алгоритм самооценки на слайде.
4. Получение новых знаний.
Молодцы ребята, вы неплохо справились с поставленной задачей и теперь я предлагаю сформировать исследовательские группы и приступить к . работе над проектами по определению плотности различных веществ.
Сначала вспомним правила техники безопасности, прежде чем приступим к работе.
1. Будьте внимательны и дисциплинированы, точно выполняйте указания учителя.
2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
4. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ее содержание и ход выполнения.
5. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.
6. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
Учитель: Формула плотности , представленная на доске, позволяет экспериментально рассчитать плотность тех веществ, которые у вас в лотках Скажите, что с помощью каких приборов мы сможем провести опыты или наблюдения?
Каждой группе предлагаю выполнить собственный исследовательский проект. У вас на столах лежит задание. И план деятельности при работе над проектом
Этапы деятельности при работе над проектом:
1. Постановка проблемы(Что нам неизвестно?Над чем, предстоит потрудиться?)
2. выдвижение гипотез-путей решения проблемы(Мы думаем, что результат будет следующий...)
3. Планирование деятельности по реализации проекта( Что мы будем делать?)
4. Выполнение плана действий;
5. Выводы и результаты
6. Защита проекта;
7. Самооценка .
И так приступаем к работе
Задание группе 1
Определите плотность вещества, из которого изготовлен цилиндр.
Из какого вещества изготовлен цилиндр?
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:
Тело
Масса цилиндра, m, г
Объем жидкости в мерном стакане, V1, см3
Объем цилиндра и жидкости в мерном стакане, V2, см3
Объем цилиндра, V=V2 – V1, см3
Плотность, ρ, г/см3
Название вещества
ρ = m/V
По таблице
Цилиндр
Сделайтевывод.
Задание группе 2
Пользуясь двумя одинаковыми сосудами, мерным стаканом и весами,определить плотность вещества.
С помощью мерного стакана определяем объем жидкости, потом измеряем массу сосуда с веществом и точно такого же пустого сосуда, масса вещества находится как разность между большим и меньшим значением. Далее массу делим на объем и получим плотность вещества.
Данной группе предлагается работа по сравнению плотности различных продуктов с использованием таблицы
жидкость
Масса пустого стакана, m1, г
Масса стакана с веществом, m2, г
Масса вещества, m, г
Объем вещества, V, см3
Плотность, ρ, г/см3
вода
1,00
масло подсолнечное
мед
Задание группе 3
Определите плотность вещества, из которого изготовлено тело.
Из какого вещества изготовлено тело? Что вы знаете об этом веществе?
Объяснитерезультатывашихизмерений.
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу
Тело
Масса цилиндра, m, г
Объем жидкости в мерном стакане, V1, см3
Объем цилиндра и жидкости в мерном стакане, V2, см3
Объем цилиндра, V=V2 – V1, см3
Плотность, ρ, г/см3
Название вещества
ρ = m/V
По таблице
Сделайтевывод.
И так уважаемые ученые время закончилось, я предлагаю вам выступить на Ученом совете и защитить свои проекты.
Оценка защиты проектов
Критерии оценки проекта:
Соответствие задачи и полученного результата
качество выполнения продукта,
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
умение аргументировать свои выводы;
умение отвечать на вопросы оппонентов.
самостоятельность работы над проектом,
артистизм и выразительность выступления
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
А где вам могут пригодиться знания полученные в ходе урока?
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
§ 21 – 22,
Определить плотность хозяйственного мыла. Отчет о выполнении задания оформить в виде задачи на двойных листах.