Тип урока: Урок «открытия» новых знаний с использованием ЭОР.
Место урока в курсе физики 8 класса: Данный урок - первый по теме "Световые явления", урок объяснения и закрепления первичных понятий в данной теме.
Педагогическая технология: компетентностно - ориентированная (личностно ориентированное обучение, технология сотрудничества).
Цель урока: : на конкретных примерах показать роль света в жизни человека; познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света,
Содержательная: Рассмотрение вопросов, формирование объективной необходимости изучения нового материала, организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления источников света в природе и быту.
Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; умение оценивать свою деятельность и свои знания).
Личностная: Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, интереса к физике при анализе физических явлений, мотивации постановки познавательных задач, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления.
Формирование познавательных интересов, ответственного отношения к учению. Формирование ценностного отношения друг к другу, учителю. Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.
Формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Метапредметная: Формирование умения воспринимать, перерабатывать информацию, находить в тексте ответы на поставленные вопросы, анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Формировать умение работать с ЭОР.
Предметная: формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, формирование научного мировоззрения учащихся, умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты. Кратко и точно отвечать на вопросы. Приводить примеры, делать выводы. Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности.
Задачи урока:
1. Знать: определения точечных источников света, выяснить, закон прямолинейного распространения света, объяснять солнечные и лунные затмения
2. Уметь: решать качественные задачи, используя законы распространения света, научиться делать самоанализ урока.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,(приложение 1, 2, 3), источники света – лампочка накаливания, 2 свечи, экран, фонарик, на каждом столе зеркальце
Средства обучения: учебник, карточки рефлексии, тест, информационный лист
Свет - Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой.
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.
М. И. Чайковский
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель:
Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что-то новое, интересное. А сколько еще и неисследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам. Сегодня приоткроется занавес на некоторые явления природы. Давайте на минутку закроем глаза и представим себе “жизнь во тьме”! Видите ли вы красоту нашего мира? Какие у вас ощущения? Мир для нас стал бледнее.Трудно представить себе жизнь без света. Ведь все живое существует и развивается под влиянием света и тепла. Что нам помогает познавать окружающий мир? Свет. Его значение в нашей жизни очень велико. Сегодня мы поговорим об одной из областей физики, где изучаются световые явления. Вы узнаете: что такое свет, какие тела являются источниками света. Деятельность человека в начальные периоды его существования - добыча пищи, защита от врагов- была зависима от света. Свет, благодаря тому, что глаз человека способен его воспринимать, является важнейшим средством познания природы. Когда после продолжительной темноты наступает рассвет, то кажется, все оживает: и деревья, и вода. И небо. И птицы. Зрение позволяет нам узнать об окружающем мире больше, чем все остальные органы чувств вместе взятые. Исследование световых явлений позволило создать такие приборы, с помощью которых определили расположение и движение, и даже состав небесных тел. А также удалось заглянуть внутрь тел. С помощью микроскопа рассмотрели состав клетки, изучили строение бактерий, кровяных тел.
Свет нужен везде: Безопасность движения транспорта на дорогах связана с применением фар, освещением улиц; в военной технике используют осветительные ракеты, прожектора. Свет повышает сопротивляемость организма болезням, улучшает здоровье и настроение человека. Мы начнем изучать новый раздел физики “Световые явления”. “ Оптика”. Вы слышали это слово? Что означает оно? Что же изучает оптика? (Световые явления). Оптика— раздел физики, изучающий свет и световые явления. Это слово в переводе с греческого означает “видимое”. Изучаемых оптических явлений так много, что мы не сможем охватить даже тысячной доли. Найдем ответ на вопрос: “Что такое свет?”
Эксперимент нагревание проводника под действием тока, наблюдение его свечения и обнаружение вокруг него магнитного поля. Вывод: электромагнитное поле связано со светом
Запишите тему урока “Источники света. Распространение света”.
3. Постановка цели учащимися:
что такое свет,
какие существуют источники света;
какие источники являются точечными;
как распространяется в однородной среде свет ;
проверить и закрепить полученные знания.
4. Изложение нового материала:
Учитель: Ребята! Мы повторили с вами магнитное поле. Какая связь между магнитным полем и светом? Электрические и магнитные поля существуют одновременно. Речь идет о единой природе поля. Посмотрите на столе различные предметы. Они вам знакомы. Что мы о них знаем. Все они дают нам свет. О световых явлениях и поговорим сегодня. Свет - видимое излучение. Электромагнитная волна. Свойства: нагревание, отражение. Поглощение. Кто дает нам свет?
