рабочая программа физика 8класс УМК: А.В. Перышкин
Рабочая программа физика 8класс УМК: А.В. Перышкин
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике в 8-м классе на 2014-2015 учебный год составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана основного и среднего (полного) общего образования по физике.«Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы», составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2009г.- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по физике, требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа физика 8класс УМК: А.В. Перышкин »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Крестищенская средняя общеобразовательная школа"
Рассмотрена Утверждена
на заседании педагогического совета приказом по школе
протокол от « » 2014 г №___ от « » 2014 года №_____
Директор школы _________ /Л.Е.Седых
Рабочая программа
по физике для 8 класса
Составил учитель физики
Ивасенко Зинаида Александровна
Крестище
2014 год
Аннотация.
Настоящая программа по физике для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана основного и среднего (полного) общего образования по физике.«Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы», составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2009.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 8 классе отводится 70 часов из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа по физике для 8 класса рассчитана на это же количество часов.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне. Дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися.
Программа состоит из пояснительной записки, подробного содержания программы, календарно-тематического планирования, требований к уровню подготовки выпускников, программно методического обеспечения. В пояснительной записке представлены цели и задачи обучения предмету, прописаны основные компетенции, а также основные учебные умения и навыки. В разделе «Содержание программы» подробно указано содержание каждой темы. Здесь же дается общее количество часов, отведенное на изучение конкретной темы программы.
Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся основной школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике в 8-м классе на 2014-2015 учебный год составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана основного и среднего (полного) общего образования по физике.«Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы», составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2009г.- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по физике, требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Основные цели и задачи изучения курса физики в 8 классе:
освоение знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения физики на базовом уровне в 8 классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Структура программы
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
№
Тема
Кол-во часов
К/р
Л/р
1
Тепловые явления
14+2
1
2
2
Изменение агрегатных состояний вещества
11
1
-
3
Электрические явления
27
1
5
4
Электромагнитные явления
7
1
2
5
Световые явления
9
1
1
ИТОГО:
70
5
10
Контрольные работы
№
Тема
1
Тепловые явления
2
Изменение агрегатных состояний вещества
3
Строение атома. Сила тока, напряжение, сопротивление.
4
Работа и мощность электрического тока. Электромагнитные явления
5
Световые явления
Лабораторные работы
№
Тема
1
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2
Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.
3
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках
4
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи
5
Регулирование силы тока реостатом
6
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра
7
Измерение мощности и работы электрического тока в электрической лампе
8
Сборка электромагнита и испытание его действия
9
Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)
10
Получение изображения при помощи линзы
Основное содержание.
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
1.Тепловые явления (16 ч)
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи. (Теплопроводность, конвекции, излучение). Примеры теплопередачи в природе и технике.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Фронтальные лабораторные работы.
1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2.Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.
2.Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)
Агрегатные состояния. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества.
Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Удельная теплота парообразования и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.
Кипение жидкости. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.
Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении. Тепловые двигатели.
Преобразование энергии в тепловых двигателях.
КПД теплового двигателя.
3.Электрические явления. (27 ч)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.
Объяснение электрических явлений.
Проводники и непроводники электричества.
Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.
Мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
Основные знания и умения учащихся по темам
Тема «Тепловые явления»
Знать понятия внутренняя энергия, работа, как способ изменения внутренней энергии, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты. Формулу вычисления количества теплоты при изменении температуры тела. Формулу для вычисления кол-ва теплоты при сгорании топлива. Закон сохранения и превращения энергии .
Уметь решать задачи с использованием формулы количества теплоты при изменении температуры тела, формулы вычисления кол-ва теплоты при сгорании топлива. Находить по таблице удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту сгорания топлива. Применять положения МКТ для объяснения понятия внутренней энергии
Тема «Изменение агрегатных состояний вещества»
Знать формулу вычисления количества теплоты при плавлении и отвердевание кристаллических тел, при испарении и конденсации. Понятие насыщенный и ненасыщенный пар. Понятие удельная теплота парообразования и конденсации, удельная теплота плавления.
Уметь объяснять тепловые процессы с точки зрения МКТ, решать задачи с использованием формул количества теплоты при плавлении и отвердевание кристаллических тел, при испарении и конденсации.
Тема «Электрические явления»
Знать понятия электризация, электрический заряд, электрическое поле. Строение атома. Особенности последовательное и параллельное соединение проводников, Закон Ома. Понятия сила тока, напряжение, сопротивление. удельное сопротивление
Особенности последовательное и параллельное соединение проводников. Закон Ома. Закон Джоуля-Ленца.
