Оборудование: мензурка с водой массой 100 гр., гиря массой 100 гр., бруски деревянный и стальной, весы, вата.
План.
Организационный этап
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний
Из чего состоят вещества?
Как расположены молекулы в различных агрегатных состояниях?
Сообщение темы и цели урока
Этап усвоения новых знаний
На каком уроке пользовались понятием «плотность»?
Демонстрация: комок ваты. Как расположены молекулы?
Распушим вату. Как изменилось состояние между молекулами? ( увеличилось, масса не изменилась).
Какой стал объем? (больше). Какая плотность?
Составим схему:
Расстояние между молекулами большое
Объем большой плотность маленькая масса маленькая
Обратно пропорциональная зависимость прямо пропорциональная зависимость
Оторвём маленький кусочек ваты и распушим его так, чтобы объемы стали одинаковыми. В каком комочке плотность стала меньше? Где масса меньше? ( продолжим запись в схеме).
Запишем обозначения:
V - объём
P – плотность
Используя схему запишем формулы:
Единицы измерения:
Объём – м3, см3.
Плотность – кг/м3, г/см3. 1л =10м-3
Плотность показывает, чему равна масса вещества объемом 1м3.
На странице 218 рассмотрим таблицы «Плотности твердых тел, жидкостей и газов».
Сравним плотности различных веществ. Что означают данные в таблице?
Сравнить числовые значения плотности при различных единицах измерения.
Где учитывается плотность тела на практике?
Рис. Автомашина с дровами. Как определить объём дров?
Рис. Цистерна с нефтью. Найти массу нефти.
Плотность сметаны меньше, чем плотность воды. Поэтому масса 1л сметаны меньше 1 кг.
Это нужно учитывать при покупке сметаны.
Закрепление.
Возьмем мензурку с водой массой 100г и стальную гирю массой 100 гр. Используя схему, сказать, плотность чего больше и проверить ответ с помощью таблицы.
Сравним плотности деревянного и стального цилиндра одинакового объема, но разной массы. Проверим по таблице.