В разработке описывается урок на котором формируется ИКТ - компетентность учащихся. Это урок- конференция. Данный урок сочетает в себе индивидуальную работу каждого учащегося с активной работой всего класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ИКТ - компетентности»
Особенности формирования ИКТ – компетентности учащихся
в условиях реализации ФГОС
Канаичева Мария Викторовна,
учитель физики МОУ Васильевская СШ,
Ивановская область, Шуйский район
«Человек образованный – тот, кто знает,
где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель
В ХХI веке актуальным становится формирование личностной готовности и способности к непрерывному образованию, формированию компетенций, востребованных на рынке труда.
Федеральные государственные стандарты для основной школы приняты. Сейчас стоит задача по реализации ФГОС нового поколения, в основе которого лежит развивающее обучение. Современный учитель должен сделать ставку на полноценное формирование потенциала учащихся, поскольку именно творческая деятельность даёт возможность ребенку занять позицию активного участника образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требований является формирование ИКТ- компетентности учащихся. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и у школы, и у учителя нет иного выбора, как адаптироваться к современному миру. В настоящее время развитие личности учащихся – приоритетная задача школьного физического образования. Этот вывод следует из анализа Федерального компонента государственного стандарта общего образования. В документе заявлены цели образования, направленные на развитие личности учащихся при обучении физике в основной и средней школе, в частности, такие как:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей(в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, а также в процессе решения физических задач, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов);
воспитание уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания, убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач;
воспитание чувства ответственности за защиту окружающей среды, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений.
Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на такую организацию учебного процесса, при которой на первое место выходит активная, самостоятельная познавательная деятельность учащихся. При таком подходе, учащиеся не только получают новые знания, но и развивают свои информационные и коммуникативные умения: способность искать необходимую информацию в разных источниках (Интернете, справочниках, энциклопедиях и т.д.), переводить её из одного вида в другой (из текста - в таблицу или схему, из рисунка или графика – в текст.), оценивать (комментировать), использовать при решении учебных задач (подготовка доклада, презентации), публично выступать, вести диалог, участвовать в обсуждении.
Существуют разные типы уроков. Я хочу рассказать об одном из них, где формируется ИКТ - компетентность учащихся. Это урок – конференция. Данный урок сочетает в себе индивидуальную работу каждого учащегося (подготовка сообщения, выступление с ним) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).
Например, при изучении в 11 классе темы «Шкала электромагнитных волн» целесообразно провести урок – конференцию так как:
несложный и интересный материал данной темы может быть изучен учащимися самостоятельно;
тема, является межпредметной (она затрагивает и историю открытия излучений, их характеристики, биологические действия, применение в разных сферах деятельности человека), выходит за пределы учебника физики и для раскрытия требует поиска разных материалов в Интернете, включая иллюстрации;
хорошо представить материал по каждому виду излучения в сжатом виде при обеспечении максимума наглядности позволяют компьютерные презентации, которые готовят сами учащиеся под руководством учителя;
на уроке – конференции ученики являются и выступающими, и зрителями; они не только делают сообщения, но и задают вопросы, отвечают на них, оценивают труд своих товарищей, проводят самооценку своей работы. Все это позволяет им активно усвоить новые знания.
умения, приобретенные учащимися, при подготовке к уроку и на самом уроке могут использоваться ими на других уроках, и на занятиях по другим предметам.
Целями данного урока являются:
образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний о видах электромагнитного излучения, их источниках, свойствах, воздействии на человека, применении;
развивающие: развитие информационно – коммуникативных способностей;
совершенствование умений самообразования; развитие умений использовать ИКТ в учебном процессе для поиска информации и представления ее в заданной форме (презентация, тест в программе Power Point);
воспитательные: формирование ответственности и самостоятельности;
воспитание эстетических чувств, в процессе оформления и подачи материала.
Задачи, которые ставятся перед уроком:
- сделать учащихся активными участниками урока;
- вовлечь как можно больше ребят в самостоятельную активную познавательную и творческую деятельность.
При подготовке к занятию за 2 недели учащиеся выбирают одну из предложенных учителем тем для выступления: Радиоволны и их применение. Радиолокация. Беспроводные средства связи. Инфракрасное излучение. Видимый свет. Ультрафиолетовое излучение. Рентгеновское излучение. Гамма – излучение.
Для обеспечения единой формы подачи материала учащиеся готовят выступление по плану: название излучения, интервал длин волн (частот), место на шкале электромагнитных волн; история открытия излучения; источники излучения (естественные и искусственные); методы регистрации излучения; влияние излучения на жизнь и здоровье человека; способы предотвращения вредного воздействия; использование данного излучения человеком.
Использование ИКТ в преподавании физики имеет большой развивающий потенциал, школьники учатся активно и творчески применять знания, полученные на уроке. Конечный результат труда (презентация, тест) позволяет им испытывать чувство удовлетворения и побуждает к дальнейшей творческой деятельности.
Использование ИКТ позволяет удачно реализовать личностно ориентированный подход в преподавании через самостоятельный выбор каждым учащимся темы работы, источника информации, компьютерной программы, содержания работы, темпа ее выполнения.
Одной из главных задач школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимися, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности.
Для активизации учащихся в учебном процессе, а, следовательно, развития интереса к предмету можно использовать различные педагогические технологии. Все они предполагают создание условий, способствующих проявлению самостоятельности учащихся при овладении учебным материалом.
Информационно-коммуникационные технологии ускоряют процесс обучения. Они способствуют росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения.