Рабочая программа по физике(базовый уровень) в 7-9 классе
Рабочая программа по физике(базовый уровень) в 7-9 классе
Рабочая программа для 7-9 классов учебного предмета «физика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по физике и на основе программы для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия. 7-11 классы/ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов» Москва, издательство «Дрофа», 2010 год, разработанной Е.М. Гутник, А.В. Перышкиным.
Учебный предмет изучается в 7-9 классах, рассчитан на 2 часа в неделю (68 ч в год), в том числе на 14 лабораторных работ в 7 классе, 14 лабораторных работ в 8 классе, 9 лабораторных работ в 9 классе, 4 контрольной работы в 7 классе, 5 контрольных работ в 8 классе, 4 контрольных работы в 9 классе.
Изучение физики в 7-9 классах реализуется на основе использования УМК А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» Москва, Дрофа, 2009 год; А.В. Перышкина «Физика. 8 класс. Москва, Дрофа, 2011 год»; А.В. Перышкина «Физика. 9 класс. Москва, Дрофа, 2010 год» утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ и имеющимися в Федеральном списке, рекомендованных для использования в образовательном учреждении учебников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике(базовый уровень) в 7-9 классе »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
Учителей естественнонаучного цикла
МБОУ «СОШ №13 с УИОП» города Губкина Белгородской области
________________
Беганова Н.Н.
Протокол №_______
от «___» _______ 20 __г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ «СОШ № 13
с УИОП» города Губкина Белгородской области
________________
Морослип Е.А.
«___» ________ 20 __г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» города Губкина Белгородской области ____________
Солдатова Т.В.
Приказ № _____
от «___»______ 20 __г.
Рабочая программа
по физике
(базовый уровень)
в 7--9 классе
Ширинских Галины Алексеевны
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа для 7-9 классов учебного предмета «физика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по физике и на основе программы для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия. 7-11 классы/ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов» Москва, издательство «Дрофа», 2010 год, разработанной Е.М. Гутник, А.В. Перышкиным.
Учебный предмет изучается в 7-9 классах, рассчитан на 2 часа в неделю (68 ч в год), в том числе на 14 лабораторных работ в 7 классе, 14 лабораторных работ в 8 классе, 9 лабораторных работ в 9 классе, 4 контрольной работы в 7 классе, 5 контрольных работ в 8 классе, 4 контрольных работы в 9 классе.
Изучение физики в 7-9 классах реализуется на основе использования УМК А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» Москва, Дрофа, 2009 год; А.В. Перышкина «Физика. 8 класс. Москва, Дрофа, 2011 год»; А.В. Перышкина «Физика. 9 класс. Москва, Дрофа, 2010 год» утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ и имеющимися в Федеральном списке, рекомендованных для использования в образовательном учреждении учебников.
Данный предмет имеет своей целью:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются ; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств , для решения физических задач ;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники ; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры ;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, предусматривающих формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
При проведении уроков используются: проектно-исследовательская деятельность, урок-игра, деловые игры; лабораторные и практические занятия; контрольные работы; срезы знаний в виде самостоятельных работ и тестов, а также кроссвордов; применение мультимедийного материала; решение экспериментальных задач.
смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов:Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца , прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Содержание учебного курса
7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
1. Введение (4 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
2.Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (21 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объема твердого тела.
Измерение плотности твердого тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
9.Определение центра тяжести плоской пластины.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
Измерение давления твердого тела на опору.
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5. Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. «Золотое правило» механики. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
Выяснение условия равновесия рычага.
Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Резервное время (2 ч)
8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
1. Тепловые явления (12 ч)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Фронтальные лабораторные работы
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
2. Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальная лабораторная работа
4. Измерение относительной влажности воздуха.
3. Электрические явления (27 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Фронтальные лабораторные работы
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Регулирование силы тока реостатом.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
Измерение работы и мощности электрического тока.
4. Электромагнитные явления (7 ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Фронтальные лабораторные работы
10. Сборка электромагнита и испытание его действия.
11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
5. Световые явления (9 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света.Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света.Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальные лабораторные работы
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Измерение ускорения свободного падения.
2. Механические колебания и волны. Звук (10 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.
Фронтальные лабораторные работы
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
3. Электромагнитное поле (17 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
Изучение явления электромагнитной индукции.
Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
4. Строение атома и атомного ядра (11 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Годова И.В. Физика. 7 класс. Контрольные работы в новом формате.- М.: Интеллект-Центр, 2012.
Годова И.В. Физика. 8 класс. Контрольные работы в новом формате. М.: Интеллект-Центр, 2012.
Годова И.В. Физика. 9 класс. Контрольные работы в новом формате. М.: Интеллект-Центр, 2013.
Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2013
Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2013.
7. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Тесты. Физика 7-9 классы. М.: «Дрофа»,1998 г.
8. Кирик Л.А. Физика. 7 класс. Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса. 2010 9. Кирик Л.А. Физика. 8 класс. Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса. 2006.
10. Кирик Л.А. Физика. 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса. 2003.
11. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике.7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2014 г.