Нурбекова Разихан Иргебаевна .РК г.Капшагай ,п.Заречный СШ №12
Применение ТРИЗ на уроках физики
Важнейшей чертой современного обучения является его направленность на активное освоение ситуации социальных перемен.Образование переходитв новое качествоот знаниецентрического к компетентностному. В наше время идет повальное овладение новыми знаниямиинформационных технологиий в любых сферах человеческой деятельности, однако? к сожалению в данный момент далеко не все детит имеют возможность получить эти знания вне школы,отсюда и вытекает потребность в разноуровнем обучении.
На этом уроке можно показать отдельных приемов ,которые эффективно работают на результат каждого этапа традиционного урока.
С чего начинается урок?
1.Начало урока
2.Обьяснение
3. Закрепление
4. Контроль
5. Итог урока
6. Домашнее задание
І.Начало урока
Прием
«Интеллектуальная разминка»
Проводим опрос по базоым знаниям учащихся. Материал предлагается в форме творческих задач.
Известен способ подьема затонувших кораблей путем закчивания воздуха вовнутрь трюма. Но он требует герметизации всех мелких щелей, что оченьтрудоемко выполнить под водой. Как использовать этот способ подьема без герметизации? (Время: три минуты)
Какая должна быть ручка (пичущая) космонавтов в состояний невесомости космических кораблях. Начертите схему, обьясните принцип работы.(Время пять минута)
ІІ.Изучение нового материала
Прием «Удивляй»
Готовить ответы на вопросы « Почему?»
В патентное бюро пришла заявка на изобретение. Инженер предлагал использовать мощный электромагнит для вытягивания из печи железных раскаленных заготовок. Но в авторском свидетельстве на это изобретение ему было отказано. Почему?(Возможные варианты,два-три учащихся)
Переход к основной теме: Магнитные свойства вещества. Температура Кюри. Итогом завершения материала звучит вывод учащихся на поставленный вопрос. Почему был отказ от патента?
(Инженер не учел эффект определенной температуры-потерю магнитных свойств вещества.)
ІІІ. Закрепление
«Мозговой штурм»
Проводится в группах по 7-9 учащихся. Принципы дечтельности:
- Никакой критики!
- Создание банка идей
- Анализ идей
- Обработка результатов
- Группа отбирает от двух до пяти самых интересных решений, спикер озвучивает их классу.
Задача на логику. В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят без подзаводки почти уже два столетия.Предположите максимум вариантов( Тема: вечный двигатель)
- Y. Контроль
А) « Опрос по цепочке»
Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и предлагается другому продолжить, и так несколько раз до завершения ответа.
Б) «Тихий опрос»: предлагаются листы контроля(составленные учителем) по теме, а некоторых учащихся можно персонально опросить, беседуя вполголоса
- . Итог урока «Опрос-итог»
Вопросы учителя, побуждающие к рефлексии.
-Что на уроке было главным?
-Что было интересным?
-Что нового узнали?
-Чему научились?
- І. «Обсуждаем домашнее задание»
Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос,каким должно быть выполнение домашнего задания.
Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока при прверке знаний считается положительным бойкий ответ-пересказ в режиме фонографп. Пока изучение и повторение осуществляется на режиме заучивания, мв работаем на 90% в холостом режиме.
Что значить работать со знанием? Это означает его применять,искать условия и границы применимости,преобразовывать, расширять и дополнять, нахдить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах. Бернард Шоу говорил: « Единственный путь, ведущий к знаниям –это деятельность»