kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Планирование и стуктура урока физики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование и структура урока. В настоящее время «научить учеников учиться» для школы одна из основных задач. Решать эту задачу не просто. Учителям нередко приходиться преодолевать нежелание учащихся учиться. Мой личный опыт показал, что знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от познавательного интереса учеников, который формируется прежде всего в процессе учебной деятельности. То есть воспитание у каждого ученика интереса к приобретению научных знаний. Ведь учёба с интересом формирует у учащихся внимание, способность к мыслительным операциям, воспитанию сознательной дисциплины. Поэтому важным направлением в работе современной школы это есть комплексный подход к процессу обучения. Здесь должны создаваться воспитательные и развивающие функции урока, которые выступают в единстве с образовательной. Основная опора делается на содержание и построение материала, на темп учебного процесса, на сочетание его форм и методов и конечно, учитывание индивидуальных способностей учащихся. Развитие интереса к предмету нередко мешает «традиционная» система организации урока: стандартность построения, уравнительный подход к учащимся. Бывают уроки-копии соответствующих параграфов учебников, не содержащие ничего своего, оригинального. На уроках физики надо переходить с умения просто воспроизводить информацию на понимание ключевых фактов, понятий, законов, теорий и умений применять их. Преподаватели методики физики знают, как тяжело создать хороший урок. Как изобретается урок физики, каков должен быть механизм мышления учителя при этом, какие вопросы требуется решить, готовя урок. Отсюда возникают вопросы, которые должен решать учитель, готовя урок. Какова цель урока и что в учебном материале главное? Какие ранее изученные вопросы необходимо для усвоения нового материала? Удачны ли логика и способ обоснования главных идей в изложении? Построение урока (структура)- это последовательность разрешения основных дидактических задач. Структура включает «элементы», как организационный момент, опрос, изложение нового материала, закрепление. Один и тот же элемент урока может выполнять неодинаковые функции и решать разные задачи. Функция опроса может быть контрольно-оценочно или ориентационной, работа с новым материалом с целью целью получения новых знаний, а иногда для обобщения и конкретизации уже известных вопросов. Таким образом, готовясь к уроку надо иметь в виду, что выбор его структурных частей определяется характером выполняемых ими функций, которые зависят от задач и целей обучения. Составные части урока должны быть логически взаимосвязаны. Каждому элементу урока соответствует конкретная деятельность учителя и учащихся. Следующая особенность урока связана с учётом возможностей класса. Один и тот же урок в разных класса, может быть построен различно, в зависимости от готовности учащихся. Какими методами и средствами обеспечить максимальную активность и интерес класса к изучению материала? Структурными элементами урока физики служат: подготовка учеников к теме урока, систематизация и применение знаний. Подготовка к теме обеспечивается правильной постановкой задачи урока и выбором исходно уровня знаний. Это создаёт благоприятные психологические условия для изучения нового материала и мотивации учебно-познавательной деятельности ученика. Систематизация знаний предусматривает определение логических связей между отдельными компонентами, чаще осуществляется в процессе подведения итогов урока. При этом выполняется развивающая функция. Применение знаний связано либо с их закреплением, либо с систематизацией. Закрепление включает не только повторение изучаемых вопросов,но и задания содержание которых направлено на практическое применение знанй. Так закрепление не только выполняет контрольно-проверочную функцию, но и стимулирует учебно-познавательную деятельность учеников, раскрывая практическую значимость того, чем они овладели. Со стороны комплексного подхода применение знаний, связанное с закреплением, более рационально, оно позволяет решать задачи обучения, воспитания и развития учеников при их самостоятельной работе. Какие методы использовать, чтобы ученики от уровня понимания могли бы перейти на уровень применения знаний в стандартных и новых ситуациях? Наиболее общие методы физического исследования- теоретический и экспериментальный. Теоретический : постановка задачи; выдвижение гипотезы; построение модели явления или процесса; расчёт задачи по модели; анализ полученных результатов; экспериментальная проверка результатов. Экспериментальный метод: выдвижение вопроса, который изучается на основе опыта; формулировка рабочей гипотезы; планирование эксперимента; выполнение его; теоретические выводы. Знакомство учащихся с методами научного познания составляет образовательную задачу школьного курса физики. Эту задачу можно решать через структуру излагаемого материала. Скажем, при изучении физических законов, закономерностей, явлений эта структура может отражать этапы научно исследования, которые эффективно раскрываются при проблемном обучении, где изложение материала идёт в последовательности: выдвижение проблемы, формулировка гипотезы, поиск метода решения, объяснение и проверка выдвинутой гипотезы, анализ. Логический путь изучения на уроке вопросов, учёт специфики предмета, организация активной познавательной деятельности учащихся всё обуславливают некоторые единые требования к изложению нового материала. Учителю необходимо продумать и поставить перед учащимися проблему или сформулировать задачу изучения, выдвинуть предположение, основанное на известных фактах и имеющихся знаниях. Выбрать метод исследования и добиться его понимания учащимися. Таким образом, изложение нового материала содержит этапы: постановка цели (задачи, проблемы) изучения материала, выдвижение гипотезы, выбор метода исследования, раскрытие вопроса, анализ получения результатов и их обобщение. Эти этапы взаимосвязаны и представляют определённую структуру, благодаря усвоению которой учащиеся получают представление о методах познания в физике и приобретают умения анализировать. Изучение нового материала при организации разнообразной деятельности учащихся определяет следующий подход к структурным элементам урока: постановка цели урока, обобщение и систематизация знаний, закрепление и повторение, могут выступать как единое целое. Каждый урок решает ряд определённых задач Их комплектность и оптимальный уровень решения- основа эффективности занятия. Одним из вариантов обучения физике может быть такой, при котором задачи охватывают тему в целом и решаются в системе уроков, связанных единством содержания. Так при выборе учебно-воспитательных задач урока учитель должен исходить не только из содержания и значения изучаемого на нём материала, но и из значимости данного занятия для решения общих задач темы. Комплекс задач определятся его содержанием и обеспечивается формами, методами, приёмами, которыми пользуется учитель, а также организацией деятельности его и учащихся. Отсюда следует, что учителю надо не только определять круг учебно-воспитательных задач, но добиваться максимально возможного результата в образовании, воспитании, развитии учащихся при минимальном расходе времени. Приведённая модель – своеобразный алгоритм деятельности учителя. Её также можно усовершенствовать. Рассмотрим урок «Индукционный ток и условие его возникновения». 1. Цель урока- поставить учеников в роль первооткрывателей явления электромагнитной индукции, т.е. выдвинуть перед ними проблему, которую они должны разрешить, и предоставить им возможность действовать ( а не просто информировать их). Главное в уроке- вывод. 2. Для усвоения материала- повторение понятие «магнитный поток», «индукция магнитно поля», «ЭДС» 3. В суть явления. Здесь лучше построить урок в духе «приглашение к открытию». Итак, с чего начать чтобы было интересно? Тут можно идти от практической значимости ЭМИ, а можно оттолкнуться от истории. Оба варианта возможны, но не интригующие для учеников. Поэтому их надо сразу включить в размышление, столкнув с необычным вопросом. Такой путь пробуждает к мышлению, к разгадке необычного, что ученики всегда любят и это включает их в мыслительную работу. Метод: беседа, дискуссия с учениками- это побуждает к мышлению. Опыты поставить в такой последовательности, чтобы каждый ожидаемый вывод учащихся в чём-то «противоречил предыдущему». Структура урока будет такой: Повторение нужного материала, изученного ранее; постановка проблемы; опыты; обсуждение их результатов. Идёт процесс мышления и поиск общего вывода (развитие). На уроке при таком построении мы не выдали всю информацию за 10 мин., а провели учеников по пути поиска. Нам ясна цель урока обучающего характера. Ясна и цель при изучении темы связанная с развитием их логического мышления, формированием делать выводы, анализировать результаты опытов и искать выход из противоречий, выдвигать гипотезы из обобщения опытных данных, наблюдений и имеющихся знаний.

Просмотр содержимого документа
«Планирование и стуктура урока физики.»

Планирование и структура урока.

В настоящее время «научить учеников учиться» для школы одна из основных задач. Решать эту задачу не просто. Учителям нередко приходиться преодолевать нежелание учащихся учиться. Мой личный опыт показал, что знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от познавательного интереса учеников, который формируется прежде всего в процессе учебной деятельности. То есть воспитание у каждого ученика интереса к приобретению научных знаний. Ведь учёба с интересом формирует у учащихся внимание, способность к мыслительным операциям, воспитанию сознательной дисциплины.

Поэтому важным направлением в работе современной школы это есть комплексный подход к процессу обучения. Здесь должны создаваться воспитательные и развивающие функции урока, которые выступают в единстве с образовательной.

Основная опора делается на содержание и построение материала, на темп учебного процесса, на сочетание его форм и методов и конечно, учитывание индивидуальных способностей учащихся. Развитие интереса к предмету нередко мешает «традиционная» система организации урока: стандартность построения, уравнительный подход к учащимся. Бывают уроки-копии соответствующих параграфов учебников, не содержащие ничего своего, оригинального. На уроках физики надо переходить с умения просто воспроизводить информацию на понимание ключевых фактов, понятий, законов, теорий и умений применять их. Преподаватели методики физики знают, как тяжело создать хороший урок.

Как изобретается урок физики, каков должен быть механизм мышления учителя при этом, какие вопросы требуется решить, готовя урок.

Отсюда возникают вопросы, которые должен решать учитель, готовя урок. Какова цель урока и что в учебном материале главное? Какие ранее изученные вопросы необходимо для усвоения нового материала? Удачны ли логика и способ обоснования главных идей в изложении?

Построение урока (структура)- это последовательность разрешения основных дидактических задач. Структура включает «элементы», как организационный момент, опрос, изложение нового материала, закрепление. Один и тот же элемент урока может выполнять неодинаковые функции и решать разные задачи. Функция опроса может быть контрольно-оценочно или ориентационной, работа с новым материалом с целью целью получения новых знаний, а иногда для обобщения и конкретизации уже известных вопросов. Таким образом, готовясь к уроку надо иметь в виду, что выбор его структурных частей определяется характером выполняемых ими функций, которые зависят от задач и целей обучения. Составные части урока должны быть логически взаимосвязаны. Каждому элементу урока соответствует конкретная деятельность учителя и учащихся. Следующая особенность урока связана с учётом возможностей класса. Один и тот же урок в разных класса, может быть построен различно, в зависимости от готовности учащихся. Какими методами и средствами обеспечить максимальную активность и интерес класса к изучению материала?

Структурными элементами урока физики служат: подготовка учеников к теме урока, систематизация и применение знаний. Подготовка к теме обеспечивается правильной постановкой задачи урока и выбором исходно уровня знаний. Это создаёт благоприятные психологические условия для изучения нового материала и мотивации учебно-познавательной деятельности ученика. Систематизация знаний предусматривает определение логических связей между отдельными компонентами, чаще осуществляется в процессе подведения итогов урока. При этом выполняется развивающая функция. Применение знаний связано либо с их закреплением, либо с систематизацией. Закрепление включает не только повторение изучаемых вопросов ,но и задания содержание которых направлено на практическое применение знанй. Так закрепление не только выполняет контрольно-проверочную функцию, но и стимулирует учебно-познавательную деятельность учеников, раскрывая практическую значимость того, чем они овладели. Со стороны комплексного подхода применение знаний, связанное с закреплением, более рационально, оно позволяет решать задачи обучения, воспитания и развития учеников при их самостоятельной работе. Какие методы использовать, чтобы ученики от уровня понимания могли бы перейти на уровень применения знаний в стандартных и новых ситуациях? Наиболее общие методы физического исследования- теоретический и экспериментальный. Теоретический : постановка задачи; выдвижение гипотезы; построение модели явления или процесса; расчёт задачи по модели; анализ полученных результатов; экспериментальная проверка результатов. Экспериментальный метод: выдвижение вопроса, который изучается на основе опыта; формулировка рабочей гипотезы; планирование эксперимента; выполнение его; теоретические выводы. Знакомство учащихся с методами научного познания составляет образовательную задачу школьного курса физики. Эту задачу можно решать через структуру излагаемого материала. Скажем, при изучении физических законов, закономерностей, явлений эта структура может отражать этапы научно исследования, которые эффективно раскрываются при проблемном обучении, где изложение материала идёт в последовательности: выдвижение проблемы, формулировка гипотезы, поиск метода решения, объяснение и проверка выдвинутой гипотезы, анализ.

Логический путь изучения на уроке вопросов, учёт специфики предмета, организация активной познавательной деятельности учащихся всё обуславливают некоторые единые требования к изложению нового материала. Учителю необходимо продумать и поставить перед учащимися проблему или сформулировать задачу изучения, выдвинуть предположение, основанное на известных фактах и имеющихся знаниях. Выбрать метод исследования и добиться его понимания учащимися. Таким образом, изложение нового материала содержит этапы: постановка цели (задачи, проблемы) изучения материала, выдвижение гипотезы, выбор метода исследования, раскрытие вопроса, анализ получения результатов и их обобщение. Эти этапы взаимосвязаны и представляют определённую структуру, благодаря усвоению которой учащиеся получают представление о методах познания в физике и приобретают умения анализировать. Изучение нового материала при организации разнообразной деятельности учащихся определяет следующий подход к структурным элементам урока: постановка цели урока, обобщение и систематизация знаний, закрепление и повторение, могут выступать как единое целое.

Каждый урок решает ряд определённых задач Их комплектность и оптимальный уровень решения- основа эффективности занятия. Одним из вариантов обучения физике может быть такой, при котором задачи охватывают тему в целом и решаются в системе уроков, связанных единством содержания. Так при выборе учебно-воспитательных задач урока учитель должен исходить не только из содержания и значения изучаемого на нём материала, но и из значимости данного занятия для решения общих задач темы. Комплекс задач определятся его содержанием и обеспечивается формами, методами, приёмами, которыми пользуется учитель, а также организацией деятельности его и учащихся. Отсюда следует, что учителю надо не только определять круг учебно-воспитательных задач, но добиваться максимально возможного результата в образовании, воспитании, развитии учащихся при минимальном расходе времени.

Приведённая модель – своеобразный алгоритм деятельности учителя. Её также можно усовершенствовать.

Рассмотрим урок «Индукционный ток и условие его возникновения».

1. Цель урока- поставить учеников в роль первооткрывателей явления электромагнитной индукции, т.е. выдвинуть перед ними проблему, которую они должны разрешить, и предоставить им возможность действовать ( а не просто информировать их). Главное в уроке- вывод.

2. Для усвоения материала- повторение понятие «магнитный поток», «индукция магнитно поля», «ЭДС»

3. В суть явления.

Здесь лучше построить урок в духе «приглашение к открытию».

Итак, с чего начать чтобы было интересно? Тут можно идти от практической значимости ЭМИ, а можно оттолкнуться от истории. Оба варианта возможны, но не интригующие для учеников. Поэтому их надо сразу включить в размышление, столкнув с необычным вопросом. Такой путь пробуждает к мышлению, к разгадке необычного, что ученики всегда любят и это включает их в мыслительную работу.

Метод: беседа, дискуссия с учениками- это побуждает к мышлению. Опыты поставить в такой последовательности, чтобы каждый ожидаемый вывод учащихся в чём-то «противоречил предыдущему». Структура урока будет такой:

Повторение нужного материала, изученного ранее; постановка проблемы; опыты; обсуждение их результатов. Идёт процесс мышления и поиск общего вывода (развитие). На уроке при таком построении мы не выдали всю информацию за 10 мин., а провели учеников по пути поиска. Нам ясна цель урока обучающего характера. Ясна и цель при изучении темы связанная с развитием их логического мышления, формированием делать выводы, анализировать результаты опытов и искать выход из противоречий, выдвигать гипотезы из обобщения опытных данных, наблюдений и имеющихся знаний.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Планирование и стуктура урока физики.

Автор: Глухова Галина Георгиевна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 259920

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства