kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экономическое воспитание на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных социально - экономических условиях развития общества резко возрастает необходимость экономического воспитания подрастающего поколения. Неподготовленность населения к рыночным отношениям, их низкая экономическая грамотность, отсутствие навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развития страны порождают потребность в формировании экономической культуры всего населения, в-том числе и у школьников. От сформированности их экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.

   Воспитание у учащихся экономической культуры — важная задача школы. Мы стремимся к ее реализации как на классных, так и внеклассных занятиях и применяем с этой целью различные методы обуче­ния: беседы, решение задач и др.

Беседы, как правило, содержат кон­кретный фактический материал о тру­довой деятельности коллективов, от­дельных рабочих, добивающихся ощу­тимых результатов экономии матери­альных ресурсов и сырья. Сведения для бесед (и составления задач) под­бираем из периодической печати информационных передач радио и телевидения.

Просмотр содержимого документа
«Экономическое воспитание на уроках физики»

Статья

Экономическое образование на уроках физики

Подготовила Вострикова Л.П

Учитель физики и математики

МКОУ «Тундутовская СОШ» РК с. Тундутово


В современных социально - экономических условиях развития общества резко возрастает необходимость экономического воспитания подрастающего поколения. Неподготовленность населения к рыночным отношениям, их низкая экономическая грамотность, отсутствие навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развития страны порождают потребность в формировании экономической культуры всего населения, в-том числе и у школьников. От сформированности их экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.

Воспитание у учащихся экономической культуры — важная задача школы. Мы стремимся к ее реализации как на классных, так и внеклассных занятиях и применяем с этой целью различные методы обуче­ния: беседы, решение задач и др.

Беседы, как правило, содержат кон­кретный фактический материал о тру­довой деятельности коллективов, от­дельных рабочих, добивающихся ощу­тимых результатов экономии матери­альных ресурсов и сырья. Сведения для бесед (и составления задач) под­бираем из периодической печати информационных передач радио и телевидения.

Ф Так, в VII классе на уроке, посвя­щенном строению вещества, обращаем внимание класса на то, что некоторые вещества встречаются в природе в ограниченном количестве. Предлагаем учащимся привести примеры таких ве­ществ. Перечисляя их, семиклассники называют (но не всегда) и воду. Сообщаем школьникам, что воду е давних времен считали даровым богат­ством, благом природы. Наши предки, поселяясь на берегах полноводных рек, чистых озер и не нуждаясь в большом количестве воды, не ощуща­ли трудностей ни с доставкой ее, ни с очисткой. Со временем рост городов, развитие производства привели к то­му, что доставка и очистка воды ста­ли крупной проблемой, требующей больших затрат, которые увеличивают­ся с каждым годом. Ставим перед классом вопрос: «Можно ли считать, что запасы воды неисчерпаемы?» Вы­слушав ответ, сообщаем, что запасы пресной воды у нас в стране велики: на душу населения ее приходится вдвое больше, чем в среднем по все­му миру. Но и расходы ее значитель­ны, особенно в сельском хозяйстве (более половины общего годового рас­

хода) и промышленности (третья его часть)', а на коммунально-бытовые нужды идет около десятой части годо­вого расхода. Предлагаем школьникам высказать свои соображения по эконо­мии пресной воды.

Вопрос об экономии воды затраги­ваем и при изучении сообщающихся со­судов. Учащиеся узнают, что если из неисправного водопроводного крана вода только лишь капает, то за сутки ее утечет 60 л.

Предлагаем решить задачу:

Пользуясь секундомером и ста­каном, объем которого 250 см3, определить утечку воды за сутки, если она из крана тянется струй­кой толщиной в спичку.

(Ответ: стакан наполнится водой примерно за 40 с; за сутки произойдет потеря воды ~420 кг.)

Приведя еще ряд примеров, связан­ных с неразумным расходованием во­ды в быту, делаем соответствующие выводы по ее экономии.

При изучении массы тела и плот­ности вещества предлагаем учащимся решить такие задачи:

Бригада механизированной ко­лонны за один рабочий день пе­реместила 275 м3 мокрого грун­та, плотность которого 2000 кг/м3, сэкономив при этом 5 л бензина.

Вычислить массу перемещенного грунта и массу сэкономленного бензина.

Благодаря добросовестному тру­ду каждого механизатора брига­да ежегодно экономит —1500 л бензина. В тресте 50 таких бригад. Вычислить массу сэко­номленного горючего всеми брига­дами треста за пятилетие. (От­вет: 63 750 кг.) Сколько необходимо для него цистерн объемом 10 м3?

В VII классе беседы содержат больше информационного материала. Так, изучая теплоту сгора­ния топлива, знакомим учащихся с по­нятием вторичных энергетических ре­сурсов— теплоты, получаемой в ходе основных технологических процессов, которую можно использовать повтор­но на производственные нужды: отоп­ление помещений, теплиц и других целей.


Рассматривая испарение жидкостей, показываем необходимость учета это­го явления для экономии топлива на таких примерах


Из резервуара темного цвета емко­стью в 5—10 м3 за год может испа­риться более 200 кг горючего. (Для уменьшения его потерь резервуары должны быть окрашены в светлые тона.)

Из цистерны с негерметичной крыш­кой за год может испариться ~2,5 т нефтепродуктов. (Важно следить, что­бы каждая цистерна была плотно за­крыта.)

В связи с работой сельскохозяйст­венных машин приводим примеры, под­чёркивающие необходимость беречь топливо:

1 ч холостой работы двигателя трак­тора К-701 —это потеря более 4 кг го­рючего

если при работе автомобиля теряет­ся всего лишь одна капля бензина в секунду, то за срок службы автомаши­ны потеря топлива составит 15 т

Далее зачитываем четверостишье:

«Как будто по капле теряем бензин,

Возьмем-ка все капли измерим.

Чтоб пищу дать новым колоннам машин,

Закроем дорогу потерям!»

и обсуждаем с учащимися вопрос уменьшения потерь горючего на транс­порте.

Обращаем внимание на то, что эко­номия топлива зависит как от квали­фикации работника, так и от его доб­росовестного отношения к делу. Перед началом работы на любом виде транс­порта необходимо проводить осмотры топливной системы, убедиться, нет ли где утечки топлива, масла. Двигатель должен быть чистым, топливная аппа­ратура— исправной. Следует выби­рать наиболее экономичный режим ра­боты двигателя, знать профиль пути и выдерживать оптимальную скорость движения. Особо нужно подчеркнуть, что одна из самых эффективных мер экономии топлива — использование яв­ления инерции.


Далее обращаем внимание восьми классиков на то, что большие резер­вы для экономии электроэнергии имеются в каждом доме, в каждой школе. Если зря будет гореть только одна лампочка мощностью в 100 Вт в течение 10 ч, то будет израсходовано

впустую 1 кВт-ч энергии. Такого коли­чества энергии хватило бы, чтобы вы­плавить 104 кг чугуна или выпечь 120 кг хлеба. Учащиеся получают та­кие задания:

Вычислите количество и стои­мость электроэнергии, расходуе­мой зря в нашей школе, если счи­тать, что в каждом учебном ка­бинете одна лампочка в 100 Вт горит хотя бы 1 ч без пользы.

Рассчитайте, сколько лишней электроэнергии расходуется в ва­шей квартире в течение недели, если лампочка мощностью в 100 Вт без необходимости будет гореть ежедневно по 10 мин? Вы­числите возможную месячную экономию электрической энергии и сделайте соответствующие вы­воды.

В заключение отметим, что система­тическое воспитание у учащихся бе­режного отношения к народной соб­ственности формирует у них чувство ответственности за свой дом, колхоз и т. д. и делает их бережливыми, ак­куратными и дисциплинированными.





Используемая литература:

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/ekonomicheskoe-vospitanie-starsheklassnikov-vo-vneuchebnoi-deyatelnosti-na-osnove-sistemnogo#ixzz5ewfx1Xdy


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экономическое воспитание на уроках физики

Автор: Вострикова Любовь Павловна

Дата: 01.03.2019

Номер свидетельства: 501890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "104205"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402676754"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока "Геометрическая резьба" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-gieomietrichieskaia-riez-ba"
    ["file_id"] => string(6) "109359"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404399392"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сравнительный анализ работы методической кафедры естественно - научного цикла"
    ["seo_title"] => string(86) "sravnitiel-nyi-analiz-raboty-mietodichieskoi-kafiedry-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "249455"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446903352"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка открытого урока на тему: "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231097"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442370912"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Слайд-шоу к уроку "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(47) "slaid-shou-k-uroku-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231098"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442371450"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства