kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экономическое воспитание на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных социально - экономических условиях развития общества резко возрастает необходимость экономического воспитания подрастающего поколения. Неподготовленность населения к рыночным отношениям, их низкая экономическая грамотность, отсутствие навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развития страны порождают потребность в формировании экономической культуры всего населения, в-том числе и у школьников. От сформированности их экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.

   Воспитание у учащихся экономической культуры — важная задача школы. Мы стремимся к ее реализации как на классных, так и внеклассных занятиях и применяем с этой целью различные методы обуче­ния: беседы, решение задач и др.

Беседы, как правило, содержат кон­кретный фактический материал о тру­довой деятельности коллективов, от­дельных рабочих, добивающихся ощу­тимых результатов экономии матери­альных ресурсов и сырья. Сведения для бесед (и составления задач) под­бираем из периодической печати информационных передач радио и телевидения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экономическое воспитание на уроках физики»

Статья

Экономическое образование на уроках физики

Подготовила Вострикова Л.П

Учитель физики и математики

МКОУ «Тундутовская СОШ» РК с. Тундутово


В современных социально - экономических условиях развития общества резко возрастает необходимость экономического воспитания подрастающего поколения. Неподготовленность населения к рыночным отношениям, их низкая экономическая грамотность, отсутствие навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развития страны порождают потребность в формировании экономической культуры всего населения, в-том числе и у школьников. От сформированности их экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.

Воспитание у учащихся экономической культуры — важная задача школы. Мы стремимся к ее реализации как на классных, так и внеклассных занятиях и применяем с этой целью различные методы обуче­ния: беседы, решение задач и др.

Беседы, как правило, содержат кон­кретный фактический материал о тру­довой деятельности коллективов, от­дельных рабочих, добивающихся ощу­тимых результатов экономии матери­альных ресурсов и сырья. Сведения для бесед (и составления задач) под­бираем из периодической печати информационных передач радио и телевидения.

Ф Так, в VII классе на уроке, посвя­щенном строению вещества, обращаем внимание класса на то, что некоторые вещества встречаются в природе в ограниченном количестве. Предлагаем учащимся привести примеры таких ве­ществ. Перечисляя их, семиклассники называют (но не всегда) и воду. Сообщаем школьникам, что воду е давних времен считали даровым богат­ством, благом природы. Наши предки, поселяясь на берегах полноводных рек, чистых озер и не нуждаясь в большом количестве воды, не ощуща­ли трудностей ни с доставкой ее, ни с очисткой. Со временем рост городов, развитие производства привели к то­му, что доставка и очистка воды ста­ли крупной проблемой, требующей больших затрат, которые увеличивают­ся с каждым годом. Ставим перед классом вопрос: «Можно ли считать, что запасы воды неисчерпаемы?» Вы­слушав ответ, сообщаем, что запасы пресной воды у нас в стране велики: на душу населения ее приходится вдвое больше, чем в среднем по все­му миру. Но и расходы ее значитель­ны, особенно в сельском хозяйстве (более половины общего годового рас­

хода) и промышленности (третья его часть)', а на коммунально-бытовые нужды идет около десятой части годо­вого расхода. Предлагаем школьникам высказать свои соображения по эконо­мии пресной воды.

Вопрос об экономии воды затраги­ваем и при изучении сообщающихся со­судов. Учащиеся узнают, что если из неисправного водопроводного крана вода только лишь капает, то за сутки ее утечет 60 л.

Предлагаем решить задачу:

Пользуясь секундомером и ста­каном, объем которого 250 см3, определить утечку воды за сутки, если она из крана тянется струй­кой толщиной в спичку.

(Ответ: стакан наполнится водой примерно за 40 с; за сутки произойдет потеря воды ~420 кг.)

Приведя еще ряд примеров, связан­ных с неразумным расходованием во­ды в быту, делаем соответствующие выводы по ее экономии.

При изучении массы тела и плот­ности вещества предлагаем учащимся решить такие задачи:

Бригада механизированной ко­лонны за один рабочий день пе­реместила 275 м3 мокрого грун­та, плотность которого 2000 кг/м3, сэкономив при этом 5 л бензина.

Вычислить массу перемещенного грунта и массу сэкономленного бензина.

Благодаря добросовестному тру­ду каждого механизатора брига­да ежегодно экономит —1500 л бензина. В тресте 50 таких бригад. Вычислить массу сэко­номленного горючего всеми брига­дами треста за пятилетие. (От­вет: 63 750 кг.) Сколько необходимо для него цистерн объемом 10 м3?

В VII классе беседы содержат больше информационного материала. Так, изучая теплоту сгора­ния топлива, знакомим учащихся с по­нятием вторичных энергетических ре­сурсов— теплоты, получаемой в ходе основных технологических процессов, которую можно использовать повтор­но на производственные нужды: отоп­ление помещений, теплиц и других целей.


Рассматривая испарение жидкостей, показываем необходимость учета это­го явления для экономии топлива на таких примерах


Из резервуара темного цвета емко­стью в 5—10 м3 за год может испа­риться более 200 кг горючего. (Для уменьшения его потерь резервуары должны быть окрашены в светлые тона.)

Из цистерны с негерметичной крыш­кой за год может испариться ~2,5 т нефтепродуктов. (Важно следить, что­бы каждая цистерна была плотно за­крыта.)

В связи с работой сельскохозяйст­венных машин приводим примеры, под­чёркивающие необходимость беречь топливо:

1 ч холостой работы двигателя трак­тора К-701 —это потеря более 4 кг го­рючего

если при работе автомобиля теряет­ся всего лишь одна капля бензина в секунду, то за срок службы автомаши­ны потеря топлива составит 15 т

Далее зачитываем четверостишье:

«Как будто по капле теряем бензин,

Возьмем-ка все капли измерим.

Чтоб пищу дать новым колоннам машин,

Закроем дорогу потерям!»

и обсуждаем с учащимися вопрос уменьшения потерь горючего на транс­порте.

Обращаем внимание на то, что эко­номия топлива зависит как от квали­фикации работника, так и от его доб­росовестного отношения к делу. Перед началом работы на любом виде транс­порта необходимо проводить осмотры топливной системы, убедиться, нет ли где утечки топлива, масла. Двигатель должен быть чистым, топливная аппа­ратура— исправной. Следует выби­рать наиболее экономичный режим ра­боты двигателя, знать профиль пути и выдерживать оптимальную скорость движения. Особо нужно подчеркнуть, что одна из самых эффективных мер экономии топлива — использование яв­ления инерции.


Далее обращаем внимание восьми классиков на то, что большие резер­вы для экономии электроэнергии имеются в каждом доме, в каждой школе. Если зря будет гореть только одна лампочка мощностью в 100 Вт в течение 10 ч, то будет израсходовано

впустую 1 кВт-ч энергии. Такого коли­чества энергии хватило бы, чтобы вы­плавить 104 кг чугуна или выпечь 120 кг хлеба. Учащиеся получают та­кие задания:

Вычислите количество и стои­мость электроэнергии, расходуе­мой зря в нашей школе, если счи­тать, что в каждом учебном ка­бинете одна лампочка в 100 Вт горит хотя бы 1 ч без пользы.

Рассчитайте, сколько лишней электроэнергии расходуется в ва­шей квартире в течение недели, если лампочка мощностью в 100 Вт без необходимости будет гореть ежедневно по 10 мин? Вы­числите возможную месячную экономию электрической энергии и сделайте соответствующие вы­воды.

В заключение отметим, что система­тическое воспитание у учащихся бе­режного отношения к народной соб­ственности формирует у них чувство ответственности за свой дом, колхоз и т. д. и делает их бережливыми, ак­куратными и дисциплинированными.





Используемая литература:

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/ekonomicheskoe-vospitanie-starsheklassnikov-vo-vneuchebnoi-deyatelnosti-na-osnove-sistemnogo#ixzz5ewfx1Xdy


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экономическое воспитание на уроках физики

Автор: Вострикова Любовь Павловна

Дата: 01.03.2019

Номер свидетельства: 501890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "104205"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402676754"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока "Геометрическая резьба" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-gieomietrichieskaia-riez-ba"
    ["file_id"] => string(6) "109359"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404399392"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сравнительный анализ работы методической кафедры естественно - научного цикла"
    ["seo_title"] => string(86) "sravnitiel-nyi-analiz-raboty-mietodichieskoi-kafiedry-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "249455"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446903352"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка открытого урока на тему: "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231097"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442370912"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Слайд-шоу к уроку "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(47) "slaid-shou-k-uroku-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231098"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442371450"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства