ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с информационно-коммуникационными технологиями, но и учить применять их в своей деятельности, способствуя тем самым формированию ИКТ-компетентности. ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Одним из основных положений Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных Стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС »
Балейский филиал ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
Доклад
Формирование ИКТ-компетентности
младших школьников в условиях реализации ФГОС
Выполнила: Дружинина Е.,
студентка 413 группы
Руководитель: Редрова Т.В.,
преподаватель информатики и ИКТ
2015 год
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с информационно-коммуникационными технологиями, но и учить применять их в своей деятельности, способствуя тем самым формированию ИКТ-компетентности.
ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Одним из основных положений Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных Стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
ИКТ-компетентность учащихся начальной школы относится к категории метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать:
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Особое внимание необходимо уделить адаптационному периоду в начале первого года обучения в школе для освоения и формирования ИКТ-компетентности. Именно в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать в течение всего года. Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ для образовательных задач уже на начальной стадии обучения в школе. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более интересной [6:5].
Сегодня в начальной школе реализуются четыре основных формы работы учащихся с применением средств ИКТ: работа в адаптированных обучающих программных средах, проектная деятельность, работа с предметными тренажерами, коммуникация на учебных сайтах.
В рамках предметной области «Математика и информатика» удобно работать с программной средой, которая включает в себя комплексы предметных (математических и информатических) задач, в ходе решения которых осваивается и предметный материал и формируются основные навыки компьютерной грамотности. Математический тренажер «Мат-Решка» позволяет учащимся закрепить необходимые навыки (например, вычислительные), уделив этому процессу не слишком много учебного времени. Проекты на уроках математики и информатики позволяют выйти за рамки чисто математических вопросов, увидеть, как полученные знания можно применить в других областях и при решении практических задач. При работе в таком проекте учащиеся получают возможность научиться работе в коллективе, распределять роли в решении одной задачи (тем самым формируются и коммуникационные элементы ИКТ-компетентности) [6:66].
Формирование навыка клавиатурного письма происходит в рамках предметной области «Филология». Тренажеры десятипальцевого метода ввода текста используются уже в 1 классе: удобнее всего первоклассникам учиться параллельно и ручному, и клавиатурному письму. Овладение клавиатурным письмом дает ребенку свободу изложения мыслей, которой не хватает ему при письме рукой. В ходе решения предметных задач учащийся постепенно осваивает работу с текстовым редактором (сначала адаптированным, а затем и универсальным), что даёт возможность к средней школе стать уверенным пользователем [6:36].
На уроках «Окружающего мира» ИКТ-компетентность наиболее естественно формируется в рамках проектной деятельности. В ходе проведения проектов использование средств ИКТ (например, цифрового микроскопа) позволяет дать детям возможность самостоятельного исследования. Важной составляющей проекта становится написание и оформление отчета об эксперименте или исследовании (теста, фотографий, презентации): возможность рассказать другим о том, что ребенок увидел или открыл для себя [6:81].
На уроках «Музыки» и «Изобразительного искусства» средства ИКТ используются как в ходе проектной деятельности, так и при решении учебных задач для фиксации результатов деятельности. Например, дети могут записать фрагмент выступления и сохранить его в виде аудио- или видео- файла. В ходе выполнения проектов, включающих создание изображений, учащиеся могут использовать возможности компьютерной графики и компьютерной аппликации. Таким образом, дети создают красивые поздравительные открытки, в том числе музыкальные и с элементами мультипликации.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет:
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
овладевать практическими способами работы с информацией;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
На практике пробных уроков я использовала презентационный пакет Smart Notebook для работы с интерактивной доской, что помогло мне разнообразить уроки. Учащиеся учились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать. Smart Notebook позволяет растянуть страницу и записать всю нужную информацию, быстро перейти на следующую, а можно показать сразу две страницы и сравнить записи. Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. Дети с интересом осваивают большинство инструментов доски. Работа с интерактивными заданиями на каждом уроке занимала не более 5-10 минут.
С целью повышение мотивации детей к обучению и самостоятельной учебной активности на практике я применяла серию увлекательных мультимедийных пособий «Кирилла и Мефодия», в основе которых принцип – обучение через игру и развлечение. Благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности, появилась возможность организации индивидуальных траекторий обучения учащихся; достижения полной индивидуализации обучения; возможность самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и подготовке к урокам. Уроки «Кирилла и Мефодия» содержат более 3200 интерактивных заданий и игр, в которых учащиеся учатся управлять числами, буквами, фигурками, предметами, лабораторными приборами, используя систему кнопок. Все задания и пояснения озвучены, что позволяет даже еще плохо читающему ребенку решать задачи и выполнять упражнения самостоятельно [4].
Таким образом, используя инновационные технологии, учитель получает возможность по-новому организовать деятельность своих учеников. Он может вовлекать учеников в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме. Разнообразие форм работы на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъём, повышает интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость детей.
Библиографический список
Захарова И.Г. Информационные технологии в образование: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
Интерактивная доска в школе / Е.А. Голодов, И.В. Гроцкая, В.Е. Бельченко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 86 с.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецова, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.
УМК «Начальная школа. Медиатеки и уроки Кирилла и Мефодия». Режим доступа: http://www.km-school.ru/r1/Nachalka.asp
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 43 с.
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательной учреждений / Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.