При работе с одаренными детьми и подготовкой их к олимпиадам по физике в 7 классе мы сталкиваемся с серьезной проблемой - недостаточное развитие алгебраических навыков. Учитель находится в сложной ситуации: с одной стороны он должен дать ученикам материал 7 класса (а это новый и достаточно сложный предмет для детей), с другой стороны, он должен развивать алгебраические навыки и при этом учить детей решать задачи. А параллельно перед учителем стоит задача подготовить учеников к олимпиаде. На уроке учителю как правило не хватает времени, чтобы решить много задач. Мы решаем задачи на уроке, на дом даем подобные задачи, при этом зачастую ребята не понимают, что задачи чем-то похожи и их можно решать по аналогичному алгоритму.
Для подготовки олимпиадников нам приходится тратить много времени на данную работу, соответственно на решение задач повышенной сложности времени не хватает.
Задачи - не приложение к теории, а составная ее часть. Генденштейн Лев Элевич выделяет семь «не», объясняющих, почему ученики не могут решать задачи.
Ученики
не понимают смысла физических законов;
не имеют идеализировать ситуацию, описанную в условии задачи;
не запоминают физических формул и обозначений физических величин;
не распознают в физических формулах уравнений;
не знают, с чего начать решение задачи, так как не анализируют следствия из данных;
не могут осмыслить ответ;
не питают интереса к решению задач.
Какой подход поможет ликвидировать эти «не»? Метод ключевых учебных ситуаций. Невозможно прорешать все виды задач по всем темам школьной программы. Но тысячи задач группируются вокруг нескольких десятков «ключевых учебных ситуаций». Изучение ключевых ситуаций – это живой мост между «теорией» и «задачами». Чем обусловлен отбор ключевых ситуаций (КС)?
КС- наглядный полигон для проявления и применения физических законов;
следствие: исследование КС развивает физическую интуицию;
КС можно проанализировать с помощью школьного курса математики.
Ключевые задачи носят не контролирующий, а обучающий характер.
Обучающее задание должно давать ключ к решению многих задач. Ключевые задания – конкретные, но с большим потенциалом обобщения. При стандартном подходе обучения решению физических задач учеников знакомят с алгоритмами решения задач, используемыми в определенных темах курса физики. Главное преимущество данной методики состоит в том, что ученик сможет решать задачи, пользуясь не только стандартными алгоритмами, но и увидеть в любой незнакомой задаче виды ключевых ситуаций. Данное пособие содержит подборку ключевых ситуаций для 7 класса.