Уметь решать задачи с использованием закона Ома.Рассчитывать характеристики последовательно и параллельно соединенных проводников. Решать задачи с использованием Закона Джоуля-Ленца . Вычислять работу и мощность эл.тока. Пользоваться амперметром и вольтметром .
Тема «Электромагнитные явления»
Знать понятие магнитное поле, действие электромагнита. Свойства постоянных магнитов.
Уметь объяснять магнитные явления на основе полученных научных знаний. Собирать электромагнит.
Тема «Световые явления»
Знать закон отражения света. Закон преломления света. Применение оптических приборов
Уметь стоить графическое изображение законов отражения и преломления света. Строить изображения в линзах.
Календарно-тематическое планирование
(2 часа в неделю, всего 70 часов
№
Тема
Параграф
Дата
2.Тепловые явления (16часов)
1
Тепловое движение. Температура
§1
2
Внутренняя энергия
§2
3
Способы изменения внутренней энергии
§3
4
Теплопроводность
§4
5
Конвекция
§5
6
Излучение
§6
7
Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
§1(доп)
8
Количество теплоты.. Единицы количества теплоты.
§7
9
Удельная теплоемкость Расчет количества теплоты
§8,9
10
Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
11
Решение задач
12
Лабораторная работа №2«Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
13
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
§10
14
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах
§11
15
Решение задач
16
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»
2.Изменение агрегатных состояний вещества (11часов)
17
Агрегатные состояния вещества.
§12
18
Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
§13-14
19
Удельная теплота плавления
§15
20
Решение задач.
21
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара
§16-17
22
Кипение
§18
23
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха
§19
24
Удельная теплота парообразования и конденсации
§20
25
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания
§21-22
26
Паровая турбина.
КПД теплового двигателя
§23-24
27
Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
3.Электрические явления (27 часов)
28
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов
§25-26
29
Электроскоп. Проводники и диэлектрики
§27
30
Электрическое поле
§28
31
Делимость электрического заряда.
§29
32
Строение атомов
§30
33
Объяснение электрических явлений
§31
34
Электрический ток. Источники электрического тока.
§32
35
Электрическая цепь и её составные части
§33
36
Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока
§34-36
37
Сила тока. Единицы силы тока
§37
38
Амперметр. Измерение силы тока.
§38
39
Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии
§56-57
56
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
§58
57
Применение электромагнитов
§58
58
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли
§59-60
59
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель
§61
60
Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
61
Контрольная работа №4 по теме: «Работа и мощность электрического тока. Электромагнитные явления»
4.Световые явления (9 часов)
62
Источники света. Распространение света
§62
63
Отражение света. Законы отражения света
§63
64
Плоское зеркало
§64
65
Преломление света
§65
66
Линзы. Оптическая сила линзы
§66
67
Изображения, даваемые линзой
§67
68
Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»
69
Контрольная работа №5 по теме «Световые явления»
70
Экскурсия на природе с изучением оптических явлений на практике
Программно методическое обеспечение
1.Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы», составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2009г .
2. Учебник «Физика. 8 класс», А. В Пёрышкин., 2007 г.
3. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.
4. Тесты по физике. 8класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.
5. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 8 класс / Сост. Н.И. Зорин. - М.: ВАКО, 2011.
7. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике. 8 класс. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАКО, 2013.
8. Шевцов В. А. Дидактический материал по физике (разрезные карточки для индивидуальной работы). 8 класс. - Волгоград; 2003.-
9.Кирик Л.А. Физика-8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. 5-е изд., перераб. Издательство Илекса,2010.
10. Кунерштейн Ю.С. Физика. Дифференцированные контрольные работы. 7— 11 класс. СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2005.
11. Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика-8». – М.: Экзамен, 2009
12. Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы.Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательство «Глобус», 2010. - 313 с. - (Современная школа).
Цифровые образовательные ресурсы:
№п/п
Наименование
Издательство
Библиотека наглядных пособий
1
Библиотека электронных наглядных пособий «ФИЗИКА. 7–11». – ГУ РЦ ЭМТО
Кирилл и Мефодий, 2003.
2
Полный интерактивный курс физики для 7- 11 кл
Физикон, 2004.
3
Живая физика
Институт новых технологий, 2003
4
Учебное электронное издание «ФИЗИКА. 7–11 классы. Практикум. 2 CD
Физикон
www.physicon.ru.
5
Открытая физика
Физикон
6
Библиотека наглядных пособий: ФИЗИКА. 7–11 классы. На платформе «1С: Образование. 3.0»: 2 CD: Под ред. Н.К.Ханнанова.