Формирование ИКТ-компетентности у обучающихся начальной школы
Формирование ИКТ-компетентности у обучающихся начальной школы
В презентации даны понятия компетентности, ИКТ-компетентности. Сформулировнаны задачи формирования ИКТ-компетентности у младших школьников. Дана характеристика этапов урока, на которых используются цифровые ресурсы.Раскрывается роль использования цифровых ресурсов для повышения эффективности урока, активизации мыслительной деятельности учащихся, формирования устойчивого интереса к предметам учебной деятельности. Перечислены результаты формирования ИКТ-компетентности обучающихся начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ИКТ-компетентности у обучающихся начальной школы»
Формирование ИКТ –компетентности у обучающихся начальной школы
Колебер Галина Федоровна,
учитель начальных классов, заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря»
В.А.Сухомлинский
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».
Что такое компетентность?
Компетентность-это
характеристика, даваемая человеку в
результате оценки эффективности
(результативности) его действий,
направленных на разрешение
определённого круга
значимых для данного
сообщества
проблем (задач).
ИКТ-компетентность1
– это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологиидля доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
1. Материалы проекта «Информатизация системы образования», 2008.
Л.С. Выготский
«Беда школы в том,
что наш ребёнок бы и умел, и знал,
но он прежде всего не хочет…»
ИКТ – это один из инструментов повышения мотивации, развития речи(создание мультфильмов, «живых» сказок, мини-сочинений и т.д.)
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера
Е.И.Булин-Соколова, Я.А. Ваграменко, З.П. Дьенеш, Е.И. Машбиц, С. Новоселова, И. Пашелите, Г. Петку, Б. Хантер и др.
Задачи ИКТ в начальной школе:
формировать умения у младших школьников использовать различные способы сбора и анализа информации
анализировать изображения и звук
уметь вводить текст
формировать УУД, основываясь на возможности ИКТ
готовить свои выступления и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением
Формируя ИКТ-компетентность решаю следующие задачи:
формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;
- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;
- формирование навыков самообразования, развития академической способности учащихся;
- формирование навыков работы в группе; развитие умений сформулировать задачу и кооперативно решить её;
- формирование навыков самоконтроля.
Использование цифровых ресурсов:
при объяснении нового материала это:
- презентации;
- информационные ресурсы на дисках.
Использование цифровых ресурсов:
при отработке и закреплении навыков:
- компьютерные тренажеры;
- ребусы;
- печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов);
- печатный иллюстративный материал.
Использование цифровых ресурсов:
на этапе контроля знаний:
- кроссворды, планирую использовать в дальнейшей работе компьютерные тесты;
Е. И. Машбиц
«Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно».
Преимущества использования компьютера в обучении
Применение цвета, графики, звука, анимации, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении.
Преимущества использования компьютера в обучении
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию младших школьников к обучению, за счёт смены видов деятельности, необычности, яркости, насыщенности, динамичности урока.
Формирование ИКТ-компетентности
Самостоятельное получение учащимися дополнительных знаний. Это творческие работы по разным предметам, участие в предметных олимпиадах , проектная деятельность учащихся.
Формирования ИКТ-компетентности
Учащиеся имеют небольшие затраты на публикацию и размножение; устанавливают гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.
Работа с электронными энциклопедиями
Ученики выбрают в электронной библиотечке имя автора, быстро находят нужное произведение, или нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний
Творческая проектно – исследовательская деятельность
Работая над своими проектами, ребята используют различные источники информации: ресурсы Интернета, мультимедийные энциклопедии «Кирилл и Мефодий».
Способность
к сотрудничеству
и коммуникации;
Результаты формирования ИКТ-компетентности обучающихся младших классов
к самостоятельному
приобретению, пополнению
и интеграции знаний;
способность к решению личностно
и социально значимых проблем
и воплощение решений в практику.
Литература
Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам», М. : Просвещение, 2011 (Работаем по новым стандартам), ISBN 978-5-09-022603-5.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Серия: стандарты второго поколения, М. : Просвещение, 2011, ISBN 978-5-09-023273-9.
Литература
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
Константинова И.Н. «ИКТ в начальной школе. Творческая лаборатория учителя» 2009.
Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2010. — № 2.