kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компетентностные технологии на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование компетентностей обучающихся, т.е. способности применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностные технологии на уроках физики»

«Компетентностные технологии на уроках физики»


Формирование компетентностей обучающихся, т.е. способности применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. На уроках физики предлагаю в основном следующее: учебники и задачники, справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, видеоматериалы, презентации, физический эксперимент. Форма работы ученика может быть индивидуальной, парной, групповой.

Предъявление учащимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, рассказ в группе, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, рисунки и др., часто учащиеся предлагают свои творческие, нестандартные формы: «Реклама физической величины» , «Физические загадки», «Физические сказки, кроссворды».

В практике работы наиболее часто использую технологию проблемного обучения на этапах целеполагания и самостоятельной продуктивной деятельности учащихся. Чаще всего проблемную ситуацию создаю на основе демонстрационного или фронтального эксперимента, с этой целью собрана папка «Проблемные опыты» с классификацией и описанием опытов по темам и классам. Элементы технологии уровневой дифференциации применяю на этапе целеполагания, когда учащиеся имеют возможность в соответствии с уровнем содержания (базовый, повышенный, высокий) и собственными способностями поставить свою цель. Соответственно присутствует уровневый контроль усвоения знаний и способов действий и разноуровневое домашнее задание.

Осознавая важную роль информатизации образования на уроках, я применяю информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе: организую, разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний: например, совместно с учащимися созданы «Уроки — презентации» по многим темам школьного курса: «Открытая физика», «Физика в картинках».

Игровая технология может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию, включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Пример заданий познавательного, творческого и исследовательского характера, предлагаемые учащимся в форме игр: «Засели остров формул», «Объясни, что происходит», «Чему равна сила тяжести, если…», «Составь рассказ-фантазию «В мире, где нет силы тяжести»» и т. п.

Бинарный урок — это нетрадиционная компетентностная технология. В его структуре сочетаются личности преподавателя и учащихся, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения.

Примеры бинарных уроков «физика + …»:

1. физика + литература: «Решение физических задач, составленных по литературным произведениям» (IX класс).

2. физика + биология: «Звук» (IX класс),

3. физика + география ( на уроках физики, например, при изучении радиоактивности, выясняются роль и значение радиоактивности, где используются радиоактивные вещества, в каких странах они добываются и как производятся (а это уже знания химии, биологии, географии), или нужно выяснить, какая ответственность наступает при нарушении правил использования радиоактивных веществ ( право )).

Требования к компетентностным задачам:

-В задаче должна быть отражена возможность преобразования реальной действительности.

-Личностно или социально значимое содержание задачи.

-Задача должна отражать учет морально-этических ценностей.

-Присутствие исторических фактов.

-Задача должна содержать проблему, если уровень задачи повышенный.

-Содержание многовариантных вопросов.

-Текст задачи может быть представлен в различных формах представления информации.

-Задачи носят эвристический характер.



Приведу несколько примеров задач по физике, которые составлены в соответствии с требованиями, представляемыми к составлению компетентностных задач.

Задача 1. Пётр налил себе в чашку кофе, температура которого была около 90° С и чашку холодной минеральной воды с температурой около 5°С. Обе чашки одинаковые, объём напитков тоже одинаковый. Температура в комнате, где находился Пётр, была около 20°С. Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной воды через 10 минут?

Задача 2. Осенью на даче стало холодно, и решили затопить печь. Колю, папа попросил принести дров. На зиму были заготовлены сосновые и березовые дрова. Какие дрова лучше принести и почему?

Задача 3. Ребята решили изготовить для школьной елки елочную гирлянду. Какое количество лампочек, рассчитанных на 6,3 В, им надо взять, чтобы гирлянду можно было включать в сеть напряжением 220 В?

Задача 4. Коля с сестрой Олей стали мыть посуду после ухода гостей. Коля под струей горячей воды мыл бокалы, и переворачивая, ставил их на стол, а Оля их вытирала полотенцем. Вымытые Колей бокалы плотно приставали к клеенке. Оля некоторые из них с трудом отрывала от неё. Она сказала об этом брату. Коля задумался. Почему так происходит? Почему посуда чаще всего бьется при ее мытье?

Задача 5. Ваня решил, пользуясь ванной с водой, в которой купается определить плотность своего тела. Как он это сделал?

Для успешного формирования коммуникативной компетенционной технологии предлагаю на уроках своеобразные памятки для учащихся.

«Правила говорящего, правила читающего»:

  • Логично строю речь – читаю быстро (скорость чтения);

  • Ясно излагаю мысли – понимаю прочитанное;

  • Не теряю “нити” разговора – умею пользоваться библиотекой;

  • Правильно и красиво говорю – читаю художественную литературу;

  • Владею интонацией – умею вести записи;

  • Умею варьировать темп речи;

  • Владею вниманием слушателей;

  • Не употребляю слов-сорняков.

Компетентностный подход в преподавании физики позволяет:

• подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;

• облегчить труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;

• обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности;

• согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;

• подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе;

• повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Компетентностные технологии на уроках физики

Автор: Гончар Елена Леонидовна

Дата: 16.11.2017

Номер свидетельства: 439196

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). "
    ["seo_title"] => string(59) "aspiekty-kompietientnostno-oriientirovannogho-uroka-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414909055"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Применение ТРИЗ на уроках физики "
    ["seo_title"] => string(36) "primienieniie-triz-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "146001"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419058419"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovatiel-skaia-tiema-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-pri-priepodavanii-fiziki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161301"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422199945"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "План методического объединения школьного методического объединения учителей математики, информатики и физики"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_metodicheskogo_obedineniia_shkolnogo_metodicheskogo_obedineniia_uchitelei_m"
    ["file_id"] => string(6) "501975"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551559708"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разработка урока .Тема: "Свет. Источники света" "
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-uroka-tiema-sviet-istochniki-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "189090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426801637"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства