Проектная и исследовательская деятельность учащихся 7-9 классов. Часть 2.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся 7-9 классов. Часть 2.
В данной разработке идет речь о совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся, направленной на конечный продукт этой деятельности-защита проекта и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности.
Общелогические. Методы, применяемые во всех сферах деятельности для получения как обыденного, так и научного знания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение)
Методы научного познания.Эмпирические: наблюдение, эксперимент. Теоретические: идеализация, моделирование, мысленный эксперимент, аналогия.
Специальные методы и приемы, применяемые в узкой области и одной науке. Например, калориметрический метод, спектральный анализ и т.п.
Этапы ИД
РегулятивныеУУД
1. Постановка исследовательской задачи (формулировка проблемы исследования)
постановка новых целей; преобразование практической задачи в познавательную
2. Выдвижение гипотез, постановка цели исследования
Познавательные УУД
прогнозирование, целеполагание
Коммуникативные УУД
сбор информации из различных источников; логические операции: сравнение, классификация, систематизация, обобщение, анализ; умение определить противоречие, проблему
умение формулировать вопрос, строить речевое высказывание, аргументировать свою позицию
умение формулировать вопрос, строить речевое высказывание, аргументировать свою позицию, проявление лидерства и согласование действий с партнером
Этапы ИД
3. Планирование решения задачи
РегулятивныеУУД
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, планирование, оценка и контроль своих действий
4. Реализация разработанного плана
Познавательные УУД
волевая саморегуляция, контроль
Коммуникативные УУД
умение строить простые и сложные алгоритмы на основе логических действий, выбирать рациональный путь решения
5. Анализ и оценка результатов, построение обобщений
построение речевых высказываний, умение аргументировать свою позицию, согласование действий с партнером, планирование учебного сотрудничества
общеучебные умения, умение работать по алгоритму
контроль, оценка и коррекция, возможно новое целеполагание
умение строить учебное взаимодействие, сотрудничество
сопоставление, классификация, обобщение, построение выводов (анализ и синтез)
умение сформулировать речевое высказывание, аргументировать свою позицию
Общепедагогические исследования
Захарова, Д.И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся: Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01– Якутск, 2002.
Проказова, О.Н. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе: Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 – Астрахань, 2010.
Авгусманова, Т.В. Педагогические условия развития исследовательской деятельности старшеклассников в инновационном образовательном учреждении: Дисс … канд. пед. наук 13.00.01– Иркутск, 2003.
Новожилова, М.М. Формирование культуры исследовательской деятельностистаршеклассников в условиях профильного обучения: Автореферат дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.М. Новожилова. – Москва, 2008. – 24 с.
Степаненко, П.Ю. Организационно-педагогические условия реализации стратегии исследовательского обучения одаренных старшеклассников : Автореферат дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 / П.Ю. Степаненко. – Сургут, 2003. – 27 с.
Общепедагогические исследования
Ушаков, А.А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения : Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 - Майкоп, 2008.
Юлпатова, Е.А. Формирование исследовательских умений старшеклассников в системе профильного обучения : Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 – Волгоград, 2007.
Ефимова, Е.В. Развитие исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования «школа-вуз»: Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 – Уфа, 2005.
Кикоть, Е.Н. Теоретические основы развития исследовательской деятельности учащихся в учебном комплексе «лицей-вуз»: Дисс... доктора пед. наук: 13.00.08 – Калининград, 2000.
Кожухова, М.Ю. Формирование исследовательских умений старшеклассников внаучном обществе учащихся : Дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 - Москва, 2004.
Старовиков, М.И. Формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения (на материале курса физики ) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 – Бийск, 2007.
Бойкова, А.Е. Экспериментальные задачи как средство формирования и развития исследовательских умений учащихся в процессе обучения физике: Дисс…канд. пед. наук: 13.00.02 - Санкт-Петербург, 2010.
Дементьева, Е.С. Формирование исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента : Дисс... канд. пед. наук: 13.00.02 – Москва, 2010.
Кощеева, Е.С. Развитие исследовательских умений учащихся на основе использования схемотехнического моделирования в процессе обучения физике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - Екатеринбург, 2003.
Компоненты ориентировочной основыИД
содержательный: знания, которые нужно применить, чтобы принять исследовательскую задачу;
мотивационный: интерес к предмету, желание решать эту задачу;
инструментально-деятельностный: развитые ранее умения (общеучебные, в.т.ч. УУД, предметные, исследовательские).
Закономерностиорганизации исследовательского обучения
Закономерность непрерывного развития ориентировочной основы исследовательской деятельности и последовательного формирования системы исследовательских элементов учебной деятельности учащихся
Принцип систематичности и последовательности
Предполагает логическое построение, как содержания, так и процесса обучения.
Проектируется не отдельный урок, а система уроков в теме, разделе физики, развитие исследовательских умений в процессе обучения
.
Принцип сочетания исследовательской деятельности на уроке и во внеурочных формах обучения
III.Индивидуальные учебные исследования
II. Внеурочная деятельность:
факультативы, кружки, мастерские
I. Исследовательская деятельность
(её элементы) на уроке
15
Принцип целостности учебного процесса при организации исследовательской деятельности
Предмет проектирования :
предметное содержание, логика его развертывания;
- включение учащихся в учебное исследование и его развитие;
- необходимые формы взаимодействия учитель – ученик, ученик – ученик, групповые, индивидуальные, фронтальные формы обучения
15
Принцип междисциплинарной интеграции
Необходимо учитывать, какие способы и приемы исследовательской деятельности используются при изучении других дисциплин.
Во внеурочной деятельности могут быть исследования на материале задач междисциплинарного естественнонаучного содержания.
15
Принцип сотрудничества учащихся и педагога в исследовательской деятельности
Учитель включается в исследовательскую деятельность, организуемую на уроке, осуществляя функцию управления.
Формирование сотрудничества как типа взаимоотношений в процессе исследовательской деятельности «учитель - ученик» и «ученик – ученик».
Позиции учителя в организуемой исследовательской деятельности: исследователь, ведущий, координатор, эксперт.
15
На уроке
Защита проекта
Защита проекта
Защита проекта
Защита проекта
Защита проекта Центробежная сила
Защита проекта
Структура физической теории и ее отражение в организации учебного процесса
Следствия, применение теории
Дедуктивность, доказательность, высокая степень самостоятельности учебной деятельности
Эвристические, исследовательские методы обучения
Ядро теории
Индуктивность, кратковременность, ведущая роль учителя, низкая степень самостоятельности учебной деятельности
Объяснительно-иллюстративные, проблемные методы обучения
Основание теории
Принцип контекстности
Содержание учебного материала и цели обучения
I. Переход в новую понятийную область
Этапы исследования
Под
Постановка исследовательской задачи
Выдвижение гипотез
+
рук-вом учителя
Самос-тоятель-но
Метод обуче-ния
+
Планирование решения задачи
ПРОБЛЕМНЫЙ
+
Реализация разработанного плана
II. Получение эмпирических законов, применение теории
Анализ и оценка результатов, построение обобщений
Постановка исследовательской задачи
+
+
+
Выдвижение гипотез
+
Планирование решения задачи
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ
Реализация разработанного плана
+
Анализ и оценка результатов, построение обобщений
+
+
III. Формирование новых способов деятельнос-ти, применение теории