kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока .Тема: "Свет. Источники света"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний с использованием ЭОР.
Место урока в курсе физики 8 класса: Данный урок - первый по теме "Световые явления", урок объяснения и закрепления первичных понятий в данной теме.
Педагогическая технология: компетентностно - ориентированная (личностно ориентированное обучение, технология сотрудничества).
Цель урока: : на конкретных примерах показать роль света в жизни человека; познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света,
Содержательная: Рассмотрение вопросов, формирование объективной необходимости изучения нового материала, организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления источников света в природе и быту.
Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; умение оценивать свою деятельность и свои знания).
Личностная: Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, интереса к физике при анализе физических явлений, мотивации постановки познавательных задач, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления.
Формирование познавательных интересов, ответственного отношения к учению. Формирование ценностного отношения друг к другу, учителю. Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.
Формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Метапредметная:  Формирование умения воспринимать, перерабатывать информацию, находить в тексте ответы на поставленные вопросы, анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Формировать умение работать с ЭОР.
Предметная: формирование умения применять теоретические знания по физике на практике,  формирование научного мировоззрения учащихся, умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты. Кратко и точно отвечать на вопросы. Приводить примеры, делать выводы. Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности.
Задачи урока:
1. Знать: определения точечных источников света, выяснить, закон прямолинейного распространения света, объяснять солнечные и лунные затмения
2. Уметь: решать качественные задачи, используя законы распространения света, научиться делать самоанализ урока.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,(приложение 1, 2, 3), источники света – лампочка накаливания, 2 свечи, экран, фонарик,  на каждом столе зеркальце
Средства обучения: учебник, карточки рефлексии, тест, информационный лист
Свет - Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой.
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.
                                   М. И. Чайковский
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель:

Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что-то новое, интересное. А сколько еще и неисследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам.  Сегодня приоткроется занавес на некоторые явления природы. Давайте на минутку закроем глаза и представим себе “жизнь во тьме”! Видите ли вы красоту нашего мира? Какие у вас ощущения? Мир для нас стал бледнее.Трудно представить себе жизнь без света. Ведь все живое существует и развивается под влиянием света и тепла. Что нам помогает познавать окружающий мир? Свет. Его значение в нашей жизни очень велико. Сегодня мы поговорим об одной из областей физики, где изучаются световые явления. Вы узнаете: что такое свет, какие тела являются источниками света. Деятельность человека в начальные периоды его существования - добыча пищи, защита от врагов- была зависима от света. Свет, благодаря тому, что глаз человека способен его воспринимать, является важнейшим средством познания природы. Когда после продолжительной темноты наступает рассвет, то кажется, все оживает: и деревья, и вода. И небо. И птицы. Зрение позволяет нам узнать об окружающем мире больше, чем все остальные органы чувств вместе взятые. Исследование световых явлений позволило создать такие приборы, с помощью которых определили расположение и движение, и даже состав небесных тел. А также удалось заглянуть внутрь тел. С помощью микроскопа рассмотрели состав клетки, изучили строение бактерий, кровяных тел.
  Свет нужен везде: Безопасность движения транспорта на дорогах связана с применением фар, освещением улиц; в военной технике используют осветительные ракеты, прожектора. Свет повышает сопротивляемость организма болезням, улучшает здоровье и настроение человека.  Мы начнем изучать новый раздел физики “Световые явления”. “ Оптика”. Вы слышали это слово? Что означает оно?  Что же изучает оптика? (Световые явления). Оптика— раздел физики, изучающий свет и световые явления. Это слово в переводе с греческого означает “видимое”. Изучаемых оптических явлений так много, что мы не сможем охватить даже тысячной доли. Найдем ответ на вопрос: “Что такое свет?”
Эксперимент нагревание проводника под действием тока, наблюдение его свечения и обнаружение вокруг него магнитного поля. Вывод: электромагнитное поле связано со светом

Запишите тему урока “Источники света. Распространение света”.
3. Постановка цели  учащимися:
что такое свет,
какие существуют источники света;
какие источники являются точечными;
как распространяется в однородной среде свет ;
проверить и закрепить полученные знания.
4. Изложение нового материала:
Учитель: Ребята! Мы повторили с вами магнитное поле. Какая связь между магнитным полем и светом? Электрические и магнитные поля существуют одновременно. Речь идет о единой природе поля. Посмотрите на столе различные предметы. Они вам знакомы. Что мы о них знаем. Все они дают нам свет. О световых явлениях и поговорим сегодня. Свет - видимое излучение. Электромагнитная волна. Свойства: нагревание, отражение. Поглощение. Кто дает нам свет?
Ученик: Лампочка, костер, Солнце, светофор, светлячок.
Учитель: Есть ли разница между ними, и какая?
Учитель: Правильно. Все они дают свет и называются источниками света.
Ученик: Источники - тела способные излучать свет. Искусственные тепловые: электрические лампочки, свечи, спичка, газовая горелка и т.д. Люминесцентные, газосветовые лампы - это холодные источники света.
Луна сама не является источником света. Она только отражает свет, падающий на нее. Но лунное сияние очень красивое. Один немецкий поэт, услышав Сонату Баха, мог сравнить ее только с красотой Лунного света, и назвал ее “Лунная соната”.
Учитель: Почему мы видим источники света?
Ученик: Источники света мы видим, потому что излучение попадает к нам в глаза. Но мы видим и тела, не являющиеся источниками света, книга, ручка, деревья, дома и др. Но видим мы их тогда, когда они освещены источниками света. Излучение, идущее от источника, упав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаза.
Учитель: У вас на столах лежат: лампочки разных размеров. Источники света имеют размеры. Звезды тоже являются источниками света, но расположены очень далеко от нас. Как называются такие источники?
Ученик: Точечные. (Ответ учащиеся находят в учебнике). Приводят примеры.
Учитель: Как распространяется свет в однородной среде?
Ученик: В однородной среде свет распространяется прямолинейно.
5. Закрепление изученного материала.
Учитель:
1. Фронтальный опрос.
Что означает слово оптика?
Что такое свет?
Дайте определение точечного источника света, светового луча.
Какие вы знаете источники света? Приведите примеры.
Как распространяется свет в однородной среде?
Какие можно привести доказательства?
Чем отличаются данные источники света?
Ученик: Солнце излучает электромагнитные волны, а луна лишь отражает свет.
К какому виду источника тока относится Луна?
(Луна отражает солнечный свет, т. е. не является тепловым источником света).
7. Физическая пауза.
Учитель: У Козьмы Пруткова есть афоризм: “Если у тебя спрошено будет: что полезнее, Солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц - ночью”. Прав ли Козьма Прутков? Почему?
Учитель: Назовите источники света, которыми вам приходилось пользоваться при чтении?
Учитель: Нагретый утюг и горящая свеча являются источниками излучения. Чем отличаются друг от друга создаваемые этими приборами излучения?
8. Самопроверки знаний
Тест:
1 Свет излучение.?
А..делает видимым различные тела;
Б. Воспринимается глазом;
В. Излучает нагретое тело.
2. Источники света бываю
А.. только естественные.
Б.. только искусственные.
В..  естественные и искусственные
3. Какой источник света называется точечным?
А. Светящееся тело маленького размера. Б. источник, размеры которого гораздо меньше расстояния до него. В. Очень слабо светящееся тело.
4. Как распространяется свет в однородной среде?
А. прямолинейно
Б. криволинейно.
В. По любой линии соединяющей источник и предмет.
5. Как подразделяются источники света
А. естественные и искусственные
Б. механические
В. тепловые

Проверка по щелчку появляются правильные ответы
1. В
2. В
3. Б
4. В
5.А

Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу:
0 ошибок – 5
1- ошибка - 4
2- ошибки – 3
4- ошибки - 2
9. Итог урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с источниками света, узнали о том, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно. Доказательство: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения.
Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Ученики: Закрепили изучаемый материал; проверили полученные знания.
10. Домашнее задание к следующему уроку.
Интересные факты:
Интересно спасает жизнь морской червь. Когда краб перекусывает его, задняя часть червя ярко вспыхивает. Краб устремляется к ней, пострадавший червь прячется, и через некоторое время на месте отсутствующей части вырастает новая.
В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной “лампочкой” на голове.
Известны случаи, когда эти природные светильники- обитатели джунглей – спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.
В XVIII веке на побережье кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мирады огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были светлячки.

13. Рефлексия.
Напоминает учащимся правила составления синквейна.
Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, “движение” своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока:
удивлён,
безразличен,
радостно восхищён,
встревожен,
раздражён,
спокоен.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников.

1. Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 8 класс.
2. Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
3. В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.
4. М.М Балашов О природе 8 класс
5. А.И. Семке “Занимательные материалы к урокам физики”
6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока .Тема: "Свет. Источники света" »

МОУ «Красноярская СОШ №2»

Физика. 8 а класс. Учитель: Пеньковская Т. В.

Тема урока: «Свет. Источники света.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний с использованием ЭОР.

Место урока в курсе физики 8 класса: Данный урок - первый по теме "Световые явления", урок объяснения и закрепления первичных понятий в данной теме.

Педагогическая технология: компетентностно - ориентированная (личностно ориентированное обучение, технология сотрудничества).

Цель урока: : на конкретных примерах показать роль света в жизни человека; познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света,

Содержательная: Рассмотрение вопросов, формирование объективной необходимости изучения нового материала, организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления источников света в природе и быту.

Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; умение оценивать свою деятельность и свои знания).

Личностная: Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, интереса к физике при анализе физических явлений, мотивации постановки познавательных задач, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления.

Формирование познавательных интересов, ответственного отношения к учению. Формирование ценностного отношения друг к другу, учителю. Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.

Формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Метапредметная: Формирование умения воспринимать, перерабатывать информацию, находить в тексте ответы на поставленные вопросы, анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Формировать умение работать с ЭОР.

Предметная: формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, формирование научного мировоззрения учащихся, умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты. Кратко и точно отвечать на вопросы. Приводить примеры, делать выводы. Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности.

Задачи урока:

1. Знать: определения точечных источников света, выяснить, закон прямолинейного распространения света, объяснять солнечные и лунные затмения

2. Уметь: решать качественные задачи, используя законы распространения света, научиться делать самоанализ урока.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,(приложение 1, 2, 3) , источники света – лампочка накаливания, 2 свечи, экран, фонарик, на каждом столе зеркальце

Средства обучения: учебник, карточки рефлексии, тест, информационный лист

Свет - Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой...
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.

М. И. Чайковский

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель:

Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что-то новое, интересное. А сколько еще и неисследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам. Сегодня приоткроется занавес на некоторые явления природы. Давайте на минутку закроем глаза и представим себе “жизнь во тьме”!!! Видите ли вы красоту нашего мира? Какие у вас ощущения? Мир для нас стал бледнее...Трудно представить себе жизнь без света. Ведь все живое существует и развивается под влиянием света и тепла. Что нам помогает познавать окружающий мир? Свет... Его значение в нашей жизни очень велико. Сегодня мы поговорим об одной из областей физики, где изучаются световые явления. Вы узнаете: что такое свет, какие тела являются источниками света. Деятельность человека в начальные периоды его существования - добыча пищи, защита от врагов- была зависима от света. Свет, благодаря тому, что глаз человека способен его воспринимать, является важнейшим средством познания природы. Когда после продолжительной темноты наступает рассвет, то кажется, все оживает: и деревья, и вода. И небо. И птицы. Зрение позволяет нам узнать об окружающем мире больше, чем все остальные органы чувств вместе взятые. Исследование световых явлений позволило создать такие приборы, с помощью которых определили расположение и движение, и даже состав небесных тел. А также удалось заглянуть внутрь тел. С помощью микроскопа рассмотрели состав клетки, изучили строение бактерий, кровяных тел.

Свет нужен везде: Безопасность движения транспорта на дорогах связана с применением фар, освещением улиц; в военной технике используют осветительные ракеты, прожектора. Свет повышает сопротивляемость организма болезням, улучшает здоровье и настроение человека. Мы начнем изучать новый раздел физики “Световые явления”. “ Оптика”. Вы слышали это слово? Что означает оно? Что же изучает оптика? (Световые явления). Оптика— раздел физики, изучающий свет и световые явления. Это слово в переводе с греческого означает “видимое”. Изучаемых оптических явлений так много, что мы не сможем охватить даже тысячной доли. Найдем ответ на вопрос: “Что такое свет?”

Эксперимент нагревание проводника под действием тока, наблюдение его свечения и обнаружение вокруг него магнитного поля. Вывод: электромагнитное поле связано со светом



Запишите тему урока “Источники света. Распространение света”.

3. Постановка цели учащимися:

  • что такое свет,

  • какие существуют источники света;

  • какие источники являются точечными;

  • как распространяется в однородной среде свет ;

  • проверить и закрепить полученные знания.

5. Изложение нового материала:

Учитель: Ребята! Мы повторили с вами магнитное поле. Какая связь между магнитным полем и светом? Электрические и магнитные поля существуют одновременно. Речь идет о единой природе поля. Посмотрите на столе различные предметы. Они вам знакомы. Что мы о них знаем. Все они дают нам свет. О световых явлениях и поговорим сегодня. Свет - видимое излучение. Электромагнитная волна. Свойства: нагревание, отражение. Поглощение. Кто дает нам свет?

Ученик: Лампочка, костер, Солнце, светофор, светлячок.

Учитель: Есть ли разница между ними, и какая?

Учитель: Правильно. Все они дают свет и называются источниками света.

Ученик: Источники - тела способные излучать свет. Искусственные тепловые: электрические лампочки, свечи, спичка, газовая горелка и т.д. Люминесцентные, газосветовые лампы - это холодные источники света.

Луна сама не является источником света. Она только отражает свет, падающий на нее. Но лунное сияние очень красивое. Один немецкий поэт, услышав Сонату Баха, мог сравнить ее только с красотой Лунного света, и назвал ее “Лунная соната”.

Учитель: Почему мы видим источники света?

Ученик: Источники света мы видим, потому что излучение попадает к нам в глаза. Но мы видим и тела, не являющиеся источниками света, книга, ручка, деревья, дома и др. Но видим мы их тогда, когда они освещены источниками света. Излучение, идущее от источника, упав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаза.

Учитель: У вас на столах лежат: лампочки разных размеров. Источники света имеют размеры. Звезды тоже являются источниками света, но расположены очень далеко от нас. Как называются такие источники?

Ученик: Точечные. (Ответ учащиеся находят в учебнике). Приводят примеры.

Учитель: Как распространяется свет в однородной среде?

Ученик: В однородной среде свет распространяется прямолинейно.

6. Закрепление изученного материала.

Учитель:

1. Фронтальный опрос.

  • Что означает слово оптика?

  • Что такое свет?

  • Дайте определение точечного источника света, светового луча.

  • Какие вы знаете источники света? Приведите примеры.

  • Как распространяется свет в однородной среде?

  • Какие можно привести доказательства?

Чем отличаются данные источники света?

Ученик: Солнце излучает электромагнитные волны, а луна лишь отражает свет.

К какому виду источника тока относится Луна?

(Луна отражает солнечный свет, т. е. не является тепловым источником света).

7. Физическая пауза.

Учитель: У Козьмы Пруткова есть афоризм: “Если у тебя спрошено будет: что полезнее, Солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц - ночью”. Прав ли Козьма Прутков? Почему?

Учитель: Назовите источники света, которыми вам приходилось пользоваться при чтении?

Учитель: Нагретый утюг и горящая свеча являются источниками излучения. Чем отличаются друг от друга создаваемые этими приборами излучения?

8. Самопроверки знаний

Тест:

1 Свет излучение....?

А. ...делает видимым различные тела;

Б. Воспринимается глазом;

В. Излучает нагретое тело.

2. Источники света бываю

А. ... только естественные.

Б. ... только искусственные.

В. ...  естественные и искусственные

3. Какой источник света называется точечным?

А. Светящееся тело маленького размера. Б. источник, размеры которого гораздо меньше расстояния до него. В. Очень слабо светящееся тело.

4. Как распространяется свет в однородной среде?

А. прямолинейно

Б. криволинейно.

В. По любой линии соединяющей источник и предмет.

5. Как подразделяются источники света

А. естественные и искусственные

Б. механические

В. тепловые



Проверка по щелчку появляются правильные ответы

1. В

2. В

3. Б

4. В

5.А






Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу:

  • 0 ошибок – 5

  • 1- ошибка - 4

  • 2- ошибки – 3

  • 4- ошибки - 2

9. Итог урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с источниками света, узнали о том, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно. Доказательство: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения.

Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?

Ученики: Закрепили изучаемый материал; проверили полученные знания.

10. Домашнее задание к следующему уроку.

Интересные факты:

  • Интересно спасает жизнь морской червь. Когда краб перекусывает его, задняя часть червя ярко вспыхивает. Краб устремляется к ней, пострадавший червь прячется, и через некоторое время на месте отсутствующей части вырастает новая.

  • В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной “лампочкой” на голове.

  • Известны случаи, когда эти природные светильники- обитатели джунглей – спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.

  • В XVIII веке на побережье кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мирады огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были светлячки.


13. Рефлексия.

Напоминает учащимся правила составления синквейна.

Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, “движение” своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока:

  • удивлён,

  • безразличен,

  • радостно восхищён,

  • встревожен,

  • раздражён,

  • спокоен.



Используемые ресурсы из других общедоступных источников.


  1. Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 8 класс.

  2. Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.

  3. В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.

  4. М.М Балашов О природе 8 класс

  5. А.И. Семке “Занимательные материалы к урокам физики”

  6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf





























Приложение 2.

Звезды. Солнце

Звезды являются самым распространенным типом небесных тел во Вселенной.
Светимостью звезды называется мощность излучения световой энергии по сравнению с мощностью излучения света Солнцем.
Если две звезды имеют одинаковую светимость, то звезда, которая находится дальше от нас, имеет меньшую видимую яркость. Цвет нагреваемого тела, в том числе и звезды, зависит от его температуры. Это дает возможность определить температуру звезд по распределению энергии в их непрерывном спектре. В сравнительно холодных звездах преобладает излучение в красной области спектра, отчего они и имеют красноватый цвет. Температура красных звезд низкая 3000 К. Она растет последовательно при переходе от красных звезд к оранжевым, затем к желтым, желтоватым, белым и голубоватым.
К желтым звездам относится и Солнце (с температурой 6000 К на поверхности), Солнце - основной источник энергии для Земли.
Температура белых звезд около 10000 К. Температуры большинства звезд заключены в пределах от 3000 до 30 000 К. У немногих звезд встречается температура около 100000 К.

Солнце - центральное и самое большое тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик. Оно состоит из водорода и гелия, остальные элементы менее 0,1%. Источником Солнечной энергии является реакция превращения водорода в гелий со скоростью 600 миллионов тонн в секунду. При этом в ядре Солнца выделяется свет и тепло. Температура в ядре достигает 15 миллионов градусов.

Солнце является горячим, вращающимся шаром, состоящим из светящегося газа. Радиус Солнца 696000 км. Диаметр Солнца : 1392000 км (109 диаметров Земли).

Солнечная атмосфера очень активна, в ней наблюдаются различные явления: вспышки, протуберанцы, солнечный ветер (постоянное истечение вещества короны в межпланетное пространство). Активность солнечной атмосферы периодически повторяется через 11-летний период.





















Приложение 3.

Биолюминесцентные организмы


Некоторые живые организмы могут осветить темные места без помощи солнечного света. В то время, как самыми известными биолюминесцентными существами являются светлячки, кроме них существуют различные виды насекомых, грибов, бактерий, медуз и костистых рыб, которые могут светиться.

Светящиеся в темноте организмы используют различные химические реакции между молекулами веществ. Обладающая высоким зарядом энергии молекула, создаваемая в процессе реакции, высвобождает энергию в виде света.

Биолюминесценция имеет множество применений. Светлячки используют свет для привлечения партнеров и предупреждают хищников о токсинах, с которыми они могут столкнуться, если нападут на светлячков. Глубоководные удильщики используют "зажженную" приманку для привлечения добычи. Животик некоторых рыб также светится, что является своего рода маскировкой, которая помогает им вписаться в окружающую среду. Простейшие одноклеточные организмы – начинают светиться, если их потревожить.

Большая часть биолюминесцентных организмов, около 80 процентов видов, живут в самом "густонаселенном" месте планеты – глубоко в море. На самом деле, считается, что большинство видов, которые живут на глубине ниже 700 метров, могут производить собственный свет. А обитателям морских глубин умение светиться часто спасает жизнь. Неожиданно вспыхнувший свет отпугивает хищника.

Моряки с незапамятных времен наблюдали в открытом море странное явление. По ночам на поверхности воды возникали светящиеся круги. Считалось, что это танцуют морские духи. Сегодня у биолюминесценции есть научное объяснение - это светятся морские микроорганизмы.

Однако, не все, что светится, является биолюминесцентным. Некоторые организмы, такие как кораллы, светятся, поглощая свет одной длины волны ультрафиолетового излучения, и выделяя его на другой волне.

Среди наземных организмов светятся отдельные виды грибов, земляных червей, улиток, многоножек и насекомых.

Может ли биологическое свечение служить людям? Ученые считают, что однажды это станет новым источником энергии. Биологи уже стоят на пороге этого открытия. Не так давно удалось внедрить "светящийся" ген в листья обычных кленов. И не далек тот день, когда вместо фонарей улицы будут освещать... деревья!

В настоящее время известно около 800 видов светящихся живых существ.







Приложение 1.

Что такое свет?

Способность видеть чрезвычайно важна, ибо зрение позволяет нам получать значительную часть информации о внешнем мире. Как мы видим? Что представляет собой нечто называемое нами светом, которое, попадая в наш глаз, вызывает зрительные ощущения? Что же такое свет? Каким образом с его помощью нам удаётся видеть тот необычайно широкий диапазон явлений, которые мы наблюдаем?

Первые представления людей о свете были довольно наивными с точки зрения современных знаний. Считалось, что из глаз выходят особые щупальца, которыми человек ощупывает все предметы. Согласно современным представлениям, свет имеет двойственную природу: с одной стороны это - электромагнитные волны, а с другой - поток элементарных частичек - фотонов.

Свет - это излучение, но та лишь его часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют ещё и видимым излучением. Во время распространения света проявляются его волновые свойства, а при взаимодействии с веществом больше проявляются свойства частичек света . Подробнее это изучается в курсе физики в старших классах.

Раздел физики, в котором изучаются световые явления, называют оптикой (от греческого слова « орііке » - наука о зрительном восприятии).

Любой объект становится видимым одним из двух способов:

• он сам может быть источником света, как, например, электрическая лампа, свеча или звезда;

• чаще же видимый предмет отражает, падающий на него свет (источником света в этом случае может быть солнце, лампа или ещё что-нибудь).

Понять, каким образом тела испускают свет, удалось лишь в 20-е годы прошлого века; но представления о том каким образом свет отражается от предметов, возникло гораздо раньше.

"Горячие" и "холодные" источники света .

Солнце - основной естественный источник света и тепла. Поэтому с древнейших времен в представлении человека свет и тепло неразрывно связаны между собой.

Костер, лучина, фитильные и газовые светильники, наконец электрическая лампочка - таков долгий путь развития искусственных источников света. В пламени костра, лучины и фитильных ламп свет излучается раскаленными твердыми частичками углерода. В электрических лампах накаливания светится раскаленная металическая нить. Таким образом, до наших дней человечество в основном пользуется горячими источниками света.

Но в природе встречается и "холодный" свет, например, свет гнилушек, различных светлячков и полярных сияний. Светящиеся тела в этом случае не раскалены.

В последние годы получил распространение "дневной свет" в виде энергосберегающих ламп дневного света. Эти лампы в несколько раз экономичнее электрических ламп накаливания, и их свет по оттенку ближе к дневному.

Тела, которые излучают свет, называют источниками света. Источники света делятся на естественные и искусственные . Естественными источниками является Солнце, звёзды, полярное сияние, молния, некоторые виды насекомых,глубоководных рыб.

К искусственным источникам света относят различные лампы, свечка, экран телевизора, костер, лазер. Некоторые тела не излучают самостоятельно, а светят отраженным светом, например, Луна .

Точечный источник света.

При изучении световых явлений удобно пользоваться понятием "точечный источник света". На практике все источники света имеют определенный размер. Но чем меньше размеры светящегося тела в сравнении с расстоянием, на которое мы оцениваем его действие, тем с меньшей погрешностью можно принимать его за светящуюся точку.

Огромные звезды, во много раз превосходящие Солнце, воспринимаются нами как точечные источники света потому, что находятся на колоссальном расстоянии от Земли.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока .Тема: "Свет. Источники света"

Автор: Пеньковская Татьяна Викторовна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Разработка урока LS по физике "Свет. Источники света.Солнце. Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. Солнечные и Лунные затмения." "
    ["seo_title"] => string(162) "razrabotka-uroka-ls-po-fizikie-sviet-istochniki-svieta-solntsie-zakon-priamolinieinogho-rasprostranieniia-svieta-tien-i-polutien-solniechnyie-i-lunnyie-zatmieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107924"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403507637"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока на тему "Свет. Распространение света в однородной среде" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sviet-rasprostranieniie-svieta-v-odnorodnoi-sriedie"
    ["file_id"] => string(6) "192837"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427531756"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Разработка  урока «Поговорим о странностях любви» (Любовная лирика А.С.Пушкина). "
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-uroka-poghovorim-o-strannostiakh-liubvi-liubovnaia-lirika-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "232239"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442773930"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "разработка урока по физике Свет"
    ["seo_title"] => string(33) "razrabotka_uroka_po_fizikie_sviet"
    ["file_id"] => string(6) "342639"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473232233"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока географии по теме:"Рельеф дна Мирового океана" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-riel-ief-dna-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "104843"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402762315"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства