kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Статья "Сервисы web 2.0 и формирование ИКТ-компетентности школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сервисы Web 2.0 и формирование ИКТ-компетентности школьников

         Ни для кого не секрет, что современные школьники «обитают» в Интернете, они на практике знакомы с технологиями обработки, хранения и передачи информации. Но насколько они компетентны в этих вопросах? Наблюдения и оценивание учебной деятельности показывают, что ИКТ-компетентность обучающихся развита недостаточно.

         Интернет «сходит» на человека лавиной информации, в том числе недостоверной, противоречивой. Умение работать с информацией, критически ее анализировать, работать в команде – это умения XXI века, которые должна формировать школа. В стандартах нового поколения особое внимание уделяется метапредметным умениям, среди которых отдельной строкой выделена ИКТ-компетентность.

        Под ИКТ-компетентностью понимается широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ, создание письменных сообщений, создание графических объектов, коммуникация и социальное взаимодействие, поиск, организация, анализ и хранение информации). Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие навыки: определение, доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача). Конечно, ИКТ-компетентность формируется не только на уроках информатики, но именно на уроках информатики обучающиеся могут работать с IT-технологиями в индивидуальном и групповом режиме.

         Интернет стремительно развивается, сервисы Web 2.0 позволяют наполнять Интернет содержанием любому пользователю, расширяют рамки коммуникации. Включение сервисов Web 2.0 в образовательную деятельность дает возможность организовать обучение школьников в привычной для них среде и формировать ИКТ-компетентность современными средствами.

         Рассмотрим, как применение некоторых социальных сервисов влияет на развитие навыков, входящих в структуру ИКТ-компетентности. Изучая основные характеристики компьютера, можно предложить обучающимся выполнить упражнение: помочь сестре (брату) выбрать компьютер. Сестра (брат) хочет смотреть фильм, скачивать музыку, хранить на компьютере необходимую для учебы информацию. Школьникам предлагается информация на тематическом сайте, в виде google-документа и презентация, хранящаяся на файлообменнике.   Выполняя задание, обучающиеся учатся отбирать информацию, представленную в явном и неявном виде в нескольких источниках (определение).

         Школьники считают, что нет ничего проще, чем найти информацию в Интернете. При этом они либо скачивают всю попавшуюся информацию, либо теряются в информационном море. Правильность поиска определяется умением использовать логические конструкции (и, или, не). Задание на поиск информации позволит с одной стороны определить, на сколько развит навык доступа, с другой стороны – развить умение поиска информации.  Управление информацией предполагает, прежде всего, умение структурировать ее. Развить это умение позволит широкий спектр сервисов Web 2.0: ментальные карты, ленты времени и т. д. Ментальная карта поможет установить связи в изученном материале, визуализировать информацию, способствует более глубокому пониманию изученного материала. На обобщающем уроке можно предложить ученикам создать ментальную карту, причем работать можно как индивидуально, так и в группе над общей картой.

         Выполняя на уроках информатики практические работы, школьники создают текстовые, графические и мультимедийные объекты. Сервисы Web 2.0 расширяют спектр возможностей. Без  специальной программы на компьютере сервисы позволяют создавать, электронные книги, видеоролики, графические объекты, комиксы и т.д. Например, ученикам может быть предложено задание создать видеоинструкцию по работе с конкретным сервисом. Такое задание школьники смогут выполнить , не имея камеры, а используя сервис по созданию скринкастов.

          Новое поколение больше общается виртуально, чем непосредственно. Но передать информацию в нужном формате для них остается затруднительным.  Задание создать сообщение для новой темы в форуме, чтобы привлечь к обсуждению подростков, способствует развитию навыка передачи информации. Предложив ученикам изменить затем сообщения, чтобы привлечь к обсуждению людей преклонного возраста, вы сможете усилить мотивацию и совершенствовать умение преобразовывать информацию. Развитию навыка передачи информации способствует комментирование тематических блогов, создание статей на страницах wiki-сайтов.

          Применение сервисов Web 2.0 не только в учебной, но в внеурочной деятельности значительно расширяет возможности формирования ИКТ-компетентности обучающихся. Это и включение обучающихся в дистанционные формы образования, в  том числе дистанционные олимпиады и конкурсы, и участие в сетевых проектах.

          Новое поколение – это будущие граждане информационного общества. Современное образование должно создать все условия для формирования умений XXI века. Социальные сервисы Web 2.0 (облачные технологии) – это то средство, которое поможет достигнуть желаемого в среде близкой современным детям.

Источники информации:

  1. «Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю», Е. Д. Патаракин, Моcква, 2007
  2. «Формирование ИКТ-компетентности учителей через использование сетевых социальных сервисов», Короповская Вера Павловна, доцент каф. ЕМиПО Мурманского ИПКРОиК.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Сервисы web 2.0 и формирование ИКТ-компетентности школьников" »

Сервисы Web 2.0 и формирование ИКТ-компетентности школьников

Ни для кого не секрет, что современные школьники «обитают» в Интернете, они на практике знакомы с технологиями обработки, хранения и передачи информации. Но насколько они компетентны в этих вопросах? Наблюдения и оценивание учебной деятельности показывают, что ИКТ-компетентность обучающихся развита недостаточно.

Интернет «сходит» на человека лавиной информации, в том числе недостоверной, противоречивой. Умение работать с информацией, критически ее анализировать, работать в команде – это умения XXI века, которые должна формировать школа. В стандартах нового поколения особое внимание уделяется метапредметным умениям, среди которых отдельной строкой выделена ИКТ-компетентность.

Под ИКТ-компетентностью понимае6тся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ, создание письменных сообщений, создание графических объектов, коммуникация и социальное взаимодействие, поиск, организация, анализ и хранение информации). Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие навыки: определение, доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача). Конечно, ИКТ-компетентность формируется не только на уроках информатики, но именно на уроках информатики обучающиеся могут работать с IT-технологиями в индивидуальном и групповом режиме.

Интернет стремительно развивается, сервисы Web 2.0 позволяют наполнять Интернет содержанием любому пользователю, расширяют рамки коммуникации. Включение сервисов Web 2.0 в образовательную деятельность дает возможность организовать обучение школьников в привычной для них среде и формировать ИКТ-компетентность современными средствами.

Рассмотрим, как применение некоторых социальных сервисов влияет на развитие навыков, входящих в структуру ИКТ-компетентности. Изучая основные характеристики компьютера, можно предложить обучающимся выполнить упражнение: помочь сестре (брату) выбрать компьютер. Сестра (брат) хочет смотреть фильм, скачивать музыку, хранить на компьютере необходимую для учебы информацию. Школьникам предлагается информация на тематическом сайте, в виде google-документа и презентация, хранящаяся на файлообменнике. Выполняя задание, обучающиеся учатся отбирать информацию, представленную в явном и неявном виде в нескольких источниках (определение).

Школьники считают, что нет ничего проще, чем найти информацию в Интернете. При этом они либо скачивают всю попавшуюся информацию, либо теряются в информационном море. Правильность поиска определяется умением использовать логические конструкции (и, или, не). Задание на поиск информации позволит с одной стороны определить, на сколько развит навык доступа, с другой стороны – развить умение поиска информации. Управление информацией предполагает, прежде всего, умение структурировать ее. Развить это умение позволит широкий спектр сервисов Web 2.0: ментальные карты, ленты времени и т. д. Ментальная карта поможет установить связи в изученном материале, визуализировать информацию, способствует более глубокому пониманию изученного материала. На обобщающем уроке можно предложить ученикам создать ментальную карту, причем работать можно как индивидуально, так и в группе над общей картой.

Выполняя на уроках информатики практические работы, школьники создают текстовые, графические и мультимедийные объекты. Сервисы Web 2.0 расширяют спектр возможностей. Без специальной программы на компьютере сервисы позволяют создавать, электронные книги, видеоролики, графические объекты, комиксы и т.д. Например, ученикам может быть предложено задание создать видеоинструкцию по работе с конкретным сервисом. Такое задание школьники смогут выполнить , не имея камеры, а используя сервис по созданию скринкастов.

Новое поколение больше общается виртуально, чем непосредственно. Но передать информацию в нужном формате для них остается затруднительным. Задание создать сообщение для новой темы в форуме, чтобы привлечь к обсуждению подростков, способствует развитию навыка передачи информации. Предложив ученикам изменить затем сообщения, чтобы привлечь к обсуждению людей преклонного возраста, вы сможете усилить мотивацию и совершенствовать умение преобразовывать информацию. Развитию навыка передачи информации способствует комментирование тематических блогов, создание статей на страницах wiki-сайтов.

Применение сервисов Web 2.0 не только в учебной, но в внеурочной деятельности значительно расширяет возможности формирования ИКТ-компетентности обучающихся. Это и включение обучающихся в дистанционные формы образования, в том числе дистанционные олимпиады и конкурсы, и участие в сетевых проектах.

Новое поколение – это будущие граждане информационного общества. Современное образование должно создать все условия для формирования умений XXI века. Социальные сервисы Web 2.0 (облачные технологии) – это то средство, которое поможет достигнуть желаемого в среде близкой современным детям.

Источники информации:

  1. «Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю», Е. Д. Патаракин, Моcква, 2007

  2. «Формирование ИКТ-компетентности учителей через использование сетевых социальных сервисов», Короповская Вера Павловна, доцент каф. ЕМиПО Мурманского ИПКРОиК






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Сервисы web 2.0 и формирование ИКТ-компетентности школьников"

Автор: Уранова Маргарита Валентиновна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131510

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства