kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная и исследовательская деятельность учащихся 7-9 классов. Часть 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке идет речь о совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся, направленной на конечный продукт этой деятельности-защита проекта и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность учащихся 7-9 классов. Часть 2.»

Формирование умений и навыков исследовательской деятельности Шмонова Т.М., учитель физики высшей категории, Лицей №3, г. Саров, Нижегородская области Shmonovatm@gmail.com

Формирование умений и навыков исследовательской деятельности

Шмонова Т.М., учитель физики высшей категории, Лицей №3, г. Саров, Нижегородская области

[email protected]

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

  • Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
  • Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности.
Проектная и исследовательская деятельность Проектная Цель Исследова-тельская реализация проектного замысла (продукт) Результат Известен заранее новые знания о явлении (объекте) Неизвестен уч-ся

Проектная и исследовательская деятельность

Проектная

Цель

Исследова-тельская

реализация проектного замысла (продукт)

Результат

Известен заранее

новые знания о явлении (объекте)

Неизвестен

уч-ся

Этапы исследования: 1. Сбор фактов. Выявление противоречий, формулировка проблемы. Постановка исследовательской задачи. 2. Построение модели исследуемого явления. Выдвижение гипотез. 3. Планирование решения задачи. 4. Реализация разработанного плана. 5. Анализ и оценка результатов, построение обобщений

Этапы исследования:

1. Сбор фактов. Выявление противоречий, формулировка проблемы. Постановка исследовательской задачи.

2. Построение модели исследуемого явления. Выдвижение гипотез.

3. Планирование решения задачи.

4. Реализация разработанного плана.

5. Анализ и оценка результатов, построение обобщений

Этапы проектной деятельности

Этапы проектной деятельности

  • Концептуализация (выбор области проектирования, выделение проблемы).
  • Целеполагание (создание идеального образа результата, постановка целей, задач).
  • Ресурсообеспечение (определение необходимых средств, возможностей).
  • Планирование (поэтапный план реализации).
  • Реализация.
  • Рефлексия
Методы и приемы исследовательской деятельности  Общелогические. Методы, применяемые во всех сферах деятельности для получения как обыденного, так и научного знания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение) Методы научного познания.  Эмпирические: наблюдение, эксперимент. Теоретические: идеализация, моделирование, мысленный эксперимент, аналогия. Специальные методы и приемы , применяемые в узкой области и одной науке. Например, калориметрический метод, спектральный анализ и т.п.

Методы и приемы исследовательской деятельности

Общелогические. Методы, применяемые во всех сферах деятельности для получения как обыденного, так и научного знания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение)

Методы научного познания. Эмпирические: наблюдение, эксперимент. Теоретические: идеализация, моделирование, мысленный эксперимент, аналогия.

Специальные методы и приемы , применяемые в узкой области и одной науке. Например, калориметрический метод, спектральный анализ и т.п.

Этапы ИД  Регулятивные  УУД 1. Постановка исследовательской задачи (формулировка проблемы исследования)  постановка новых целей; преобразование практической задачи в познавательную  2. Выдвижение гипотез, постановка цели исследования Познавательные УУД  прогнозирование, целеполагание Коммуникативные УУД сбор информации из различных источников; логические операции: сравнение, классификация, систематизация, обобщение, анализ; умение определить противоречие, проблему умение формулировать вопрос, строить речевое высказывание, аргументировать свою позицию логические операции: систематизация, обобщение, синтез умение формулировать вопрос, строить речевое высказывание, аргументировать свою позицию, проявление лидерства и согласование действий с партнером

Этапы ИД

Регулятивные УУД

1. Постановка исследовательской задачи (формулировка проблемы исследования)

постановка новых целей; преобразование практической задачи в познавательную

2. Выдвижение гипотез, постановка цели исследования

Познавательные УУД

прогнозирование, целеполагание

Коммуникативные УУД

сбор информации из различных источников; логические операции: сравнение, классификация, систематизация, обобщение, анализ; умение определить противоречие, проблему

умение формулировать вопрос, строить речевое высказывание, аргументировать свою позицию

логические операции: систематизация, обобщение, синтез

умение формулировать вопрос, строить речевое высказывание, аргументировать свою позицию, проявление лидерства и согласование действий с партнером

Этапы ИД 3. Планирование решения задачи Регулятивные  УУД  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, планирование, оценка и контроль своих действий 4. Реализация разработанного плана Познавательные УУД  волевая саморегуляция, контроль Коммуникативные УУД умение строить простые и сложные алгоритмы на основе логических действий, выбирать рациональный путь решения 5. Анализ и оценка результатов, построение обобщений  построение речевых высказываний, умение аргументировать свою позицию, согласование действий с партнером, планирование учебного сотрудничества  общеучебные умения, умение работать по алгоритму  контроль, оценка и коррекция, возможно новое целеполагание умение строить учебное взаимодействие, сотрудничество  сопоставление, классификация, обобщение, построение выводов (анализ и синтез) умение сформулировать речевое высказывание, аргументировать свою позицию

Этапы ИД

3. Планирование решения задачи

Регулятивные УУД

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, планирование, оценка и контроль своих действий

4. Реализация разработанного плана

Познавательные УУД

волевая саморегуляция, контроль

Коммуникативные УУД

умение строить простые и сложные алгоритмы на основе логических действий, выбирать рациональный путь решения

5. Анализ и оценка результатов, построение обобщений

построение речевых высказываний, умение аргументировать свою позицию, согласование действий с партнером, планирование учебного сотрудничества

общеучебные умения, умение работать по алгоритму

контроль, оценка и коррекция, возможно новое целеполагание

умение строить учебное взаимодействие, сотрудничество

сопоставление, классификация, обобщение, построение выводов (анализ и синтез)

умение сформулировать речевое высказывание, аргументировать свою позицию

Общепедагогические исследования

Общепедагогические исследования

  • Захарова, Д.И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся: Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01– Якутск, 2002.
  • Проказова, О.Н. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе: Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 – Астрахань, 2010.
  • Авгусманова, Т.В. Педагогические условия развития исследовательской деятельности старшеклассников в инновационном образовательном учреждении: Дисс … канд. пед. наук 13.00.01– Иркутск, 2003.
  • Новожилова, М.М. Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореферат дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.М. Новожилова. – Москва, 2008. – 24 с.
  • Степаненко, П.Ю. Организационно-педагогические условия реализации стратегии исследовательского обучения одаренных старшеклассников : Автореферат дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 / П.Ю. Степаненко. – Сургут, 2003. – 27 с.
Общепедагогические исследования

Общепедагогические исследования

  • Ушаков, А.А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения : Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 - Майкоп, 2008.
  • Юлпатова, Е.А. Формирование исследовательских умений старшеклассников в системе профильного обучения : Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 – Волгоград, 2007.
  • Ефимова, Е.В. Развитие исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования «школа-вуз»: Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 – Уфа, 2005.
  • Кикоть, Е.Н. Теоретические основы развития исследовательской деятельности учащихся в учебном комплексе «лицей-вуз»: Дисс... доктора пед. наук: 13.00.08 – Калининград, 2000.
  • Кожухова, М.Ю. Формирование исследовательских умений старшеклассников в научном обществе учащихся : Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 - Москва, 2004.
  • Семенова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников : Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 – Томск, 2007.
Методика преподавания физики

Методика преподавания физики

  • Старовиков, М.И. Формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения (на материале курса физики ) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 – Бийск, 2007.
  • Бойкова, А.Е. Экспериментальные задачи как средство формирования и развития исследовательских умений учащихся в процессе обучения физике: Дисс…канд. пед. наук: 13.00.02 - Санкт-Петербург, 2010.
  • Дементьева, Е.С. Формирование исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента : Дисс... канд. пед. наук: 13.00.02 – Москва, 2010.
  • Кощеева, Е.С. Развитие исследовательских умений учащихся на основе использования схемотехнического моделирования в процессе обучения физике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - Екатеринбург, 2003.
Компоненты ориентировочной основы  ИД содержательный: знания, которые нужно применить, чтобы принять исследовательскую задачу; мотивационный: интерес к предмету, желание решать эту задачу; инструментально-деятельностный: развитые ранее умения (общеучебные, в.т.ч. УУД, предметные, исследовательские).

Компоненты ориентировочной основы ИД

  • содержательный: знания, которые нужно применить, чтобы принять исследовательскую задачу;
  • мотивационный: интерес к предмету, желание решать эту задачу;
  • инструментально-деятельностный: развитые ранее умения (общеучебные, в.т.ч. УУД, предметные, исследовательские).

Закономерности  организации исследовательского обучения   Закономерность непрерывного развития ориентировочной основы исследовательской деятельности и последовательного формирования системы исследовательских элементов учебной деятельности учащихся

Закономерности организации исследовательского обучения

  • Закономерность непрерывного развития ориентировочной основы исследовательской деятельности и последовательного формирования системы исследовательских элементов учебной деятельности учащихся

Принцип систематичности и последовательности Предполагает логическое построение, как содержания, так и процесса обучения. Проектируется не отдельный урок, а система уроков в теме, разделе физики, развитие исследовательских умений в процессе обучения .

Принцип систематичности и последовательности

  • Предполагает логическое построение, как содержания, так и процесса обучения.
  • Проектируется не отдельный урок, а система уроков в теме, разделе физики, развитие исследовательских умений в процессе обучения

.

Принцип сочетания исследовательской деятельности на уроке и во внеурочных формах обучения III. Индивидуальные учебные исследования II . Внеурочная деятельность: факультативы, кружки, мастерские I . Исследовательская деятельность (её элементы) на уроке 15

Принцип сочетания исследовательской деятельности на уроке и во внеурочных формах обучения

III. Индивидуальные учебные исследования

II . Внеурочная деятельность:

факультативы, кружки, мастерские

I . Исследовательская деятельность

(её элементы) на уроке

15

Принцип целостности учебного процесса при организации исследовательской деятельности Предмет проектирования : предметное содержание, логика его развертывания; - включение учащихся в учебное исследование и его развитие; - необходимые формы взаимодействия учитель – ученик, ученик – ученик, групповые, индивидуальные, фронтальные формы обучения 15

Принцип целостности учебного процесса при организации исследовательской деятельности

Предмет проектирования :

  • предметное содержание, логика его развертывания;
  • - включение учащихся в учебное исследование и его развитие;
  • - необходимые формы взаимодействия учитель – ученик, ученик – ученик, групповые, индивидуальные, фронтальные формы обучения

15

Принцип междисциплинарной интеграции Необходимо учитывать, какие способы и приемы исследовательской деятельности используются при изучении других дисциплин. Во внеурочной деятельности могут быть исследования на материале задач междисциплинарного естественнонаучного содержания. 15

Принцип междисциплинарной интеграции

  • Необходимо учитывать, какие способы и приемы исследовательской деятельности используются при изучении других дисциплин.
  • Во внеурочной деятельности могут быть исследования на материале задач междисциплинарного естественнонаучного содержания.

15

Принцип сотрудничества учащихся и педагога в исследовательской деятельности Учитель включается в исследовательскую деятельность, организуемую на уроке, осуществляя функцию управления. Формирование сотрудничества как типа взаимоотношений в процессе исследовательской деятельности «учитель - ученик» и «ученик – ученик». Позиции учителя в организуемой исследовательской деятельности: исследователь, ведущий, координатор, эксперт. 15

Принцип сотрудничества учащихся и педагога в исследовательской деятельности

  • Учитель включается в исследовательскую деятельность, организуемую на уроке, осуществляя функцию управления.
  • Формирование сотрудничества как типа взаимоотношений в процессе исследовательской деятельности «учитель - ученик» и «ученик – ученик».
  • Позиции учителя в организуемой исследовательской деятельности: исследователь, ведущий, координатор, эксперт.

15

На уроке

На уроке

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта  Центробежная сила

Защита проекта Центробежная сила

Защита проекта

Защита проекта

Структура физической теории и ее отражение в организации учебного процесса   Следствия, применение теории Дедуктивность, доказательность, высокая степень самостоятельности учебной деятельности Эвристические, исследовательские методы обучения Ядро теории Индуктивность, кратковременность, ведущая роль учителя, низкая степень самостоятельности учебной деятельности Объяснительно-иллюстративные, проблемные методы обучения Основание теории

Структура физической теории и ее отражение в организации учебного процесса

Следствия, применение теории

Дедуктивность, доказательность, высокая степень самостоятельности учебной деятельности

Эвристические, исследовательские методы обучения

Ядро теории

Индуктивность, кратковременность, ведущая роль учителя, низкая степень самостоятельности учебной деятельности

Объяснительно-иллюстративные, проблемные методы обучения

Основание теории

Принцип контекстности Содержание учебного материала и цели обучения I. Переход в новую понятийную область Этапы исследования Под Постановка исследовательской задачи Выдвижение гипотез + рук-вом учителя Самос-тоятель-но Метод обуче-ния + Планирование решения задачи ПРОБЛЕМНЫЙ + Реализация разработанного плана II. Получение эмпирических законов, применение теории Анализ и оценка результатов, построение обобщений Постановка исследовательской задачи + + + Выдвижение гипотез + Планирование решения задачи ЭВРИСТИЧЕСКИЙ Реализация разработанного плана + Анализ и оценка результатов, построение обобщений + +

Принцип контекстности

Содержание учебного материала и цели обучения

I. Переход в новую понятийную область

Этапы исследования

Под

Постановка исследовательской задачи

Выдвижение гипотез

+

рук-вом учителя

Самос-тоятель-но

Метод обуче-ния

+

Планирование решения задачи

ПРОБЛЕМНЫЙ

+

Реализация разработанного плана

II. Получение эмпирических законов, применение теории

Анализ и оценка результатов, построение обобщений

Постановка исследовательской задачи

+

+

+

Выдвижение гипотез

+

Планирование решения задачи

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ

Реализация разработанного плана

+

Анализ и оценка результатов, построение обобщений

+

+

III. Формирование новых способов деятельнос-ти, применение теории Постановка исследовательской задачи + Выдвижение гипотез Планирование решения задачи ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ Й + Реализация разработанного плана IV. Перенос знаний и умений в новую ситуацию + Анализ и оценка результатов, построение обобщений Постановка исследовательской задачи + + Выдвижение гипотез + Планирование решения задачи ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ + Реализация разработанного плана + Анализ и оценка результатов, построение обобщений + +

III. Формирование новых способов деятельнос-ти, применение теории

Постановка исследовательской задачи

+

Выдвижение гипотез

Планирование решения задачи

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ Й

+

Реализация разработанного плана

IV. Перенос знаний и умений в новую ситуацию

+

Анализ и оценка результатов, построение обобщений

Постановка исследовательской задачи

+

+

Выдвижение гипотез

+

Планирование решения задачи

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

+

Реализация разработанного плана

+

Анализ и оценка результатов, построение обобщений

+

+

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Проектная и исследовательская деятельность учащихся 7-9 классов. Часть 2.

Автор: Шмонова Татьяна Михайловна

Дата: 05.06.2023

Номер свидетельства: 633163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Экологическое образование и проектно-исследовательская деятельность учащихся "
    ["seo_title"] => string(93) "ekologhichieskoie-obrazovaniie-i-proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "240889"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445154116"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-pri-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431961685"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Проектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятиях. "
    ["seo_title"] => string(84) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-i-vnieurochnykh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "104714"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402753020"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Развитие творческих способностей  через  проектную исследовательскую деятельность, как средство реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(126) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-chieriez-proiektnuiu-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "118482"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413141879"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Проектно-исследовательское направление "
    ["seo_title"] => string(44) "proiektno-issliedovatiel-skoie-napravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "233596"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443162340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства