В современных социально - экономических условиях развития общества резко возрастает необходимость экономического воспитания подрастающего поколения. Неподготовленность населения к рыночным отношениям, их низкая экономическая грамотность, отсутствие навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развития страны порождают потребность в формировании экономической культуры всего населения, в-том числе и у школьников. От сформированности их экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.
Воспитание у учащихся экономической культуры — важная задача школы. Мы стремимся к ее реализации как на классных, так и внеклассных занятиях и применяем с этой целью различные методы обучения: беседы, решение задач и др.
Беседы, как правило, содержат конкретный фактический материал о трудовой деятельности коллективов, отдельных рабочих, добивающихся ощутимых результатов экономии материальных ресурсов и сырья. Сведения для бесед (и составления задач) подбираем из периодической печати информационных передач радио и телевидения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экономическое воспитание на уроках физики»
Статья
Экономическое образование на уроках физики
Подготовила Вострикова Л.П
Учитель физики и математики
МКОУ «Тундутовская СОШ» РК с. Тундутово
В современных социально - экономических условиях развития общества резко возрастает необходимость экономического воспитания подрастающего поколения. Неподготовленность населения к рыночным отношениям, их низкая экономическая грамотность, отсутствие навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развития страны порождают потребность в формировании экономической культуры всего населения, в-том числе и у школьников. От сформированности их экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.
Воспитание у учащихся экономической культуры — важная задача школы. Мы стремимся к ее реализации как на классных, так и внеклассных занятиях и применяем с этой целью различные методы обучения: беседы, решение задач и др.
Беседы, как правило, содержат конкретный фактический материал о трудовой деятельности коллективов, отдельных рабочих, добивающихся ощутимых результатов экономии материальных ресурсов и сырья. Сведения для бесед (и составления задач) подбираем из периодической печати информационных передач радио и телевидения.
Ф Так, в VII классе на уроке, посвященном строению вещества, обращаем внимание класса на то, что некоторые вещества встречаются в природе в ограниченном количестве. Предлагаем учащимся привести примеры таких веществ. Перечисляя их, семиклассники называют (но не всегда) и воду. Сообщаем школьникам, что воду е давних времен считали даровым богатством, благом природы. Наши предки, поселяясь на берегах полноводных рек, чистых озер и не нуждаясь в большом количестве воды, не ощущали трудностей ни с доставкой ее, ни с очисткой. Со временем рост городов, развитие производства привели к тому, что доставка и очистка воды стали крупной проблемой, требующей больших затрат, которые увеличиваются с каждым годом. Ставим перед классом вопрос: «Можно ли считать, что запасы воды неисчерпаемы?» Выслушав ответ, сообщаем, что запасы пресной воды у нас в стране велики: на душу населения ее приходится вдвое больше, чем в среднем по всему миру. Но и расходы ее значительны, особенно в сельском хозяйстве (более половины общего годового рас
хода) и промышленности (третья его часть)', а на коммунально-бытовые нужды идет около десятой части годового расхода. Предлагаем школьникам высказать свои соображения по экономии пресной воды.
Вопрос об экономии воды затрагиваем и при изучении сообщающихся сосудов. Учащиеся узнают, что если из неисправного водопроводного крана вода только лишь капает, то за сутки ее утечет 60 л.
Предлагаем решить задачу:
Пользуясь секундомером и стаканом, объем которого 250 см3, определить утечку воды за сутки, если она из крана тянется струйкой толщиной в спичку.
(Ответ: стакан наполнится водой примерно за 40 с; за сутки произойдет потеря воды ~420 кг.)
Приведя еще ряд примеров, связанных с неразумным расходованием воды в быту, делаем соответствующие выводы по ее экономии.
При изучении массы тела и плотности вещества предлагаем учащимся решить такие задачи:
Бригада механизированной колонны за один рабочий день переместила 275 м3 мокрого грунта, плотность которого 2000 кг/м3, сэкономив при этом 5 л бензина.
Вычислить массу перемещенного грунта и массу сэкономленного бензина.
Благодаря добросовестному труду каждого механизатора бригада ежегодно экономит —1500 л бензина. В тресте 50 таких бригад. Вычислить массу сэкономленного горючего всеми бригадами треста за пятилетие. (Ответ: 63 750 кг.) Сколько необходимо для него цистерн объемом 10 м3?
В VII классе беседы содержат больше информационного материала. Так, изучая теплоту сгорания топлива, знакомим учащихся с понятием вторичных энергетических ресурсов— теплоты, получаемой в ходе основных технологических процессов, которую можно использовать повторно на производственные нужды: отопление помещений, теплиц и других целей.
Рассматривая испарение жидкостей, показываем необходимость учета этого явления для экономии топлива на таких примерах
Из резервуара темного цвета емкостью в 5—10 м3 за год может испариться более 200 кг горючего. (Для уменьшения его потерь резервуары должны быть окрашены в светлые тона.)
Из цистерны с негерметичной крышкой за год может испариться ~2,5 т нефтепродуктов. (Важно следить, чтобы каждая цистерна была плотно закрыта.)
В связи с работой сельскохозяйственных машин приводим примеры, подчёркивающие необходимость беречь топливо:
1 ч холостой работы двигателя трактора К-701 —это потеря более 4 кг горючего
если при работе автомобиля теряется всего лишь одна капля бензина в секунду, то за срок службы автомашины потеря топлива составит 15 т
Далее зачитываем четверостишье:
«Как будто по капле теряем бензин,
Возьмем-ка все капли измерим.
Чтоб пищу дать новым колоннам машин,
Закроем дорогу потерям!»
и обсуждаем с учащимися вопрос уменьшения потерь горючего на транспорте.
Обращаем внимание на то, что экономия топлива зависит как от квалификации работника, так и от его добросовестного отношения к делу. Перед началом работы на любом виде транспорта необходимо проводить осмотры топливной системы, убедиться, нет ли где утечки топлива, масла. Двигатель должен быть чистым, топливная аппаратура— исправной. Следует выбирать наиболее экономичный режим работы двигателя, знать профиль пути и выдерживать оптимальную скорость движения. Особо нужно подчеркнуть, что одна из самых эффективных мер экономии топлива — использование явления инерции.
Далее обращаем внимание восьми классиков на то, что большие резервы для экономии электроэнергии имеются в каждом доме, в каждой школе. Если зря будет гореть только одна лампочка мощностью в 100 Вт в течение 10 ч, то будет израсходовано
впустую 1 кВт-ч энергии. Такого количества энергии хватило бы, чтобы выплавить 104 кг чугуна или выпечь 120 кг хлеба. Учащиеся получают такие задания:
Вычислите количество и стоимость электроэнергии, расходуемой зря в нашей школе, если считать, что в каждом учебном кабинете одна лампочка в 100 Вт горит хотя бы 1 ч без пользы.
Рассчитайте, сколько лишней электроэнергии расходуется в вашей квартире в течение недели, если лампочка мощностью в 100 Вт без необходимости будет гореть ежедневно по 10 мин? Вычислите возможную месячную экономию электрической энергии и сделайте соответствующие выводы.
В заключение отметим, что систематическое воспитание у учащихся бережного отношения к народной собственности формирует у них чувство ответственности за свой дом, колхоз и т. д. и делает их бережливыми, аккуратными и дисциплинированными.
Используемая литература:
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/ekonomicheskoe-vospitanie-starsheklassnikov-vo-vneuchebnoi-deyatelnosti-na-osnove-sistemnogo#ixzz5ewfx1Xdy