Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса
Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса
А современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.
Информационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.
Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса можно представить в виде лестницы информатизации:
первая ступень - ИКТ-грамотность;
вторая ступень – ИКТ-компетентность;
третья ступень - информационная культура личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса »
Педагогический опыт учителя информатики
МАОУ СОШ № 53 города Томска
РОМАНЕНКО ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ
"Формирование ИКТ-компетентности
участников образовательного процесса"
Вот уже 18 лет я пробую и экспериментирую. Из них 12 лет - учителем информатики.
Обожаю тебя, компьютер, Ты мой друг, ты всегда со мной.
Это ты распахнул мне двери, На ладони держу Шар Земной.
Сегодня я хочу поделиться своим педагогическим опытом на тему "Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса".
Сейчас иметь дома компьютер стало обычным делом. Родители считают, если ребенок пошел в школу, то у него обязательно должен быть компьютер. А работать-то он на нем не умеет. Вот дети и привыкают к очень умной и дорогой, но игрушке, с детства: музыка, мультфильмы, потом фильмы, социальные сети и просто интернет.
В нашей школе изучение информатики начинается с 8 класса. В начале учебного года, когда вижу детей впервые, я провожу с учащимися анкету "Что я умею делать на компьютере (исключаю ответы "слушаю музыку, общаюсь в социальных сетях, смотрю фильмы, "сижу в интернете"). Ответы просто ошеломляющие - "иногда печатаю", "иногда помогаю родителям с текстом", "иногда делаю презентации", единицы обрабатывают фотографии в фотошопе. И все...
А современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.
Я часто на уроке сталкиваюсь с вопросом: "Где мне это в жизни пригодится?"
Поэтому главным в своей работе считаю: повышение интереса школьников к изучению информатики через получение широкого спектра практических навыков использования компьютерных технологий не только в учебе, но и в жизни.
Для этого необходимо решать следующие задачи:
формировать единое информационное пространство школы;
формировать информационную культуру обучающихся;
развивать потребность в овладении практическими навыками пользования компьютером, как мощным инструментом обработки информации в электронном виде;
создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения.
Информационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.
Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса можно представить в виде лестницы информатизации:
первая ступень - ИКТ-грамотность;
вторая ступень – ИКТ-компетентность;
третья ступень - информационная культура личности.
На первой ступени очень важно показать детям, что компьютер - помощник человека в решении различных задач.
За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. При этом образовательные мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте.
ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Первую ступень я реализую с обучающимися 2 – 4 классов на занятиях в рамках проектно-исследовательской деятельности «Я – исследователь». Для создания и оформления проектов я разработала и использую программу "Компьютерная графика" - рисование в растровом редакторе Paint.
Данная программа выделена для занятий потому, что это, во-первых, самый простой и доступный в обращении графический редактор, во-вторых, детям начальной школы очень интересны и нравятся занятия рисованием вообще, и, в-третьих, с графическим редактором интересно, захватывающе, увлекательно.
На занятиях формируется информационно-образовательная среда, в которой ребенок может и выражать и одновременно учить себя. Дети при выполнении работ имеют возможность проявить свой творческий потенциал. Главным условием каждого занятия является положительный эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить.
Рисунки детей я разместила в моем блоге. Интерактивным голосованием наших учащихся выбираются лучшие работы по итогам каждой четверти.
Также в конце каждой четверти и в конце года на родительских собраниях по параллелям я показываю работы детей родителям.
В 2013 - 2014 учебном году для родителей, обучающихся и учителей мною был разработан лекторий на тему "Мультимедиа. Медиаобразование. Медиакомпетентность". В данный лекторий вошла также лекция "Безопасный интернет". Цель этих занятий - сделать интернет безопасным для детей. Ведь сейчас даже у дошкольников есть гаджеты. И поэтому, чем раньше они будут знать: какие опасности таит в себе «всемирная паутина», тем лучше для ребенка.
На школьном сайте мною была создана специальная страница "Безопасный интернет". Такую же страницу я создала на своем сайте в разделе "Для родителей". На этой же странице я планирую размещать задания для учащихся и их родителей.
Вторую ступень (формирование ИКТ-компетентности) я реализую с обучающимися 5 – 7 классов на факультативных занятиях, с обучающимися 8 – 11 классов в рамках учебных занятий.
ИКТ-компетентность подразумевает уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности.
Факультатив "Компьютерная графика" в среднем звене разбит на две программы: 5 - 6 классы: работа в графическом редакторе Paint, в программе ЛогоМиры, создание презентаций с использованием Microsoft Power Point, использование OLE-технологии и 7 классы - "Компьютерная графика в редакторе Gimp". Материалами для создания презентаций являются продукты, созданные детьми на занятиях.
Рисунки, презентации, кроссворды. OLE-технологии.
В рамках учебной образовательной программы по информатике в 8 – 11 классах особое внимание я уделяю практическим работам в прикладных программах, потому что компетентность можно сформировать только на практике.
Одним из способов формирования ИКТ-компетентности, повышения эффективности урока и, особенно, приобретения учащимися привычки самоконтроля, является использование инструкционных карт или наглядных письменных инструкций.
Прием использования инструкционных карт можно отнести к технологии смыслового чтения. Данная технология может быть применима и в условиях использования информационных технологий.
Сначала учащиеся с трудом привыкают к такой форме работы, так как со скоростью чтения у многих проблемы, а основной объем учебного материала доступен ученикам в форме текста — сплошного и несплошного (таблицы, графики, диаграммы). Поэтому навыки смыслового чтения во всех его проявлениях — поиск информации и понимание прочитанного, преобразование текста и его интерпретация, оценка информации, - необходимы для достижения как метапредметных, так и предметных результатов.
В процессе смыслового чтения формируются такие необходимые для развития личности навыки как способность к анализу задания, текста, понимания смысла, интерпретации текста.
Технология легко адаптируется к дистанционному обучению.
Работа по разноуровневым картам – алгоритмам обеспечивает достаточно высокий темп работы учащихся на компьютерах и активную работу всего класса.
Организованная таким образом работа позволяет:
развивать алгоритмическое мышление учащихся;
повысить вероятность успеха слабого ученика;
дать возможность сильному ученику выполнить дополнительное задание или задание повышенной сложности,
тем самым формируя ИКТ-компетентность и повышая уровень усвоения учебного материала.
Использование инновационных методов в деятельности педагога способствует успешному повышению ИКТ-компетентности.
С 2010 года для разработки интерактивных заданий к уроку информатики я использую сервисы web 2.0. (тестирование и анкетирование online). Пример: тесты по разным темам на сайте http://romanenkotn.ucoz.ru/index/testy/0-20 и интерактивные задания на блоге и сайте.
Тесты выполнены с помощью сервиса "Создание тестов в два шага" (http://test.fromgomel.com/index.html) и интернет-сервиса LearningApps.org (http://learningapps.org/). Этот же интернет-сервис позволяет создавать разные интерактивные упражнения: найди пару, найди соответствие, ввод текста или выбор текста для заполнения пропусков из предложенных вариантов. Если используется вариант ввода текста, то необходимо предельно внимательно формулировать задание, так как для верного выполнения задания ученику необходимо ввести ответ, который полностью совпадет с вариантом, указанным учителем. Примеры заданий: «Одномерные массивы. Основные определения» - 11 класс, "Ярлык. Папка. Файл. Программа" - 8 класс.
Эти задания я разместила на своем сайте и блоге, где учащиеся могут выполнить их как на уроке под контролем учителя, так и самостоятельно дома. Свои результаты ученики могут написать в комментариях к заданию.
Работа с информацией предполагает не только выполнение практических заданий на компьютере, но и вот такие задания:
Коробка лицензионного продукта
При выполнении такого задания учащимся необходимо заполнить таблицу:
№
Утверждение
Верно
Неверно
Нет информации
1
Продукт можно использовать более 2-х лет без доплат
2
Продукт можно использовать на 2-х ПК без доплат
3
Продукт можно использовать 2 года И на 2-х ПК без доплат
4
Продукт можно использовать 2 года ИЛИ на 2-х ПК без доплат
5
Стоимость продукта 1 700 рублей
6
Продукт можно использовать на Windows 8
7
Продукт не предназначен для ОС Mac OS X
8
Это профессиональная версия продукта
9
Это новая версия продукта
10
При покупке продукта предоставляется 3 бонуса
Особое место в формировании ИКТ-компетентности занимает проектная деятельность.
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А вот внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Выполнение проектов в среднем звене в рамках факультатива с использованием программы создания презентаций и программы ЛогоМиры.
ЛогоМиры - уникальная мультимедийная программа. Имеет живой, очень легкий для понимания интерфейс и широкие возможности. Это не только работа с графикой, звуком, видео, но и, самое главное, полноценный язык программирования ЛОГО. Это не просто ступенька ИКТ-компетентности, но и огромный шаг к дальнейшему изучению, пониманию и овладению темы "Алгоритмизация и программирование".
Проект в среде ПервоЛого.
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях?
Какую роль должна играть школа, какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
Третья ступень (формирование информационной культуры обучающихся) - одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
При формировании информационной культуры я решаю следующие задачи:
подготовить обучающихся к профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде;
раскрыть возможности эффективного использования ресурсов информационной среды.
Данные задачи я решаю с обучающимися старших классов на уроках и в рамках элективного курса для старшеклассников «Основы программирования» и педагогами школы на практических занятиях и консультациях.
Использование ИКТ должно быть, прежде всего, удобным, доступным, интересным и эффективным. Только в этом случае обучение этим технологиям будет носить осмысленный и продуктивный характер.
На этом возрастном уровне также использую метод проектов.
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика.
Веб-сайт — наиболее популярное и доступное средство представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернет.
Поэтому уроки по сайтостроению способствуют формированию у учащихся надпредметных умений, дают возможность научиться создавать собственные web -страницы, персональные сайты, сайты по предметам. Знание интернет-технологий это один из важных факторов, способствующих востребованности человека в жизни, в обществе.
Эту инновационную деятельность я использую на уроках и в проектной деятельности на старшей ступени обучения.
Выступление с проектами на научно-практических конференциях развивает не только ИКТ-компетентность, но и высшую ее степень - информационную культуру. Ведь обучающиеся на конференции участвуют в настоящей (не учебной) жизни - они авторы своих работ, исследователи, ораторы. Чтобы представить свою работу, нужно не только ее выполнить, но и суметь эффектно презентовать.
Проект "Малая энциклопедия "Исторический ракурс: от абака до компьютера" был представлен на научно-практической конференции "Лицейская весна" г. Юрги.
Эту работу я использую на уроках как справочный материал при изучении темы "Исторические этапы развития компьютера".
Проекты Web-технологий с большим желанием выполняют учащиеся, так как этот вид деятельности формирует у них метаумения (общие умения, востребованные в разных предметных областях), а также повышает долю самостоятельной работы.
Интегрированный проект (информатика - физика) - "Использование регионального компонента при решении задач по физике".
При составлении задач данного проекта были использованы технические характеристики механизмов Юргинского машиностроительного завода.
Данная работа была представлена на школьной научно-практической конференции, а также на XIII региональной научно-практической конференции студентов и учащейся молодежи "Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении" в Юргинском технологическом институте Томского Политехнического университета и была оценена Дипломом за "Лучший доклад" в секции "Современное состояние и проблемы естественнонаучного образования".
Данный проект предназначен для использования на уроках физики при решении задач и тоже имеет практическое использование до сих пор (в Новосибирске, в школе № 6 города Юрга и в нашей школе).
Организация внеурочных занятий, связанных с использованием ИКТ - проведение конкурсов, олимпиад, участие в конференциях – позволяет в значительной степени повысить уровень ИКТ-компетентности школьников.
Я, как учитель информатики, конечно, привлекаю обучающихся к участию в творческих конкурсах по предмету, олимпиадах, телекоммуникационных проектах.
Конкурсов в интернете стало необычайно много, но, к сожалению, они почти все платные. Стараюсь находить бесплатные или не очень дорогие.
Самые массовые и, пожалуй, самые любимые детьми конкурсы по информатике - это Всероссийские игры-конкурсы "КИТ" и "Инфознайка".
Вот уже пять лет я являюсь организатором конкурса "Инфознайка" и «КИТ» в школе.
В этих конкурсах принимают активное участие также обучающиеся начальной школы.
Каждый конкурс - это новые знания, это опыт участия, это и приобретенный жизненный опыт - победа или поражение.
Обучающиеся нашей школы принимают активное участие в городских программах дополнительного образования, в которых предусмотрено выполнение проектов. Я, как учитель информатики, классные руководители и ребята в тесном сотрудничестве осуществляем совместную деятельность в создании и реализации проектов.
Положительными результатами своего педагогического опыта считаю:
1. Имею стабильные показатели положительной динамики обученности по предмету.
Качество успеваемости по предмету по годам
(8 - 11 классы)
Учебный год
Количество обучающихся
Успешность
Качество обучения
2011 - 2012
125
100%
81%
2012 - 2013
202
100%
78%
2013 - 2014
162
100%
82%
2014 - 2015
150
100%
90%
2. Успехи учащихся при сдаче выпускных экзаменов по предмету: результаты ЕГЭ и ГИА.
Вид экзамена
Учебные годы
Всего учащихся
% участия
учащихся
Результаты экзамена
Справились без «2»
(%)
В т.ч. на «4» и «5» (%) или средний балл
ГИА
2011 - 2012
10
15%
90%
10,9
ГИА
2012 - 2013
11
17%
100%
15,7
ГИА
2013 - 2014
2
17%
100%
19
ЕГЭ
2009 - 2010
4
13%
100%
73
ЕГЭ
2010 - 2011
6
13%
100%
64
ЕГЭ
2011 - 2012
4
10%
100%
61
ЕГЭ
2012 - 2013
4
10%
100%
68
3. Количество детей, поступающих в учебные заведения на специальности, связанные с информационными технологиями.
Учебный год
Учебное заведение
ТГУ
ТГПУ
ТПУ
ТУСУР
Др.
2010
1
-
5
2
2
2011
1
-
-
3
1
2012
1
-
2
-
2
2013
2
-
-
2
-
2014
2
1
5
5
-
На протяжении нескольких лет в школе № 6 г. Юрги являлась администратором школьного сайта. Результат - Сертификат областного конкурса Web-сайтов образовательных учреждений Кемеровской области в номинации "Самый презентабельный сайт". Вот уже два года в школе № 53 г. Томска я тоже являюсь администратором официального сайта школы. Хотя сайт постоянно совершенствуется, но достичь желаемого результата мне пока не удалось. Проблемой считаю ограничение школьного сайта в шаблонном оформлении и доступной квоте.
Широкое использование дистанционных образовательных технологий в школьном образовании становится требованием времени, так как позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:
учебно-познавательной (определять цели и порядок своей работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность, осуществлять самоконтроль);
коммуникативной (сотрудничать, участвовать в работе группы, обмениваться информацией);
информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, преобразовывать и передавать её);
компетенции личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).
Персональный сайт учителя-предметника является мощным инструментом в повышении ИКТ-компетентности.
Благодаря использованию дистанционных образовательных технологий, удается значительно повысить интерес к предмету учеников разного уровня подготовленности.
Замена урочной формы на самостоятельные, проективные виды деятельности создаст условия для продуктивного творчества учащихся. Дистанционную форму также эффективно применять в целях ликвидации пробелов в навыках и умениях или углубления знаний.
Страницу «Дистанционное обучение» на своем сайте я создала с целью углубить знания детей по программированию. В настоящее время интерес к программированию снижен.
Более подробно с материалами вы можете ознакомиться на моих сайтах
Я продолжаю сотрудничество со школой № 6 города Юрга по использованию дистанционных образовательных технологий.
Данный педагогический опыт используется молодым учителем информатики нашей школы Марковой Мариной Сергеевной и моей коллегой МБОУ СОШ № 6 г. Юрга Кемеровской области Чумакиной Еленой Валерьевной на уроках и во внеурочных занятиях, а также в дистанционном образовании.
Крейг Барретт, председатель совета директоров Корпорации Intel, на одном из своих выступлений сказал «Технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя…»
Поэтому особое место в моей работе занимает взаимодействие с учителями-предметниками: это интегрированные уроки, консультации, семинары и практикумы.
В декабре 2014 года на городском методическом объединении учителей технологии был представлен интегрированный открытый урок по информатике и технологии «Использование компьютерного журнала LeKo при создании выкройки плечевого изделия. Выполнение расчётов для построения в программе Microsoft Excel». В этом же месяце на городском методическом объединении молодых учителей математики я провела открытое практическое занятие на тему "Создание интерактивных презентаций по математике. Построение интерактивных графиков".
Для повышения ИКТ-комптентности учителей были созданы курсы со смешным названием "Юный хакер", где все желающие учителя могли повысить свои знания и умения в области ИКТ.
Наша школа тесно сотрудничает с МСЧ № 2 и по просьбе администрации этого учреждения в прошлом году такие же курсы я проводила для их сотрудников.
А двери кабинета информатики всегда и для всех открыты. Я делюсь с коллегами всем, что знаю сама.
Опыт моей работы получил положительную оценку и представлен на:
Очный тур областного конкурса "ИТ - педагог Кузбасса XXI век" в номинации "Социальные сервисы для образования" г. Кемерово.
Мои разработки размещены на сайтах - конкурс.net, infourok.ru, завуч.info. Моя презентация на тему "Связь алгоритма и программы на языке программирования Pascal" стала победителем - Диплом II степени, остальные отмечены сертификатами.
Выступления учащихся с проектами на научно-практических конференциях: на XIII региональной научно-практической конференции студентов и учащейся молодежи "Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении" в ЮТИ ТПУ. Результат - Диплом за "Лучший доклад" в секции "Современное состояние и проблемы естественнонаучного образования".