Рабочая программа по физике для обучающихся 7 классов
Рабочая программа по физике для обучающихся 7 классов
Рабочая программа по физике для обучающихся 7 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 7 классасоставлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Физика. 7-9 классы: рабочие программы по учебниками А.В. Перышкина, Е.М. Гутник/авт.-сост. Г.Г. Телюкова. — Волгоград: Учитель, 2014. — 82 с.)
УМК содержит:
Учебник «Физика. 7 класс», автор Перышкин А.В., Москва, «Дрофа», 2013 г.
Сборник задач по физике, автор Лукашик В.И., Иванова Е.В., Москва «Просвещение», 2007г.
Сборник задач по физике, А.В. Перышкин, Москва, «Экзамен», 2014.
Цели, задачи курса:
Цели изучения физики в основной школе следующие:
Развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
Понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
Формирование у обучающихся представления о физической культуре мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
Знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
Приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величин, характеризующих эти явлений;
Формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической деятельности;
Овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема. Гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
Понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для обучающихся 7 классов »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 7 классасоставлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Физика. 7-9 классы: рабочие программы по учебниками А.В. Перышкина, Е.М. Гутник/авт.-сост. Г.Г. Телюкова. — Волгоград: Учитель, 2014. — 82 с.)
УМК содержит:
Учебник «Физика. 7 класс», автор Перышкин А.В., Москва, «Дрофа», 2013 г.
Сборник задач по физике, автор Лукашик В.И., Иванова Е.В., Москва «Просвещение», 2007г.
Сборник задач по физике, А.В. Перышкин, Москва, «Экзамен», 2014.
Цели, задачи курса:
Цели изучения физики в основной школе следующие:
Развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
Понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
Формирование у обучающихся представления о физической культуре мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
Знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
Приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величин, характеризующих эти явлений;
Формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической деятельности;
Овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема. Гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
Понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Место курса «Физика» в учебном плане
Данная программа рассчитана на 68 часов, то есть 2 часа в неделю. Теоретическая часть примерной программы взята в полном объёме, так как полностью соответствует материалу учебно-методического комплекта и требованиям по усвоению учебного материала на данном этапе обучения.
Рабочая программа дополнена практической частью для приобретения навыков работы с приборами и умения производить необходимые измерения, а так же для коррекции и контроля изучаемого материала, который включает в себя:
лабораторных работ -10;
контрольных работ - 5.
Резервное время в количестве 2 часа отводится на выделение и систематизацию основных понятий и законов по учебному курсу «Физика. 7 класс». Результаты систематизации представляются в виде итоговых сводных таблиц, являющимися обобщением тех кратких конспектов, которые писали обучающиеся в течение учебного года.
Межпредметные связи
Изучение сведений о строении вещества проводится с использованием знаний о расширении воздуха при нагревании и сжатии, при охлаждении, об изменении объема воды при нагревании, о трех состояниях воды (природоведение, V класс).
При рассмотрении явления диффузия целесообразно привлекать знания о процессах питания и дыхания растений (биология, VI класс)
Атмосферное давление, его изменение с высотой излагаются с учетом знаний по этим вопросам, полученных в курсе географий (VI класс)
Изучение понятий механики (скорость, масса, плотность, сила, энергия и работа), закона Паскаля, архимедовой силы проводится с опорой на знания об измерениях, о вычислении величин по формулам; о единицах длины, времени, массы, площади, объема, нахождения площади прямоугольника, круга; масштабе, пропорции и ее основных свойствах; проценте; на учения производить простейшие измерения и построения при помощи линейки (математика, V - VI классы), а также на учение применять простые механизмы (технология, V - VII классы).
Умение переводить единицы величины в кратные и дольные единицы (математика, V - VI классы) используется при решении задач.
Знания о строении вещества используются в курсе химии (VIII класс) при изучении понятия атома, развитии званий о молекулах; знания о механической энергии (энергии рек и ветра) - в курсе физической географии России (VIII класс), о механическом движении, скорости, трении скольжения, качения, покоя, о механической работе, мощности, энергии, КПД - на уроках технологии (VII класс).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В результате изучения учебного курса «Физика. 7 класс» ученик должен:
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, всемирного тяготения, сохранения механической энергии;
Уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и световых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов: ρ =m / V; Fт =m g; R = F1 + F2; p = F / S; p = ρ g h; FA = ρж g V; A = F S; N = A /t;
для простых механизмов: F1l1 = F2l2.
изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение – 4 ч.
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Первоначальные сведения о строении вещества – 6 ч.
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Взаимодействие тел – 23 ч.
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тел. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов – 19 ч.
Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Работа и мощность. Энергия – 14 ч .
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закреплённой осью вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра
Резерв рабочего времени— 2 часа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п./п
наименование разделов и тем
всего часов
из них
лабораторные работы и практические занятия
контрольные и диагностические материалы
экскур-сии
примечание
1.
«Введение».
4
2
2.
«Первоначальные сведения о строении вещества».
6
3
3.
«Взаимодействие тел».
23
9
2
4.
«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».
19
8
2
5.
«Работа и мощность. Энергия».
14
6
1
6.
Резерв
2
1
Итого
68
29
5
Лабораторные и контрольные работы программы
наименование разделов и тем
количество часов по теме
количество лабораторных работ
количество контрольных работ
номер урока
«Введение».
4
1
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного цилиндра».
4/4
«Первоначальные сведения о строении вещества».
6
1
Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».
6/2
«Взаимодействие тел».
23
4
2
Контрольная работа № 1 по теме «Механичес-кое движение».
16/6
Лабораторная работа № 3 «Взвешивание тел на рычажных весах».
20/10
Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела».
22/12
Лабораторная работа № 5 «Определение плот-ности вещества твёрдого тела».
24/14
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пру-жины и измерение сил динамометром.
28/18
Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодейст-вие тел».
32/22
«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».
19
2
2
Контрольная работа № 3 по теме «Давление».
44/11
Лабораторная работа № 7 «Измерение вытал-кивающей силы, действующей на прогруженное в жидкость тело».
46/13
Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости».
48/15
Контрольная работа № 4 по теме «Закон Архи-меда. Плавание тел».
52/19
«Работа и мощность. Энергия».
14
2
1
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий равновесия рычага».
58/6
Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».
60/8
Контрольная работа № 5 по теме «Работа. Мощ- ность. Простые механизмы».
66/14
Резерв
2
ИТОГО
68
10
5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Сборник нормативных документов. Примерные программы по физике. Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. - М.: Дрофа, 2007.
Перышкин А. В., Гутник Е.М.. Тематическое и поурочное планирование по физике к учебнику «Физика 7 класс» - М.: Дрофа, 2000.
Учебник «Физика. 7 класс», Перышкин А.В. – М.: Дрофа, 2008.
Сборник задач по физике, Лукашик В.И., Иванова Е.В. – М.: Просвещение, 2007.
Гутник Е.М. Качественные задачи по физике. 7 - 8 класс.- М.: Просвещение, 1995.
Минькова Р.Д., Панаиоти Е.Н. Тематическое и поурочное планирование по физике. 7 класс. – М.: Дрофа, 2003.
Рыженков А.П. Физика и окружающая среда.- М.: Просвещение, 1997.
Тарасов Л.В. Физика в природе.- М.: Просвещение, 1988.
Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. Под ред. А.В. Усовой.- М.: Просвещение, 1997.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах.- Иркутск.: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990.
Ковтун В.П. Занимательный мир физики.- СПб.: Дельта, 1997.
«Физика в школе».- Научно-методический журнал.- М.: Издательский дом «Школа-Пресс».
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Физика» для обучающихся7 класса
68 часов (2 часа в неделю)
дата
№ п/п
наименование разделов и тем
всего часов
из них
примечание
Практические и лабораторные
контрольные и диагностические материалы
Введение.
4 час.
1./1
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдение и опыт.
§1, 2, 3; ответы на ??
2./2
Физические величины и изме- рение физических величин.
Практикум по определению цены деления измерительных приборов
§§ 4, 5; задание 1;
ответы на ??;
сообщения
3./3
Физика и техника. Роль науки в познании природы
§§1 – 5; стр.159 ЛР №1; ответы на??
4./4
Лабораторная работа №1«Определение цены деления измерительного цилиндра».