Рабочая программа по физике 9 класс (вечерняя форма обучения), УМК Перышкин А.В.
Рабочая программа по физике 9 класс (вечерняя форма обучения), УМК Перышкин А.В.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы и авторской программы Е. М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы и соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Программа общего образования составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: в начале года предусмотрены уроки вводного повторения (1 часа) за счет уроков заключительного повторения, а также было сокращено количество часов в год с 34 уроков до 25 часов, в связи с тем, что уроки алгебры в I четверти не проводились по расписанию. На основании этого была произведена корректировка учебного календарно - тематического планирования и рабочей программы по ФИЗИКЕ, с учетом ( уплотнения часов) ликвидации отставания в прохождении учебного материала.
Внесение данных изменений позволит, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 9 класс (вечерняя форма обучения), УМК Перышкин А.В. »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Наримановского района Астраханской области
«Рассмотрено»
на заседании МО Протокол №___ от «____»_______2013г.
Руководитель ШМО
В.М.Лоза
«Согласованно»
Зам.директора по УВР
__________ Т.П.Шмыгина
«__»__________2013г.
«Утверждаю»
Директор________
Т.В. Пронякина
Рабочая программа учебного курса
«ФИЗИКИ »
для 9 класса
вечерняя школа
Составитель:
учитель математики
Г.У. Мухамбетова
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы и авторской программы Е. М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы и соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Программа общего образования составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов
В результате изучения физики ученик должен знать/понимать:
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавление тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсия света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Учебно-методическое обеспечение
Перышкин А.В. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: в начале года предусмотрены уроки вводного повторения (1 часа) за счет уроков заключительного повторения, а также было сокращено количество часов в год с 34 уроков до 25 часов, в связи с тем, что уроки алгебры в I четверти не проводились по расписанию. На основании этого была произведена корректировка учебного календарно - тематического планирования и рабочей программы по ФИЗИКЕ, с учетом ( уплотнения часов) ликвидации отставания в прохождении учебного материала.
Внесение данных изменений позволит, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Содержание программы учебного предмета.
(34/ 25 ч)
Вводное повторение 1 час
Законы взаимодействия и движения тел (10/ 8 часов)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации.
Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..
Лабораторные работы и опыты.
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук. (8/ 6 часов)
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Демонстрации.
Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.
Электромагнитное поле (8//6 часов)
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Демонстрации.
Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы.
Изучение явления электромагнитной индукции. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Строение атома и атомного ядра. 8/4 часов
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Демонстрации.
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Контрольных работ 4
Лабораторных работ – 2
Количество часов – 34 /25
№
Тема
урока
Кол-
во
ча-
сов
Тип
урока
Элементы
содержания
Требования
к уровню
подготовки
Эксперимент
Вид
контроля,
измерители
д\з
1
Вводное повторение. Решение задач
1/ 1
Урок повторения
Знать и уметь применять законы физики изученные в 7, 8 кл.
Демонстрация различных посбий
Физический диктант, устный опрос
Раздел 1. Законы механики (10 / 8 часов)
1.
Механическое дви-
жение. Траектория,
путь и перемеще-
ние
1/1
Урок изу-
чения но-
вого мате-
риала
Механическое дви-
жение. Траектория,
путь и перемеще-
ние
Знать понятия: меха-
ническое движение,
система отсчета,
траектория, путь и перемещение.
Уметь объяснить их физический смысл,
привести примеры
механического дви-
ния
Демонстрация раз-
личных видов ме-
ханического дви-
жения
Физический
диктант
2.
Прямолинейное
равномерное дви-
жение. Прямолиней-
ное равноускорен-
ное движение. Гра-
фическое представ-
ление движения
1/1
Комби-
ниро-
ванный
урок
Прямолинейное
равномерное дви-
жение.Прямолиней-
ное равноускорен-
ное движение. Гра-
фическое представ-
ление движения
Знать понятия: пря-
молинейное равно-
мерное движение,
прямолинейное рав-
ноускоренное дви-
жение.
Уметь описать и объяснить их.
Уметь строить гра-
фики Х(t), V(t)
Демонстрация
равноускоренного
движения
Самостоя-
тельная ра-
бота
3.
Перемещение при
прямолинейном
равноускоренном
движении. Прямо-
линейное равноус-
коренное движение
Относительность
механического дви-
жения
2/ 1
Комби-
ниро-
ванный
урок
Перемещение при
прямолинейном
равноускоренном
движении. Прямо-
линейное равноус-
коренное движение
Относительность
механического дви-
жения
Знать понятия: пере-
мещение при равно-
ускоренном движе-
нии. Применять изу-
ченные законы к ре-
шению задач по ме-
ханике. Уметь ре-
шать графические
задачи. Понимать и
объяснять относи-
тельность перемеще-
ния и скорости
Наглядные
пособия
Самостоя-
тельная ра-
бота
4.
Первый закон Нью-
тона. Второй закон
Ньютона. Третий
закон Ньютона
1/ 1
Комби-
ниро-
ванный
урок
Первый закон Нью-
тона. Второй закон
Ньютона. Третий
закон Ньютона
Знать содержание
первого, второго,
третьего законов Ньютона, понятие
инерциальной систе-
мы отсчета, форму-
лы второго и третье-
го законов Ньютона,
единицы измерения
физических величин
в СИ. Писать форму-
лы и объяснять их
Демонстрация яв-
ления инерции, второго и третьего
законов Ньютона
Фронталь-
ный опрос.
Решение ка-
чественных
задач
5.
Свободное падение.
Лабораторная рабо-
та № 1 «Измерение
ускорения свобод-
ного падения»
Решать задачи на
свободное падение
1/ 1
Урок-
практикум
Свободное падение
тел. Измерение уско-рения свободного
падения
Объяснять свобод-
ное падение (физи-
ческий смысл)
Уметь измерять ус-
корение свободного
падения. Уметь ре-
шать задачи
Демонстрация
свободного паде-
ния тел в трубке
Ньютона.
Лабораторное обо-
рудование
Оформление
работы,
вывод
6.
Движение тела, брошенного верти-
кально вверх. Закон
всемирного тяготе-
ния. Сила тяжести
и ускорение сво-
бодного падения
Равномерное дви-
ние по окружности.
Решение задач на движение по окру-
жности.
2
1
Комби-
ниро-
ванный
урок
Движение тела, брошенного верти-
кально вверх. Закон
всемирного тяготе-
ния. Сила тяжести
и ускорение сво-
бодного падения
Равномерное движе-
ние по окружности.
Знать понятие: гра-
витационное взаи-
модествие, гравита-
ционная постоянная.
Писать формулу и объяснять. Знать за-
висимость ускоре-
ния свободного па-
дения от широты и
высоты над Землей
Знать:
- природу, определе-
ние криволинейного
движения, приво-
дить примеры;
- физическую вели-
чину, единицу изме-
рения периода, час-
тоты, угловой скорости
Уметь применять
знания при решении
соответствующих
задач
Наглядные
Пособия
Демонстрация на-
правления скорос-
ти при равномер-
ном движении по окружности
Самостоя-
тельная ра-
бота
Решение ка-
чественных
задач
7.
Импульс тела. За-кон сохранения им-
пульса. Реактивное
движение
1/ 1
Комби-
ниро-
ванный
урок
Импульс тела. За-кон сохранения им-
пульса. Реактивное
движение
Знать понятия: им-
пульс тела импульс
силы.
Знать практическое
использование зако-
на сохранения им-
пульса.
Писать формулы и
объяснять
Демонстрация за-
кона сохранения
импульса, реак-
тивного движения
Самостоя-
тельная рабо-
та
8.
Контрольная рабо-
та №1 по теме « За-
коны взаимодейст-
вия и движения тел»
1
Урок
контроля
и оцени-
вания
знаний
Законы взаимодейст-
вия и движения тел
Уметь применять знания при решении
типовых задач
Контрольно-изме-
рительные мате-
риалы по теме
«Законы взаимо-
действия и движе-
ния тел»
Контрольная
работа
Раздел 2. Механические колебания и волны (8 / 6 часов)
1.
Свободные и выну-
жденные колебания
Величины, характе-
ризующие колеба-
тельное движение
1/ 1
Урок
изучения
нового
материала
Свободные и выну-
жденные колебания
Величины, характе-
ризующие колеба-
тельное движение
Знать условия суще-
ствования свобод-
ных колебаний, при-
вести примеры.
Знать уравнение ко-
лебательного движе-
ния . Писать форму-
лу и объяснять
Демонстрация ме-
ханических коле-
баний
Фронтальный
опрос
2.
Превращение энер-
гии при колебаниях
2/ 1
Комби-
ниро-
ванный
урок
Превращение энер-
гии при колебаниях
Обяснять и приме-
нять закон сохране-
ния знергии для оп-
ределения полной
энергии колеблюще-
гося тела
Наглядные
пособия
Самостоя-
тельная
работа
3.
Распространение
колебаний в упру-
гой среде. Волны.
1
Урок
изучения
нового
материала
Распространение
колебаний в упру-
гой среде. Волны.
Знать определение
механических волн.
Основные характе-
ристики волн
Наглядные
пособия
Фронтальный
опрос
4.
Звуковые волны.
Высота и тембр звука. Громкость
звука
1
Комби-
ниро-
ванный
урок
Звуковые волны.
Высота и тембр звука. Громкость
звука
Знать понятие «зву-
ковые волны», при-
вести примеры.
Знать физические
характеристики зву-
ка: высота, тембр,
громкость
Демонстрация ме-
ханических волн,
звуковых колеба-
ний
Беседа по
вопросам
5.
Распространение
звука. Скорость звука.
Отражение звука.
Звуковой резонанс.
2/ 1
Комби-
ниро-
ванный
урок
Распространение
звука. Скорость звука.
Отражение звука.
Звуковой резонанс.
Знать и уметь объяс-
нить особенности распространения звука в различных средах
Знать особенности
поведения звуковых
волн на границе раз-
дела двух сред, уметь объяснить
Демонстрация ус-
ловий распростра-
нения звука
Наглядные
пособия
Беседа по
вопросам
Самостоя-
тельная
работа (реше-
ние типовых
задач)
6.
Контрольная рабо-
та №2 по теме «Ме-
ханические колеба-
ния и волны. Звук»
1/ 1
Урок
контроля
и оцени-
вания
знаний
Механические ко-
лебания. Звук
Уметь решать задачи
по теме «Механичес-
кие колебания и вол-
ны. Звук»
Контрольно-изме-
рительная матери-
алы по теме «Ме-
ханические коле-
бания и волны»
Контрольная
работа
Раздел 3. Электромагнитное поле (8 / 6часов)
1.
Магнитное поле. Графическое изоб-
ражение магнитно-
го поля.
Действие магнит-
ного поля на про-
водник с током.
Индукция магнит-
ного поля
2/ 1
Урок
изучения
нового
материала
Комби-
ниро-
ванный
урок
Магнитное поле. Графическое изоб-
ражение магнитно-
го поля
Действие магнит-
ного поля на про-
водник с током.
Индукция магнит-
ного поля
Знать понятие «маг-
нитное поле».
Понимать структуру
магнитного поля, уметь объяснять на
примерах графиков
и рисунков
Знать силу Ампера,
силу Лоренца (физи-
ческий смысл).
Знать силовую ха-
рактеристику магни-
тного поля - индукцию
Демонстрация
действия магнит-
ного поля на маг-
нитную стрелку
Демонстрация
взаимодействия
двух параллель-
ных проводников
с током, действия
постоянного маг-
нита на проводник
с током
Решение ка-
чественных
задач
Самостоя-
тельная
работа
2.
Магнитный поток.
Явление электро-
магнитной индук-
ции
2/ 1
Комби-
ниро-
ванный
урок
Магнитный поток.
Явление электро-
магнитной индук-
ции
Знать понятия: маг-
нитный поток, элект-
ромагнитная индук-
ция; написать фор-
мулы и объяснить
Демонстрация электромагнитной
индукции
Беседа по
вопросам
3.
Лабораторная рабо-
та №2 «Изучение
явления электро-
магнитной индук-
ции»
1/ 1
Урок-
практикум
Явление электромаг-
нитной индукции
Знать:
- понятие «электро-
магнитная индукция»;
- технику безопас-
ности при работе с
электроприборами
Лабораторное обо-
рудование: набор
по электричеству,
амперметры, на-
бор прямых маг-
нитов
Оформление
работы
4.
Получение переме-
нного электричес-
кого тока. Электро-
магнитное поле
1/ 1
Комби-
ниро-
ванный
урок
Получение переме-
нного электричес-
кого тока. Электро-
магнитное поле
Знать способы полу-
чения электрическо-
го тока. Уметь объ-
яснить.
Знать понятие «элек-
тромагнитное поле»
и условия его сущес-
твования
Демонстрация по-
лучения перемен-
ного тока при вра-
щении витка в
магнитном поле,
устройства генера-
тора
Самостоя-
тельная ра-
бота
ра
5.
Электромагнитные
волны. Шкала элек-
тромагнитных волн.
Электромагнитная
природа света
1/1
Урок
изучения
нового
материала
Электромагнитные
волны. Шкала элек-
тромагнитных волн.
Электромагнитная
природа света
Понимать механизм
возникновения элек-
тромагнитных волн.
Знать зависимость
свойств излучений от их длины, приво-
дить примеры
Знать историческое
развитие взглядов на
природу света
Наглядные пособия
Беседа по
вопросам.
Решение ка-
чественных
задач
6.
Контрольная рабо-
та №3 по теме «Электромагнитное
поле»
1/ 1
Урок
контроля и
оценивани-
вания
знаний
Электромагнитное
поле
Систематизация зна-
ний по теме
Контрольно-изме-
рительные мате-
риалы по теме
«Электромагнит-
нитное поле»
Контрольная
работа
Раздел 4. Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (8 / 4часа)