Ученик: Лампочка, костер, Солнце, светофор, светлячок.
Учитель: Есть ли разница между ними, и какая?
Учитель: Правильно. Все они дают свет и называются источниками света.
Ученик: Источники - тела способные излучать свет. Искусственные тепловые: электрические лампочки, свечи, спичка, газовая горелка и т.д. Люминесцентные, газосветовые лампы - это холодные источники света.
Луна сама не является источником света. Она только отражает свет, падающий на нее. Но лунное сияние очень красивое. Один немецкий поэт, услышав Сонату Баха, мог сравнить ее только с красотой Лунного света, и назвал ее “Лунная соната”.
Учитель: Почему мы видим источники света?
Ученик: Источники света мы видим, потому что излучение попадает к нам в глаза. Но мы видим и тела, не являющиеся источниками света, книга, ручка, деревья, дома и др. Но видим мы их тогда, когда они освещены источниками света. Излучение, идущее от источника, упав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаза.
Учитель: У вас на столах лежат: лампочки разных размеров. Источники света имеют размеры. Звезды тоже являются источниками света, но расположены очень далеко от нас. Как называются такие источники?
Ученик: Точечные. (Ответ учащиеся находят в учебнике). Приводят примеры.
Учитель: Как распространяется свет в однородной среде?
Ученик: В однородной среде свет распространяется прямолинейно.
5. Закрепление изученного материала.
Учитель:
1. Фронтальный опрос.
Что означает слово оптика?
Что такое свет?
Дайте определение точечного источника света, светового луча.
Какие вы знаете источники света? Приведите примеры.
Как распространяется свет в однородной среде?
Какие можно привести доказательства?
Чем отличаются данные источники света?
Ученик: Солнце излучает электромагнитные волны, а луна лишь отражает свет.
К какому виду источника тока относится Луна?
(Луна отражает солнечный свет, т. е. не является тепловым источником света).
7. Физическая пауза.
Учитель: У Козьмы Пруткова есть афоризм: “Если у тебя спрошено будет: что полезнее, Солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц - ночью”. Прав ли Козьма Прутков? Почему?
Учитель: Назовите источники света, которыми вам приходилось пользоваться при чтении?
Учитель: Нагретый утюг и горящая свеча являются источниками излучения. Чем отличаются друг от друга создаваемые этими приборами излучения?
8. Самопроверки знаний
Тест:
1 Свет излучение.?
А..делает видимым различные тела;
Б. Воспринимается глазом;
В. Излучает нагретое тело.
2. Источники света бываю
А.. только естественные.
Б.. только искусственные.
В.. естественные и искусственные
3. Какой источник света называется точечным?
А. Светящееся тело маленького размера. Б. источник, размеры которого гораздо меньше расстояния до него. В. Очень слабо светящееся тело.
4. Как распространяется свет в однородной среде?
А. прямолинейно
Б. криволинейно.
В. По любой линии соединяющей источник и предмет.
5. Как подразделяются источники света
А. естественные и искусственные
Б. механические
В. тепловые
Проверка по щелчку появляются правильные ответы
1. В
2. В
3. Б
4. В
5.А
Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу:
0 ошибок – 5
1- ошибка - 4
2- ошибки – 3
4- ошибки - 2
9. Итог урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с источниками света, узнали о том, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно. Доказательство: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения.
Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Ученики: Закрепили изучаемый материал; проверили полученные знания.
10. Домашнее задание к следующему уроку.
Интересные факты:
Интересно спасает жизнь морской червь. Когда краб перекусывает его, задняя часть червя ярко вспыхивает. Краб устремляется к ней, пострадавший червь прячется, и через некоторое время на месте отсутствующей части вырастает новая.
В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной “лампочкой” на голове.
Известны случаи, когда эти природные светильники- обитатели джунглей – спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.
В XVIII веке на побережье кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мирады огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были светлячки.
13. Рефлексия.
Напоминает учащимся правила составления синквейна.
Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, “движение” своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока:
удивлён,
безразличен,
радостно восхищён,
встревожен,
раздражён,
спокоен.
Используемые ресурсы из других общедоступных источников.
1. Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 8 класс.
2. Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
3. В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.
4. М.М Балашов О природе 8 класс
5. А.И. Семке “Занимательные материалы к урокам физики”
6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf