Рабочая программа по физике 7-9 кл. (по УМК Перышкина)
Рабочая программа по физике 7-9 кл. (по УМК Перышкина)
Программа по физике для 7-9 классов составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, рабочей программы, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта, опубликованной в сборнике «Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А.В. Перышкина, Е.М. Гутник: учебно-методическое пособие/ Н.В. Филонович, Е.М. Гутник.-М.: Дрофа, 2017.-76с»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7-9 кл. (по УМК Перышкина)»
1. Пояснительная записка
Программа по физике для 7-9 классов составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, рабочей программы, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта, опубликованной в сборнике «Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А.В. Перышкина, Е.М. Гутник: учебно-методическое пособие/ Н.В. Филонович, Е.М. Гутник.-М.: Дрофа , 2017.-76с»
1.1. Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:
1)в направлении личностного развития:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
2)в метапредметном направлении:
овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;
3) в предметном направлении:
овладение учащимися системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни; освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в структуре естественнонаучного знания и культуры в целом, в создании современной научной картины мира;
формирование умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; понимание структурно-генетических оснований дисциплины.
1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план на изучении физики в основной школе отводит: в 7 классе – 2 часа (68 часов за учебный год), в 8 классе – 2 часа (68 часов за учебный год),в 9 классе – 3 часа (102 часа за учебный год).
1.3. Достижения обучающимися планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) освоения программы
Изучение физики в основной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.
2) в метапредметном направлении:
1) личностные;
2) регулятивные, включающие также действиясаморегуляции;
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
ПознавательныеУУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.
ОбщеучебныеУУД включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
3) в предметном направлении:
знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
описывать и объяснять физические явления;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
решать задачи на применение физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.
1.4. Содержание учебного предмета
7 класс.
Введение (4 часа)
Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физические величины. Погрешности измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
Строение вещества. Молекулы. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различия в строении веществ.
Фронтальная лабораторная работа.
Определение размеров малых тел
Взаимодействие тел (23 часа).
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь силы и массы. Динамометр. Сложение сил. Сила трения. Трение скольжения, качения и покоя. Трение в природе и технике.
Фронтальные лабораторные работы.
Измерение массы тела на рычажных весах
Измерение объема тел
Определение плотности твердого тела
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Измерение силы трения с помощью динамометра.
Давление твердых тел, жидкостей и газов(21 час).
Давление. Единицы давления. Способы изменения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы.
Определение выталкивающей силы
Выяснение условий плавания тел
Работа и мощность. Энергия(13 часов).
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. «Золотое правило» механики. Цент тяжести. Равенство работ при использовании механизмов. Коэффициент полезного действия. Энергия. Превращение энергии. Закон сохранения энергии.
Фронтальные лабораторные работы.
Выяснение условия равновесия рычага
Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости
Резервное время (1 час)
8 класс
Тепловые явления (23 часа).
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин
Фронтальные лабораторные работы.
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры
Измерение удельной теплоемкости твердого тела
Измерение относительной влажности воздуха
Электрические явления (29 часов).
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
Фронтальные лабораторные работы.
Сборка э/цепи и измерение силы тока в ее различных участках
Измерение напряжения на различных участках цепи
Регулирование силы тока реостатом
Определение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе
Электромагнитные явления (5 часов).
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Фронтальные лабораторные работы.
Сборка электромагнита и испытание его действия
Изучение электрического двигателя постоянного тока
Световые явления (10 часов).
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальная лабораторная работа.
Получение изображений при помощи линзы.
Резервное время (1 час)
9 класс.
Законы взаимодействия и движения тел(34 часа).
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение перемещение. Графики зависимостей кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы.
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Измерение ускорения свободного падения
Механические колебания и волны. Звук (15 часов)
Колебательное движение. Колебание груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Фронтальные лабораторные работы.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины
Электромагнитное поле (25 часа).
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных волн на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы.
Изучение явления ЭМИ
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания
Строение атома и атомного ядра (20 часов).
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа, бета и гамма излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения дляальфа, бета распадов при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков
Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
Строение и эволюция Вселенной ( 5часов).
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Резервное время (3часов)
1.5. Тематическое планирование
7 класс
Основное содержание
Основные виды учебной деятельности
Физика и ее роль в познанииокружающего мира (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения, их различие.
Понятие о физической величине. Международнаясистема единиц. Простейшие измерительныеприборы. Цена деления шкалы прибора. Нахождение погрешности измерения.Современные достижения науки. Роль физикии ученых нашей страны в развитии технического
прогресса. Влияние технологических процессовна окружающую среду.
Лабораторная работа
1. Определение цены деления измерительного
прибора.
Темы проектов1
«Физические приборы вокруг нас», «Физическиеявления в художественных произведениях(А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Е. Н. Носова, Н. А. Некрасова)», «Нобелевские лауреатыв области физики»
——Объяснять, описывать физические явления,отличать физические явления от химических;
——проводить наблюдения физических явлений,анализировать и классифицировать их;
——записывать результат измерения с учетомпогрешности;
——работать в группе;
——составлять план презентации
Первоначальные сведения о строениивещества (6 ч)
Представления о строении вещества. Опыты,подтверждающие, что все вещества состоят изотдельных частиц. Молекула — мельчайшая
частица вещества. Размеры молекул. Диффузияв жидкостях, газах и твердых телах. Связьскорости диффузии и температуры тела. Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел.Агрегатные состояния вещества. Особенности
трех агрегатных состояний вещества. Объяснениесвойств газов, жидкостей и твердых тел на основемолекулярного строения.
Зачетпо теме «Первоначальные сведения о строениивещества».
Лабораторная работа
2. Измерение размеров малых тел.
Темы проектов
«Зарождение и развитие научных взглядово строении вещества», «Диффузия вокруг нас»,
«Удивительные свойства воды»
——Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкиваниямолекул;
——объяснять: физические явления на основезнаний о строении вещества, броуновское движение, основные свойства молекул, явление диффузии, зависимость скорости протекания диффузии
——сравнивать размеры молекул разных веществ:воды, воздуха;
——анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;
——приводить примеры диффузии в окружающеммире, практического использования свойстввеществ в различных агрегатных состояниях;
——наблюдать и исследовать явление смачиванияи несмачивания тел, объяснять данные явленияна основе знаний о взаимодействии молекул;
——доказывать наличие различия в молекулярномстроении твердых тел, жидкостей и газов;
——применять полученные знания при решениизадач;
——измерять размеры малых тел методом рядов,различать способы измерения размеров малых тел;
——представлять результаты измерений в видетаблиц;
——работать в группе
Взаимодействие тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория движениятела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения.Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Определение скорости. Определение пути,пройденного телом при равномерном движении,по формуле и с помощью графиков. Нахождениевремени движения тел.Явление инерции. Проявление явления инерциив быту и технике. Изменение скорости тел привзаимодействии. Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела. Определение массы тела в результате его взаимодействия сдругими телами. Выяснение условий равновесияучебных весов. Плотность вещества. Изменение
плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Определениемассы тела по его объему и плотности, объематела по его массе и плотности.Изменение скорости тела при действии на негодругих тел. Сила — причина изменения скоростидвижения, векторная физическая величина.
Графическое изображение силы. Сила — меравзаимодействия тел. Сила тяжести. Наличиетяготения между всеми телами. Зависимость
силы тяжести от массы тела. Свободное падениетел. Возникновение силы упругости. Природасилы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Закон Гука. Вес тела.Вес тела — векторная физическая величина.Отличие веса тела от силы тяжести. Сила тяжести на других планетах.Изучение устройства динамометра. Измерениясил с помощью динамометра. Равнодействующаясил. Сложение двух сил, направленных по одной
прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействующей двух сил. Сила трения. Измерение силытрения скольжения. Сравнение силы тренияскольжения с силой трения качения. Сравнениесилы трения с весом тела. Трение покоя. Рольтрения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения.
Контрольные работы
по темам «Механическое движение», «Масса»,«Плотность вещества»;
по темам «Вес тела», «Графическое изображениесил», «Силы», «Равнодействующая сил».
Лабораторные работы
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела.
5. Определение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение силдинамометром.
7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкасающихся тел и прижимающей силы.
Темы проектов
«Инерция в жизни человека», «Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной системы»,
«Сила в наших руках», «Вездесущее трение»
——Определять: траекторию движения тела; тело,относительно которого происходит движение;среднюю скорость движения заводного автомобиля; путь, пройденный за данный промежуток
времени; скорость тела по графику зависимостипути равномерного движения от времени; плотность вещества; массу тела по его объему
и плотности; силу тяжести по известной массетела; массу тела по заданной силе тяжести;зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;
——доказывать относительность движения тела;
——рассчитывать скорость тела при равномерноми среднюю скорость при неравномерном движении, силу тяжести и вес тела, равнодействующуюдвух сил;
——различать равномерное и неравномерноедвижение;
——графически изображать скорость, силу и точку ее приложения;
——находить связь между взаимодействием тели скоростью их движения;
——устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;
——различать инерцию и инертность тела;
——определять плотность вещества;
——рассчитывать силу тяжести и вес тела;
——выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства);
——приводить примеры взаимодействия тел,
приводящего к изменению их скорости; проявления явления инерции в быту; проявления тяготения в окружающем мире; видов деформации,встречающихся в быту; различных видов трения;
——называть способы увеличения и уменьшениясилы трения;
——рассчитывать равнодействующую двух сил;
——переводить основную единицу пути в км, мм,см, дм; основную единицу массы в т, г, мг;значение плотности из кг/м3 в г/см3;
——выражать скорость в км/ч, м/с;
——анализировать табличные данные;
——работать с текстом учебника, выделять глав
ное, систематизировать и обобщать полученные
сведения о массе тела;
——проводить эксперимент по изучению механи-
ческого движения, сравнивать опытные данные;
——экспериментально находить равнодействующую двух сил;
——применять знания к решению задач;
——измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра; плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра; силутрения с помощью динамометра;
——взвешивать тело на учебных весах и с ихпомощью определять массу тела;
——пользоваться разновесами;
——градуировать пружину;
——получать шкалу с заданной ценой деления;
——анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;
——представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;
——работать в группе
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Формула для нахождения давления.Единицы давления. Выяснение способов изменения давления в быту и технике. Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры.Различия между твердыми телами, жидкостямии газами. Передача давления жидкостью и газом.
Закон Паскаля. Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Обоснование расположения поверхностиоднородной жидкости в сообщающихся сосудах
на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью — на разных уровнях. Устройство и действие шлюза.Атмосферное давление. Влияние атмосферногодавления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферногодавления. Определение атмосферного давления.Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосферадавит на окружающие предметы. Знаком-
ство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологическихнаблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах.Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров. Принципдействия поршневого жидкостного насоса и гидравлическогопресса. Физические основы работыгидравлического пресса.Причины возникновения выталкивающей силы.Природа выталкивающей силы. Закон Архимеда.Плавание тел. Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость отего плотности. Физические основы плаваниясудов и воздухоплавания. Водный и воздушныйтранспорт.
Кратковременные контрольные работы
по теме «Давление твердого тела»;
по теме «Давление в жидкости и газе. ЗаконПаскаля».
Зачет
по теме «Давление твердых тел, жидкостейи газов»
Лабораторные работы
8. Определение выталкивающей силы, действующейна погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Темы проектов
«Тайны давления», «Нужна ли Земле атмосфера», «Зачем нужно измерять давление», «Выталкивающая сила»
——Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры;подтверждающие существование выталкивающейсилы; увеличения площади опоры для уменьшения давления; сообщающихся сосудов в быту,применения поршневого жидкостного насосаи гидравлического пресса, плавания различных
тел и живых организмов, плавания и воздухоплавания;
——вычислять давление по известным массеи объему, массу воздуха, атмосферное давление,силу Архимеда, выталкивающую силу по данным эксперимента;
——выражать основные единицы давления в кПа,гПа;
——отличать газы по их свойствам от твердых тели жидкостей;
——объяснять: давление газа на стенки сосуда наоснове теории строения вещества, причинупередачи давления жидкостью или газом во всестороны одинаково, влияние атмосферногодавления на живые организмы, измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли, изменение атмосферного давления по мере
увеличения высоты над уровнем моря, причиныплавания тел, условия плавания судов, изменение осадки судна;
——анализировать результаты экспериментапо изучению давления газа, опыт по передачедавления жидкостью, опыты с ведерком Архимеда;
——выводить формулу для расчета давленияжидкости на дно и стенки сосуда, для определения выталкивающей силы;
——устанавливать зависимость изменения давления в жидкости и газе с изменением глубины;
——сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;
——наблюдать опыты по измерению атмосферногодавления и делать выводы;
——различать манометры по целям использования;
——устанавливать зависимость между изменениемуровня жидкости в коленах манометра и давле-
нием;
——доказывать, основываясь на законе Паскаля,
существование выталкивающей силы, действующей
на тело;
——указывать причины, от которых зависит сила
Архимеда;
——работать с текстом учебника, анализировать
формулы, обобщать и делать выводы;
——составлять план проведения опытов;
——проводить опыты по обнаружению атмосфер-
ного давления, изменению атмосферного давле-
ния с высотой, анализировать их результаты
и делать выводы;
——проводить исследовательский эксперимент:
по определению зависимости давления от
действующей
силы, с сообщающимися сосудами,
анализировать результаты и делать выводы;
——конструировать прибор для демонстрации
гидростатического давления;
——измерять атмосферное давление с помощьюбарометра-анероида, давление с помощью манометра;
——применять знания к решению задач;
——опытным путем обнаруживать выталкивающеедействие жидкости на погруженное в неетело; выяснить условия, при которых тело плавает,всплывает, тонет в жидкости;
——работать в группе
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Механическая работа, ее физический смысл.Мощность — характеристика скорости выполнения работы. Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы — физическая величина, характеризующая действие силы.Правило моментов. Устройство и действие рычажных весов.Подвижный и неподвижный блоки — простыемеханизмы. Равенство работ при использовании
простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. Статика — раздел механики,изучающий условия равновесия тел. Условияравновесия тел.Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение КПДнаклонной плоскости.
Энергия. Потенциальная энергия. Зависимостьпотенциальной энергии тела, поднятого надземлей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетическойэнергии от массы тела и его скорости. Перехододного вида механической энергии в другой.Переход энергии от одного тела к другому.
Зачет
по теме «Работа и мощность. Энергия».
Лабораторные работы
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела понаклоннойплоскости.
Темы проектов
«Рычаги в быту и живой природе», «Дайте мнеточку опоры, и я подниму Землю»
——Вычислять механическую работу, мощностьпо известной работе, энергию;
——выражать мощность в различных единицах;
——определять условия, необходимые для совершения механической работы; плечо силы; центртяжести плоского тела;
——анализировать мощности различных приборов; опыты с подвижным и неподвижным блоками; КПД различных механизмов;
——применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза;
——сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;
——устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем; междуработой и энергией;
——приводить примеры: иллюстрирующие, какмомент силы характеризует действие силы, зависящееи от модуля силы, и от ее плеча; применения неподвижного и подвижного блоков на практике; различных видов равновесия, встречающихся в быту; тел, обладающих одновременно икинетической, и потенциальной энергией; превращения энергии из одного вида в другой;
——работать с текстом учебника, обобщатьи делать выводы;
——устанавливать опытным путем, что полезнаяработа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;
——проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; правило моментов;
——работать в группе;
——применять знания к решению задач;
——демонстрировать презентации;
——выступать с докладами;
——участвовать в обсуждении докладов и презентаций
Резервное время (1 ч)
8 класс
Основное содержание
Основные виды учебной деятельности
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Особенности движениямолекул. Связь температуры тела и скоростидвиженияего молекул. Движение молекулв газах, жидкостях и твердых телах. Превращение энергии тела в механических процессах.Внутренняяэнергия тела. Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над
ним или ее уменьшение при совершении работытелом. Изменение внутренней энергии телапутем теплопередачи. Теплопроводность. Различие теплопроводностей различных веществ.Конвекция в жидкостях и газах. Объяснениеконвекции. Передача энергии излучением.Особенности видов теплопередачи.Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Формуладля расчета количества теплоты, необходимого
для нагревания тела или выделяемого им приохлаждении. Устройство и применение калориметра.Топливо как источник энергии. Удельная теплотасгорания топлива. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Закон сохранения механической энергии.Превращение механической энергии во внутреннюю.Превращение внутренней энергиив механическую. Сохранение энергии в тепловыхпроцессах. Закон сохранения и превращенияэнергии в природе.Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и отвердевание. Температура плавления. График плавления и отвердеваниякристаллических тел. Удельная теплота плавления. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества. Формула для расчета количества
теплоты, необходимого для плавления тела иливыделяющегося при его кристаллизации.Парообразование и испарение. Скорость испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Особенности процессов испаренияи конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации
пара. Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Физическийсмысл удельной теплоты парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. Гигрометры:конденсационный и волосной. Психрометр.Работа газа и пара при расширении. Тепловыедвигатели. Применение закона сохранения
и превращения энергии в тепловых двигателях.Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Экологические проблемы при использовании ДВС. Устройство и принцип действия паровой турбины. КПД тепловогодвигателя.
Контрольные работы
по теме «Тепловые явления»;
по теме «Агрегатные состояния вещества».
Лабораторные работы
1. Определение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Определение удельной теплоемкости твердоготела.
3. Определение относительной влажности воздуха.
Темы проектов
«Теплоемкость веществ, или Как сварить яйцов бумажной кастрюле», «Несгораемая бумажка,или Нагревание в огне медной проволоки, обмотанной бумажной полоской», «Тепловые двигатели, или Исследование принципа действия тепловой машины на примере опыта с анилином и водой в стакане», «Виды теплопередачи в быту
и технике (авиации, космосе, медицине)», «Почемуоно все электризуется, или Исследованиеявлений электризации тел»
——Различать тепловые явления, агрегатные состояния вещества;
——анализировать зависимость температуры телаот скорости движения его молекул, табличныеданные, график плавления и отвердевания;
——наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах;
——приводить примеры: превращения энергиипри подъеме тела и при его падении, механической энергии во внутреннюю; изменения внутренней энергии тела путем совершения работыи теплопередачи; теплопередачи путем теплопроводности,конвекции и излучения; применения на практике знаний о различной теплоемкостивеществ; экологически чистого топлива;подтверждающие закон сохранения механической энергии; агрегатных состояний вещества;явлений природы, которые объясняются конденсациейпара; использования энергии, выделяемойпри конденсации водяного пара; влияния влажности воздуха в быту и деятельностичеловека; применения ДВС на практике;примененияпаровой турбины в технике;
Процессовплавления и кристаллизациивеществ;
——объяснять: изменение внутренней энергиитела, когда над ним совершают работу или телосовершает работу; тепловые явления на основемолекулярно-кинетической теории; физическийсмысл: удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплотыпарообразования; результаты эксперимента;процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений;особенности молекулярного строения газов,жидкостей и твердых тел; понижение температуры жидкости при испарении; принцип работыи устройство ДВС;
——экологические проблемы использования ДВСи пути их решения; устройство и принцип работы паровой турбины;
——классифицировать: виды топлива по количеству теплоты, выделяемой при сгорании; приборы для измерения влажности воздуха;
——перечислять способы изменения внутреннейэнергии;
——проводить опыты по изменению внутреннейэнергии;
——проводить исследовательский экспериментпо теплопроводности различных веществ;по изучению плавления, испарения и конденсации, кипения воды;
——сравнивать виды теплопередачи; КПД различных машин и механизмов;
——устанавливать зависимость между массой телаи количеством теплоты; зависимость процессаплавления от температуры тела;
——рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им приохлаждении, выделяющееся при кристаллизации, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы;
——применять знания к решению задач;
——определять и сравнивать количество теплоты,отданное горячей водой и полученное холоднойпри теплообмене;
——определять удельную теплоемкость вещества исравнивать ее с табличным значением;
——измерять влажность воздуха;
——представлять результаты опытов в виде таблиц;
——анализировать причины погрешностей измерений;
——работать в группе;
——выступать с докладами, демонстрировать презентации
Электрические явления (29 ч)
Электризация тел. Два рода электрическихзарядов. Взаимодействие одноименно и разноименнозаряженных тел. Устройство электроскопа. Понятия об электрическом поле. Поле какособый вид материи. Делимость электрическогозаряда. Электрон — частица с наименьшимэлектрическим зарядом. Единица электрическогозаряда. Строение атома. Строение ядра атома.Нейтроны. Протоны. Модели атомов водорода,гелия, лития. Ионы.Объяснение на основе знаний о строении атомаэлектризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного телак другому. Закон сохранения электрическогозаряда. Деление веществ по способности проводить электрический ток на проводники, полупроводникии диэлектрики. Характерная особенность полупроводников.Электрический ток. Условия существования
электрического тока. Источники электрическоготока. Электрическая цепь и ее составные части.Условные обозначения, применяемые на схемахэлектрических цепей. Природа электрическоготока в металлах. Скорость распространенияэлектрического тока в проводнике. Действияэлектрического тока. Превращение энергии
электрического тока в другие виды энергии.Направление электрического тока.Сила тока. Интенсивность электрического тока.
Формула для определения силы тока. Единицысилы тока. Назначение амперметра. Включениеамперметра в цепь. Определение цены деленияего шкалы. Электрическое напряжение, единицанапряжения. Формула для определения напряжения. Измерение напряжения вольтметром.Включение вольтметра в цепь. Определение ценыделения его шкалы. Электрическое сопротивление. Зависимость силы тока от напряжения при
постоянном сопротивлении. Природа электрического сопротивления. Зависимость силы тока отсопротивления при постоянном напряжении.Закон Ома для участка цепи. Соотношениемежду сопротивлением проводника, его длинойи площадью поперечного сечения. Удельноесопротивление проводника. Принцип действия
и назначение реостата. Подключение реостатав цепь.
Последовательное соединение проводников.Сопротивление последовательно соединенныхпроводников. Сила тока и напряжение в цепипри последовательном соединении. Параллельное соединение проводников. Сопротивлениедвух параллельно соединенных проводников.Сила тока и напряжение в цепи при параллель-
ном соединении.Работа электрического тока. Формула длярасчетаработы тока. Единицы работы тока.Мощность электрического тока. Формула длярасчета мощности тока. Формула для вычисления работы электрического тока через мощность и время. Единицы работы тока, используемые на практике. Расчет стоимости израсходованной электроэнергии. Формула для расчетаколичества теплоты, выделяемого проводникомпри протекании по нему электрическоготока.Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Работа электрическогополя конденсатора. Единица электроемкостиконденсатора. Различные виды ламп, используемыев освещении. Устройство лампы накаливания.Тепловое действие тока. Электрические нагревательные приборы. Причины перегрузки в цепи и короткого замыкания.Предохранители.
Кратковременная контрольная работа
по теме «Электризация тел. Строение атома».
Контрольные работы
по темам «Электрический ток. Напряжение»,«Сопротивление. Соединение проводников»;по темам «Работа и мощность электрическоготока», «Закон Джоуля—Ленца», «Конденсатор».
Лабораторные работы
4. Сборка электрической цепи и измерение силытока в ее различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6. Измерение силы тока и его регулированиереостатом.
7. Измерение сопротивления проводника припомощи амперметра и вольтметра.
8. Измерение мощности и работы тока в электрическойлампе.
Темы проектов
«Почему оно все электризуется, или Исследование явлений электризации тел», «Электрическоеполе конденсатора, или Конденсатор и шарик отнастольного тенниса в пространстве между
пластинами конденсатора», «Изготовлениеконденсатора», «Электрический ветер», «Светящиесяслова», «Гальванический элемент»,«Строениеатома, или Опыт Резерфорда»
——Объяснять: взаимодействие заряженных тели существование двух родов электрическихзарядов; опыт Иоффе—Милликена; электризацию тел при соприкосновении; образованиеположительных и отрицательных ионов;устройствосухого гальванического элемента;особенности электрического тока в металлах,назначение источника тока в электрическойцепи; тепловое, химическое и магнитное действиятока; существование проводников, полупроводников и диэлектриков на основе знаний
строения атома; зависимость интенсивностиэлектрического тока от заряда и времени; причинувозникновения сопротивления; нагреваниепроводников с током с позиции молекулярногостроения вещества; способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора; назначение источников электрического тока и конденсаторов
в технике;
——анализировать табличные данные и графики;причины короткого замыкания;
——определять изменение силы, действующей назаряженное тело при удалении и приближенииего к заряженному телу; цену деления шкалыамперметра, вольтметра;
——доказывать существование частиц, имеющихнаименьший электрический заряд;
——устанавливать перераспределение заряда припереходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованноепри соприкосновении; зависимость силы тока от напряжения и сопротивленияпроводника, работы электрического тока от
напряжения, силы тока и времени, напряженияот работы тока и силы тока;
——приводить примеры: применения проводников, полупроводников и диэлектриков в технике,практического применения полупроводниковогодиода; источников электрического тока; химического и теплового действия электрического тока
и их использования в технике; примененияпоследовательного и параллельного соединенияпроводников;
——обобщать и делать выводы о способах электризации
тел; зависимости силы тока и сопротивления проводников; значении силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном
и параллельном соединении проводников; о работе и мощности электрической лампочки;
——рассчитывать: силу тока, напряжение, электрическое сопротивление; силу тока, напряжениеи сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников; работу и мощность электрического тока; количество теплоты,выделяемое проводником с током по законуДжоуля—Ленца; электроемкость конденсатора;работу, которую совершает электрическое поле
конденсатора, энергию конденсатора;
——выражать силу тока, напряжение в различныхединицах; единицу мощности через единицынапряжения и силы тока; работу тока в Вт · ч;кВт · ч;
——строить график зависимости силы тока отнапряжения;
——классифицировать источники электрическоготока; действия электрического тока; электрические приборы по потребляемой ими мощности;лампочки, применяемые на практике;
——различать замкнутую и разомкнутую электрическиецепи; лампы по принципу действия,используемые для освещения, редохранители
в современных приборах;
——исследовать зависимость сопротивленияпроводника от его длины, площади поперечногосечения и материала проводника;
——чертить схемы электрической цепи;
——собирать электрическую цепь;
——измерять силу тока на различных участкахцепи;
——анализировать результаты опытов и графики;
——пользоваться амперметром, вольтметром;реостатом для регулирования силы тока в цепи;
——измерять сопротивление проводника припомощи амперметра и вольтметра; мощностьи работу тока в лампе, используя амперметр,
вольтметр, часы;
——представлять результаты измерений в видетаблиц;
——обобщать и делать выводы о зависимости силытока и сопротивления проводников;
——работать в группе;
——выступать с докладом или слушать доклады,подготовленные с использованием презентации:«История развития электрического освещения»,«Использование теплового действия электрического тока в устройстве теплиц и инкубаторов»,«История создания конденсатора», «Применениеаккумуляторов»; изготовить лейденскую банку.
Электромагнитные явления (5 ч)
Магнитное поле. Установление связи междуэлектрическим током и магнитным полем.Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока.
Магнитные линии магнитного поля. Магнитноеполе катушки с током. Способы изменениямагнитного действия катушки с током. Электромагниты и их применение. Испытание действияэлектромагнита. Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентациижелезных опилок в магнитном поле.
Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока.
Контрольная работа
по теме «Электромагнитные явления».
Лабораторные работы
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)
Темы проектов
«Постоянные магниты, или Волшебная банка»,«Действие магнитного поля Земли на проводникс током (опыт с полосками металлическойфольги)»
——Выявлять связь между электрическим токоми магнитным полем;
——объяснять: связь направления магнитныхлиний магнитного поля тока с направлениемтока в проводнике; устройство электромагнита;возникновение магнитных бурь, намагничивание железа; взаимодействие полюсов магнитов;принцип действия электродвигателя и областиего применения;
——приводить примеры магнитных явлений,использования электромагнитов в техникеи быту;
——устанавливать связь между существованиемэлектрического тока и магнитным полем, сходствомежду катушкой с током и магнитной стрелкой;
——обобщать и делать выводы о расположениимагнитных стрелок вокруг проводника с током,о взаимодействии магнитов;
——называть способы усиления магнитного действия катушки с током;
——получать картины магнитного поля полосового и дугообразного магнитов;
——описывать опыты по намагничиванию веществ;
——перечислять преимущества электродвигателейпо сравнению с тепловыми;
——применять знания к решению задач;
——собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели);
——определять основные детали электрическогодвигателя постоянного тока;
——работать в группе
Световые явления (10 ч)
Источники света. Естественные и искусственные источники света. Точечный источник светаи световой луч. Прямолинейное распространениесвета. Закон прямолинейного распространения
света. Образование тени и полутени. Солнечноеи лунное затмения.
Явления, наблюдаемые при падении луча светана границу раздела двух сред. Отражение света.Закон отражения света. Обратимость световыхлучей. Плоское зеркало. Построение изображенияпредмета в плоском зеркале. Мнимоеизображение. Зеркальное и рассеянное отражение света. Оптическая плотность среды. Явление преломления света. Соотношение междууглом падения и углом преломления. Законпреломления света. Показатель преломлениядвух сред.
Строение глаза. Функции отдельных частейглаза. Формирование изображения на сетчаткеглаза.
Кратковременная контрольная работа
по теме «Законы отражения и преломлениясвета».
Лабораторная работа
11. Изучение свойств изображения в линзах.
Темы проектов
«Распространение света, или Изготовлениекамеры-обскуры», «Мнимый рентгеновскийснимок, или Цыпленок в яйце»
——объяснять образование тени и полутени;восприятие изображения глазом человека;
——проводить исследовательский экспериментпо получению тени и полутени; по изучениюзависимости угла отражения света от угла падения; по преломлению света при переходе лучаиз воздуха в воду;
——обобщать и делать выводы о распространениисвета, отражении и преломлении света, образовании тени и полутени;
——устанавливать связь между движением Земли,Луны и Солнца и возникновением лунных и солнечных затмений; между движением Земли и еенаклоном со сменой времен года с использованием рисунка учебника;
——находить Полярную звезду в созвездии Большой Медведицы;
——определять положение планет, используяподвижную карту звездного неба; какая из двухлинз с разными фокусными расстояниями даетбольшее увеличение;
——применять закон отражения света при построенииизображения в плоском зеркале;
——строить изображение точки в плоском зеркале; изображения, даваемые линзой (рассеивающей,собирающей) для случаев: F d; 2F
——работать с текстом учебника;
——различать линзы по внешнему виду, мнимоеи действительное изображения;
——применять знания к решению задач;
——измерять фокусное расстояние и оптическуюсилу линзы;
——анализировать полученные при помощи линзыизображения, делать выводы, представлятьрезультат в виде таблиц;
——работать в группе;
——выступать с докладами или слушать доклады,подготовленные с использованием презентации:«Очки, дальнозоркость и близорукость», «Современные оптические приборы: фотоаппарат,
микроскоп, телескоп, применение в технике,история их развития»
Резервное время (1 ч)
9 класс
Основное содержание
Основные виды учебной деятельности
Законы взаимодействия и движения (34 ч)
Описание движения. Материальная точка какмодель тела. Критерии замены тела материалной точкой. Поступательное движение. Системаотсчета. Перемещение. Различие между понятиями«путь» и «перемещение». Нахождениекоординаты тела по его начальной координатеи проекции вектора перемещения. Перемещениепри прямолинейном равномерном движении.
Прямолинейное равноускоренное движение.Мгновенная скорость. Ускорение. Скоростьпрямолинейного равноускоренного движения.
График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Закономерности,присущие прямолинейному равноускоренномудвижению без начальной скорости. Относительность траектории, перемещения, пути, скорости.Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы
мира. Причина смены дня и ночи на Земле(в гелиоцентрической системе).Причины движения с точки зрения Аристотеля
и его последователей. Закон инерции. Первыйзакон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разреженномпространстве. Уменьшение модуля вектораскорости при противоположном направлениивекторов начальной скорости и ускорения
свободного падения. Невесомость.Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Зависимость ускорения свободногопадения от широты места и высоты над Землей.Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Видытрения: трение покоя, трение скольжения,трение качения. Формула для расчета силытрения скольжения. Примеры полезного проявления трения. Прямолинейное и криволинейноедвижение. Движение тела по окружности спостоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Искусственные спутникиЗемли. Первая космическая скорость.Импульс тела. Замкнутая система тел. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Законсохранения импульса. Сущность и примерыреактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракеты. Многоступенчатые ракеты. Работа силы. Работа силы тяжестии силы упругости. Потенциальная энергия.Кинетическая энергия. Теорема об изменениикинетической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Контрольная работа
по теме «Законы взаимодействия и движениятел».
Лабораторные работы
1. Исследование равноускоренного движения безначальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Темы проектов
«Экспериментальное подтверждение справедливости условия криволинейного движения тел»,«История развития искусственных спутниковЗемли и решаемые с их помощью научно-исследовательские задачи»
——наблюдать и описывать прямолинейноеи равномерное движение тележки с капельницей; движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая
с лентой, движущейся равномерно относительноземли; падение одних и тех же тел в воздухеи в разреженном пространстве; опыты,
свидетельствующие о состоянии невесомостител;
——наблюдать и объяснять полет модели ракеты;
——обосновывать возможность замены тела егомоделью — материальной точкой — для описания движения;
——приводить примеры, в которых координатудвижущегося тела в любой момент времениможно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежутоквремени перемещение, и нельзя определить, есливместо перемещения задан пройденный путь;равноускоренного движения, прямолинейного и
криволинейного движения тел, замкнутой системы тел; примеры, поясняющие относительностьдвижения, проявления инерции;
——определять модули и проекции векторов накоординатную ось;
——записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме;
——записывать формулы: для нахождения проекциии модуля вектора перемещения тела;для вычисления координаты движущегося телав любой заданный момент времени; для определения ускорения в векторном виде и в видепроекций на выбранную ось; для расчета силытрения скольжения, работы силы, работы силтяжести и упругости, потенциальной энергии
поднятого над землей тела, потенциальнойэнергии сжатой пружины;
——записывать в виде формулы: второй и третийзаконы Ньютона, закон всемирного тяготения,закон Гука, закон сохранения импульса, законсохранения механической энергии;
——доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости;
——строить графики зависимости vx = vx(t);
——по графику зависимости vx(t) определятьскорость в заданный момент времени;
——сравнивать траектории, пути, перемещения,скорости маятника в указанных системахотсчета;
——делать вывод о движении тел с одинаковымускорением при действии на них только силытяжести;
——определять промежуток времени от началаравноускоренного движения шарика до егоостановки, ускорение движения шарика и егомгновенную скорость перед ударом о цилиндр;
——измерять ускорение свободного падения;
——представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;
——работать в группе
Механические колебания и волны. Звук (15 ч)
Примеры колебательного движения. Общиечерты разнообразных колебаний. Динамикаколебаний горизонтального пружинного маятника. Свободные колебания, колебательные системы, маятник. Величины, характеризующиеколебательное движение: амплитуда, период,частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты маятника от длины его нити. Гармоническиеколебания.
Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Частота установившихся вынужденных колебаний. Условия
наступления и физическая сущность явлениярезонанса. Учет резонанса в практике.Механизм распространения упругих колебаний.Механические волны. Поперечные и продольные
упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах. Характеристики волн: скорость,длина волны, частота, период колебаний. Связьмежду этими величинами. Источники звука —
тела, колеблющиеся с частотой 16 Гц — 20 кГц.Ультразвук и инфразвук. Эхолокация. Зависимость высоты звука от частоты, а громкостизвука — от амплитуды колебаний и некоторыхдругих причин. Тембр звука. Наличие среды —необходимое условие распространения звука.Скорость звука в различных средах. Отражениезвука. Эхо. Звуковой резонанс.Контрольная работа
по теме «Механические колебания и волны.Звук».
Лабораторная работа
3. Исследование зависимости периода и частотысвободных колебаний маятника от длины егонити.
Темы проектов
«Определение качественной зависимости периодаколебаний пружинного маятника от массы грузаи жесткости пружины», «Определение качественной зависимости периода колебаний нитяного(математического) маятника от величины ускорения свободного падения», «Ультразвук и инфразвукв природе, технике и медицине»
——Определять колебательное движение по егопризнакам;
——приводить примеры колебаний, полезныхи вредных проявлений резонанса и пути устраненияпоследних, источников звука;
——описывать динамику свободных колебанийпружинного и математического маятников,механизм образования волн;
——объяснять: причину затухания свободныхколебаний; в чем заключается явление резонанса; наблюдаемый опыт по возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемымдругим камертоном такой же частоты; почемув газах скорость звука возрастает с повышениемтемпературы;
——приводить обоснования того, что звук является продольной волной;
——выдвигать гипотезы: относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости — отамплитуды колебаний источника звука; о зависимостискорости звука от свойств среды и от еетемпературы;
——применять знания к решению задач;
——проводить экспериментальное исследованиезависимости периода колебаний пружинногомаятника от m и k;
——измерять жесткость пружины;
——проводить исследования зависимости периода(частоты) колебаний маятника от длины его нити;
——представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;
——работать в группе;
——слушать отчет о результатах выполнениязадания-проекта «Определение качественнойзависимости периода колебаний математическогомаятника от ускорения свободного падения»;
——слушать доклад «Ультразвук и инфразвукв природе, технике и медицине», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы
Электромагнитное поле (25 ч)
Источники магнитного поля. Гипотеза Ампера.Графическое изображение магнитного поля.Линии неоднородного и однородного магнитногополя. Связь направления линий магнитного полятока с направлением тока в проводнике. Правилобуравчика. Правило правой руки для соленоида.Действие магнитного поля на проводник с токоми на движущуюся заряженную частицу. Правилолевой руки. Индукция магнитного поля. Модульвектора магнитной индукции. Линии магнитнойиндукции. Зависимость магнитного потока,
пронизывающего площадь контура, от площади контура, ориентации плоскости контура поотношению к линиям магнитной индукции и отмодуля вектора магнитной индукции магнитногополя.
Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Определение явления электромагнитнойиндукции. Техническое применениеявления. Возникновение индукционного токав алюминиевом кольце при изменении проходящего сквозь кольцо магнитного потока. Определение направления индукционного тока. Правило Ленца. Явления самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.Переменный электрический ток. Электромеханический индукционный генератор (как пример —
гидрогенератор). Потери энергии в ЛЭП, способы уменьшения потерь. Назначение, устройствои принцип действия трансформатора, его применение при передаче электроэнергии.
Электромагнитное поле, его источник. Различиемежду вихревым электрическим и электростатическим полями. Электромагнитные волны:скорость, поперечность, длина волны, причинавозникновения волн. Получение и регистрацияэлектромагнитных волн. Высокочастотныеэлектромагнитные колебания и волны — необходимые средства для осуществления радиосвязи.Колебательный контур, получение электромагнитных колебаний. Формула Томсона. Блок-схема передающего и приемного устройств дляосуществления радиосвязи. Амплитудная модуляция и детектирование высокочастотных колебаний.Интерференция и дифракция света. Свет какчастный случай электромагнитных волн. Диапазон видимого излучения на шкале электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения — фотоны (кванты). Явление дисперсии.Разложение белого света в спектр. Получениебелого света путем сложения спектральныхцветов. Цвета тел. Назначение и устройствоспектрографа и спектроскопа. Типы оптических
спектров. Сплошной и линейчатые спектры,условия их получения. Спектры испусканияи поглощения. Спектральный анализ. Закон
Кирхгофа. Атомы — источники излученияи поглощения света. Объяснение излученияи поглощения света атомами и происхождениялинейчатых спектров на основе постулатовБора.
Лабораторные работы
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектровиспускания.
Темы проектов
«Развитие средств и способов передачи информациина далекие расстояния с древних времени до наших дней», «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике»
——Делать выводы о замкнутости магнитныхлиний и об ослаблении поля с удалением отпроводников с током;
——наблюдать и описывать опыты, подтверждающиепоявление электрического поля при изменении магнитного поля, и делать выводы;
——наблюдать: взаимодействие алюминиевыхколец с магнитом, явление самоиндукции; опытпо излучению и приему электромагнитных волн;свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре; разложение белого светав спектр при его прохождении сквозь призмуи получение белого света путем сложения спектральныхцветов с помощью линзы; сплошнойи линейчатые спектры испускания;
——формулировать правило правой руки длясоленоида, правило буравчика, правило Ленца;
——определять направление электрического токав проводниках и направление линий магнитногополя; направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле,знак заряда и направление движения частицы;
——записывать формулу взаимосвязи модулявектора магнитной индукции магнитного поляс модулем силы F, действующей на проводникдлиной l, расположенный перпендикулярнолиниям магнитной индукции, и силой тока Iв проводнике;
——описывать зависимость магнитного потока отиндукции магнитного поля, пронизывающегоплощадь контура, и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции; различия
между вихревым электрическим и электростатическим полями;
——применять правило буравчика, правило левойруки; правило Ленца и правило правой руки дляопределения направления индукционного тока;
——рассказывать об устройстве и принципе действиягенератора переменного тока; о назначении,устройстве и принципе действия трансформатора и его применении; о принципах радиосвязи и теле-
видения;
——называть способы уменьшения потерь электроэнергии при передаче ее на большие расстояния, различные диапазоны электромагнитныхволн, условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания;
——объяснять излучение и поглощение света
атомами и происхождение линейчатых спектров
на основе постулатов Бора;
——проводить исследовательский эксперимент по
изучению явления электромагнитной индукции;
——анализировать результаты эксперимента
и делать выводы;
——работать в группе;
——слушать доклады «Развитие средств и способов передачи информации на далекие расстоянияс древних времен и до наших дней», «Методспектрального анализа и его применение в науке
и технике»
Строение атома и атомного ядра (20 ч)
Сложный состав радиоактивного излучения, α-,β- и γ-частицы. Модель атома Томсона. ОпытыРезерфорда по рассеянию α-частиц. Планетарнаямодель атома. Превращения ядер при радиоактивном распаде на примере α-распада радия.Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Закон сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях. Назначение, устройство и принципдействия счетчика Гейгера и камеры Вильсона.Выбивание α-частицами протонов из ядер атомаазота. Наблюдение фотографий образовавшихсяв камере Вильсона треков частиц, участвовавших в ядерной реакции. Открытие и свойства
нейтрона. Протонно-нейтронная модель ядра.Физический смысл массового и зарядового чисел.Особенности ядерных сил. Изотопы.
Энергия связи. Внутренняя энергия атомныхядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс.Выделение или поглощение энергии в ядерныхреакциях. Модель процесса деления ядра урана.Выделение энергии. Условия протекания управляемой цепной реакции. Критическая масса.Назначение, устройство, принцип действия
ядерного реактора на медленных нейтронах.Преобразование энергии ядер в электрическуюэнергию. Преимущества и недостатки АЭС переддругими видами электростанций.Биологическое действие радиации. Физическиевеличины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза. Влияниерадиоактивных излучений на живые организмы.Период полураспада радиоактивных веществ.Закон радиоактивного распада. Способы защитыот радиации. Условия протекания и примерытермоядерных реакций. Выделение энергиии перспективы ее использования. Источники
энергии Солнца и звезд.
Контрольная работапо теме «Строение атома и атомного ядра.Использованиеэнергии атомных ядер».
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (выполняется дома).
Тема проекта
«Негативное воздействие радиации (ионизирующихизлучений) на живые организмы и способы защиты от нее»
——Описывать: опыты Резерфорда по обнаружению сложного состава радиоактивного излученияи по исследованию с помощью рассеяния α-частицстроения атома; процесс деления ядра атома
урана;
——объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях;
——объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс, цепная реакция, критическая масса;
——применять законы сохранения массовогочисла и заряда при записи уравнений ядерныхреакций;
——называть условия протекания управляемойцепной реакции, преимущества и недостаткиАЭС перед другими видами электростанций,условия протекания термоядерной реакции; ——называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества,эквивалентная доза, период полураспада;
——рассказывать о назначении ядерного реакторана медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия;
——приводить примеры термоядерных реакций;
——применять знания к решению задач;
——измерять мощность дозы радиационного фонадозиметром;
——сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением;
——строить график зависимости мощности дозыизлучения продуктов распада радона от времени;
——оценивать по графику период полураспадапродуктов распада радона;
——представлять результаты измерений в видетаблиц;
——работать в группе;
——слушать доклад «Негативное воздействиерадиации на живые организмы и способы защиты от нее»
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Состав Солнечной системы: Солнце, восемьбольших планет (шесть из которых имеют спутники), пять планет-карликов, астероиды, кометы, метеорные тела. Формирование Солнечнойсистемы. Земля и планеты земной группы.Общность характеристик планет земной группы.Планеты-гиганты.Спутники и кольца планет-гигантов.
Малые тела Солнечной системы: астероиды,кометы, метеорные тела. Образование хвостовкомет. Радиант. Метеорит. Болид. Солнце и звезды: слоистая (зонная) структура, магнитное поле.Источник энергии Солнца и звезд — тепло,выделяемое при протекании в их недрах термоядерныхреакций. Стадии эволюции Солнца.
——Наблюдать слайды или фотографии небесныхобъектов;
——называть группы объектов, входящих в Солнечную систему; причины образования пятенна Солнце;
——приводить примеры изменения вида звездногонеба в течение суток;
——сравнивать планеты земной группы; планеты-гиганты;
——анализировать фотографии или слайды планет, фотографии солнечной короны и образований в ней;
——описывать фотографии малых тел Солнечнойсистемы; три модели нестационарной Вселенной,предложенные Фридманом;
——объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд; в чем проявляетсянестационарность Вселенной;
1.6. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Механические явления
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Тепловые явления
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение,конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);
• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Квантовые явления
Выпускник научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;
• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем,перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
• различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;
• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;
• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
1.6. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечениеобразовательного процесса
№ п/п
Наименование пособий
и технических средств обучения
Выходные данные
(автор, издательство, год издания)
I
Печатные пособия:
Учебная программа.
Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А.В. Перышкина, Е.М. Гутник: учебно-методическое пособие/ Н.В. Филонович, Е.М. Гутник.-М.: Дрофа , 2017.-76с
Для учащихся и преподавателей физики. http://www.fizika.ru
Классная физика – для любознательных. http://class-fizika.narod.ru
V
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Учебно-лабораторное оборудование – ProLog, L-micro.
VI
Натуральные объекты
Модель кристаллической решетки, Двигатель внутреннего сгорания, Дизельный двигатель, Машина электрическая (обратимая), Электрофорная машина, Гальвонометр, катушка индуктивности, магниты.
VII
Демонстрационные пособия
Портреты известных физиков, плакаты «Гидравлический пресс», «Поршневой жидкостный насос», плакат «ДВС», плакаты «АЭС», «Первый полет в космос».