Пояснительная записка
Урок физики по теме «Плотность вещества».
Важным моментом этого урока является создание благоприятной, комфортной атмосферы на уроке и деятельностный подход к обучению физики.
Форма проведения урока: урок-игра (соревнование). Все этапы урока проходят в игровой и соревновательной форме. Учащимся предлагается разделиться на четыре группы.
Урок построен таким образом, что дети могут работать группой, парами и самостоятельно.
Кульминационным моментом урока является самостоятельная работа и «заработок» собственных оценок и выставление этих оценок на общем слайде . Это вызывает особый интерес у учащихся и они начинают быстрее решать задачи. Этапы урока разработаны и спланированы так, что помимо развития речевых навыков учащихся развивается способность к логическому мышлению. При подготовке этого урока используется сигнальные карточки красных, желтых и зеленых цветов. В качестве домашнего задания учащимся предлагается выполнение домашнего эксперимента.
Выполнение таких экспериментальных заданий развивает способности учащихся и позволяет всем ученикам, даже очень слабо подготовленным выполнить задание учителя .
Урок считаю интересным и результативным, т.к. все учащихся в классе привлекаются к работе, соревнуются друг с другом и в конце урока видят результативность своих работ.
Урок по физике для 7 класса «Плотность вещества»
Разработана учителем физики МОУ СОШ №20 г.Сочи Варданян Н.А.__
Образовательные:
а) Ознакомить учащихся с такой характеристикой вещества, как плотность,
выяснить физический смысл плотности; в) Сформировать умения и навыки применения своих знаний в жизни.
Развивающие:
а) развитие познавательной активности учащихся, интереса к
предмету, логического мышления;
б) формирование умения осмысленно работать над заданием.
Воспитательные:
а) продолжать вырабатывать внимание, активность,
самостоятельность;
б) формирование навыков самоконтроля.
Тип урока:
по назначению - урок сообщения новых знаний;
по содержанию - урок изучения свойств вещества.
по методам - урок- беседа, электронный урок.
по месту проведения - урок в кабинете физики.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация по теме
«Плотность вещества»; рычажные весы; несколько тел равного объема, но разной плотности (например, металлический, деревянный, пластмассовый и пенопластовый шарики)
Демонстрация: взвешивание тел одного объема, но различных масс.
Ход урока
Этапы урока | Время, мин | Слайды | Приемы и методы |
1.Сообще-ние темы и целей | 3мин | | Сообщение учителя |
2.Фронтальный опрос | 7 мин | | Вопросы учителя. |
3.Игра «Думай быстрее» | 2 мин | | Работа на интерактивной доске Ответы игры «Думай быстрее» 1-1 2-2 3-3 4-4 5-5 6-6 7-7 (Можно выстроить любой последовательностью |
4.Объяснение нового материала | 13 мин | | Работа с презентиацией |
| | |
5..Закрепление нового материала в игровой форме | 10 | | Решение учащимися разноуровневых текстовых заданий , работа с карточками. Выставление оценок на слайде по соответствующим цветам карточек. |
6. Подведение итогов урока с указанием домашнего задания. | 5 | | |
Ход урока
1.Организационный момент. Слайд 1.
Учитель:- Здравствуйте, я приглашаю вас на урок физики и хочу начать его со стихотворения. Внимательно его прослушайте и ответьте, почему я вам прочитала это стихотворение?
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…
Ученик: - Потому что здесь говорится про открытия, а многие открытия связаны с физикой.
Учитель: - Да, это стихотворение об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Причем к этому открытию вы придете сами
Экспериментальная работа. Класс делится на 4 группы.
Давайте попробуем ответить на вопросы : Могут ли?
Группа №1: тела разных размеров иметь одинаковую массу;
Группа №2: тела одинаковых размеров иметь разную массу;
Группа №3: тела разных размеров иметь разную массу;
Группа №4: тела одинаковых размеров иметь одинаковую массу.
Результаты эксперимента оформите, используя шаблон:
Группа №1 | Группа №2 | Группа №3 | Группа №4 |
Да, могут | Да , могут | Да , могут | Да, могут |
2.Фронтальный опрос по домашнему заданию. Слайд 2.
Вопросы учителя:
-Но вначале давайте повторим пройденное, ответив на вопросы:
Какую физическую величину называют массой?
Как обозначается масса тела и в каких единицах она измеряется в системе СИ?
Какие ещё единицы массы Вы знаете кроме кг?
Какой буквой обозначается объем тела?
В каких ед. измеряется объем тела в системе СИ, и какова связь между м и см³
Как связаны между собой кг и г.
Правила взвешивания.
Как найти объем тела. Если известна ширина, длина и высота тела, записать формулу.
Учитель : А теперь поиграем на интерактивной доске . Отвечайте на вопросы, с левой колонки . Подсказка: все начинаются с буквой М. Слайд 3.
С левой стороны записываются вопросы: С левой стороны записываются ответы:
Физическая величина 1. Масса
Ф М
изическое тело 2. Маятник
Вещество 3. Медь
Физическое явление 4. Молния
Раздел физики 5.Механика
Единица измерения 6. Метр
Профессия, имеющая 7.Музыкант
отношение к физике
3.Изучение основного материала. Слайд 4.
Учитель: Из чего состоят окружающие тела?
Учитель: Из чего состоят окружающие тела?
Учащиеся: Из различных веществ: пластика, дерева, резины, железа и т.д.
Учитель: Как вы думаете, зависит ли масса тела от вещества, из которого оно состоит?
Учащиеся: Да, зависит. Если к примеру, сравнить два одинаковых по размеру ведра, одно из которых железное, а другое пластмассовое, то явно обнаруживается, что железное
ведро тяжелее.
Учитель: Давайте рассмотрим следующие демонстрации по взвешиванию тел равного
объема.
1.Демонстрация тел равных объемов с разными массами.
2. Демонстрация тел с разными объемами и с равными массами.
Вывод: вещества, в силу разного строения, в равных объемах имеют разные массы.
Физическая величина, которая показывает, чему равна масса вещества в единице объема, называется плотностью вещества.
Учитель: Найдем правило перевода из одной размерности плотности в другую: т.к.
1г = 0,001 кг , а см3 = 0,000001м3, то
1 г ̸см3 =0,001 кг ̸ 0,000001 м3 = 1000 кг̸ м3 Слайд 5.
Учитель :Очень важно знать , что одно и то же вещество в различных состояниях имеет различную плотность. Слайд 6.
Например вода .
Плотность воды | Плотность льда | Плотность водяного пара |
1000 кг̸ м3 | 900 кг̸ м3 | 0,59 кг̸ м3 (при 00 С) |
Учитель: Плотность твердых, жидких и газообразных веществ является табличной величиной. Поэтому при решении задач можно пользоваться таблицами № 2,3,4 учебника.
Учитель:
Интересно знать что ... Слайд 7.
Искусственный лед-
Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3.
Плотность крови человека 1050 кг/м3.
Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. (Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела?)
Плотность – замечательная характеристика!
Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела.
4.3акрепление нового материала.
1.Проверим и повторим наши знания по переводам единиц. К интерактивной доске приглашаются 2 уч-ся. Слайд 8
Переведи в СИ | Ответы |
| |
2. Работа с разноуровневыми карточками (красные, желтые и зеленые сигнальные карточки).
Трое помощников занимают места у табличек: 1 группа, 2 группа, 3 группа (Даются названия каждому ряду).
Это дети , которые хорошо разбираются и решают задачи. Они являются помощниками учителя. Они помогают учителю проверять задания, выполняемые учащимися.Учащиеся, выполняя задания, сигнальными карточками оповещают помощникам. В специальных карточках помощники отмечают знаками «+» и «-», количество выполняемых заданий и сообщают учителю. Учитель выставляет соответствующие отметки оценок на слайде 8. Каждый ученик может следить за своими отметками.
Следующий слайд можно сделать на отдельной презентации и открывать в момент , когда уч-ся сдают задания помощникам. В соответствующей клеточке выставляется оценка «+» или «-». Условия игры:
Каждый ученик проходит три уровня : зеленый, желтый, красный.
Не решив «зеленую» задачу , он не может перейти к другим цветам.
В последнем столбике выставляется итоговая оценка урока, учитывая решенные задачи и активность уч-ся на уроке.
Учитель заранее вносит список класса в таблицу на слайде.
Задания на зеленых карточках - на «3»
Выразите в килограммах массы тел; 2,5 т; 0,25 г; ЗООг; 150мг; ЗОг, 3000г.
Найдите в учебнике таблицу плотностей. По этой таблице определите и запишите
плотность воды, выраженную в кг/м3
Задания на зеленых карточках - на «3»
1.Объем керосина в цистерне 100м3. Определите массу керосина.
2.Масса чугунного шара 800г, его объем 125 см3. Определите массу керосина.
Задачи на красных карточках- на «5».
Чему равна масса железного листа длиной 1м, шириной 80см, толщиной 1мм?
Кусочек сахара имеет размеры а= 2,5 см, в= 1 см, с= 0,5см. Его масса 0,32 г. Определите плотность сахара.
Итоги урока. Выставление оценок на Сладе 8.
6. Домашнее задание.
Учебник : Перышкина А.В. «Физика-7» §21 , вопросы к параграфу; задачи №№ 245,252,256 (В.И.Лукашик\ Е.В.Иванова «Сборник задач по физике 7-9»
Домашний эксперимент: «Определение массы воздуха в комнате»
Измерьте длину а, ширину b и высоту с вашей комнаты.
Вычислите объем комнаты: V = а. в. с
Вычислите массу воздуха в вашей комнате по формуле: m= р . V,
где р = 1,3 кг/м.
4.Составить чертеж комнаты, где проводится домашний эксперимент.
Список используемой литературы:
1.Физика 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин.- М.: Дрофа, 2009 г.
2.Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З. В. Александрова . др. – 2-е изд. , стереотип. - М. : Издательство « Глобус» , 2010 г.
4.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/450/78450626_2222299_koshka_i_mishka.jpg
2.http://newton-yar.ru/photos/catalog/ct/1430.jpg
3.http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif
4. http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/43ed52f1-ebb8-7ace-d4a9-a784f4360ee0/0200301.gif
5. http://microscopesindustry.com/images/Beaume%20Hydrometer.jpg
6. http://nauroki.ru/upload/forum/a99b84879fbfcc6eefbdb25825505081.jpg.jpg