Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику Пурышевой Н.С. и др.
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику Пурышевой Н.С. и др.
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы « Физика 7» (авторы Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская.–М. Дрофа, 2011 г.). Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику Пурышевой Н.С. и др.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
к утверждению методическим советом Директор МБОУ «Первомайская средняя
общеобразовательная школа»
Председатель МС ______________ ______________________________
Рабочая программа
по физике для 7 ж класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: Портнова Е.А.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы « Физика 7» (авторы Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская.–М. Дрофа, 2009 г.).
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Особенностью предмета в физике в учебном плане образовательной школы является и тот факт что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Ведущая идея курса физики в основной школе - изучение на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения
В приведённом тематическом планировании предусмотрено использование видеотеки, организационно- деловых игр, постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение исследовательских лабораторных работ учащимися, проблемных дискуссий, проектная деятельность учащихся, представление индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исследовательского проекта, публичной презентации.
Основные цели изучения курса физики:
-освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
-Актуальной задачей современной российской школы является перенос основного внимания с процесса передачи знаний на процесс развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а поэтому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении я руководствуюсь следующими дидактическими принципами:
принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности;
принцип доступности и посильности;
принцип учета возрастных особенностях обучаемых;
Принцип научности является важнейшим принципом обучения, так как требует, чтобы содержание обучения знакомило обучающихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, чтобы обучение максимально задействовало раскрытие достижений науки, знакомило школьников с историей науки и перспективами развития данной отрасли знаний.
Принцип связи теории и практики. В последние годы перед педагогами ставится задача подготовить мобильного выпускника этому содействует принцип связи обучения с жизнью (примером является подготовка к итоговой аттестации по математике, где теоретические задачи связаны с практическими видами деятельности человека: ремонт, досуг, отдых, торговля, строительство, биржевые операции ит.д.). Принцип связи обучения с жизнью применяется практически на каждом уроки, где хотя бы одна задача связана с практикой применения информации, полученной учащимися при изучении материала.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок. Выделяют четыре основных типа уроков:
урок по ознакомлению с новым материалом;
урок по закреплению изученного материала;
урок проверки знаний, умений и навыков;
урок по систематизации и обобщению изученного материала.
Основным типом урока является комбинированный.
Также для активизации интеллектуальной и речевой деятельности учащихся использую нестандартные формы проведения учебных занятий, например:
урок-практикум;
урок - исследование;
урок - творческая мастерская;
урок - тест;
урок - конкурс;
урок - игра.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, и частично – поисковый.
Для реализации рабочей программы использую элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии развивающего обучения, игровые, проектная деятельность, внутриклассовой дифференциации, здоровьесберегающей технологии, обучение в сотрудничестве, лекционно-зачётной, инфомационно – коммуникационные.
Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании являются следующие:
Ценностно-смысловые
Общекультурные
Учебно-познавательные
Информационные
Коммуникативные
Социально-трудовые
Компетенции личностного самосовершенствования
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: проектная деятельность, практическая деятельность, обработка информации, IT-технологии, механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности, решение нестандартных, занимательных задач, проблемный способ изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах, проведение олимпиад, тест, дискуссия, групповая работа, парная работа,
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы; формы, устный опрос и письменные формы контроля: контрольные работы, самостоятельные работы, физические диктанты, тестирование.
итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела; формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы, итоговая контрольная работа.
- смысл физических величин: температура, время, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, смещение, амплитуда, частота, период, длина и скорость волны;
- смысл физических законов: законы Ньютона*, закон всемирного тяготения, правило равновесия рычага, закон сохранения энергии, законы отражения и преломления света;
- методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное движение, равноускоренное движение, отражение, преломление и поглощение света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, температуры, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;
- записывать результат измерений с учётом погрешности;
- соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;
- использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
Из них:
-контрольных работ- 5 часов, которые разделены по разделам следующим образом: «Механические явления» 3 часа, «Звуковые явления» 1 час, «Световые явления» 1 час.
-лабораторных работ-9,5 часа.
«Измерение длины, объёма и температуры тела»-1ч., «Измерение размеров малых тел»-0,5ч., «Измерение времени»-0,5ч., «Изучение равномерного движения»-0.5ч., «Измерение массы тела на рычажных весах»-0,5ч., «Измерение плотности вещества твёрдого тела»-1ч., «Градуировка динамометра и измерение сил»-0.5ч., «Измерение силы трения скольжения»-0.5ч., «Изучение условия равновесия рычага»-1ч., «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»-1ч., «Наблюдение прямолинейного распространения света»-0.5ч., «Изучение явления отражения света»- 1ч., «Изучение изображения, даваемого линзой»- 1ч.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Данное планирование определяет достаточный объём учебного времени для повышения физических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Учебно – тематический план.
тема
Содержание учебного материала
Количество часов
Количество лабораторных работ
Количество контрольных работ.
Введение.
Физика- наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерения. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире
6
3
Механические явления.
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Инерция. Масса и ее измерение. Плотность вещества и ее измерение. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения сил. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Правило равновесия рычага. КПД. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии.
38
8
3
Звуковые явления.
Колебательное движение. Звук. Источники звука. Волновое движение. Длина волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Отражение звука.
6
1
Световые явления.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой пучок и световой луч. Тень и полутень. Отражение света. Изображение предмета в плоском зеркале. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линза, ход лучей в линзе. Фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Очки, лупа. Разложение белого света в спектр. Цвета тел.
16
3
1
Резервное время.
4
Всего.
70
14
5
Основное содержание :
Введение.
Физика- наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерения. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Механические явления.
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Инерция. Масса и ее измерение. Плотность вещества и ее измерение. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения сил. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Правило равновесия рычага. КПД. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии.
Звуковые явления.
Колебательное движение. Звук. Источники звука. Волновое движение. Длина волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Отражение звука.
Световые явления.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой пучок и световой луч. Тень и полутень. Отражение света. Изображение предмета в плоском зеркале. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линза, ход лучей в линзе. Фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Очки, лупа. Разложение белого света в спектр. Цвета тел.
Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
№
Тема
Вид контроля
По плану
Фактически
1
Введение
Лабораторная работа №1 «Измерение длины, объёма и температуры тела»
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».»
Лабораторная работа №3 «Измерение времени»
2
Механические явления
Лабораторная работа №4 «Изучение равномерного движения». Решение задач.
Измерение массы. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела»
Контрольная работа №1
Лабораторная работа №7 «Градуировка динамометром и измерение сил»
Контрольная работа №2 (по материалу п.20-27)
Лабораторная работа №8 «Измерение силы трения скольжения» Трение в природе и технике.
Лабораторная работа №9 «Измерение коэффициента трения скольжения».
Лабораторная работа №10 « Изучение условия равновесие рычага»
Лабораторная работа №11 «Изменение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».
Контрольная работа №3 (по материалу п. 33-37)
Контрольная работа №4 (по теме «Звуковые явления»)
3
Световые явления
Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»
Лабораторная работа № 13 «Изучение явления отражения света»
Лабораторная работа № 14 «Изучение изображения, даваемые линзой».
- смысл физических величин: температура, время, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, смещение, амплитуда, частота, период, длина и скорость волны;
- смысл физических законов: законы Ньютона*, закон всемирного тяготения, правило равновесия рычага, закон сохранения энергии, законы отражения и преломления света;
- методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное движение, равноускоренное движение, отражение, преломление и поглощение света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, температуры, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;
- записывать результат измерений с учётом погрешности;
- соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;
- использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Учебно – методическое обеспечение
I.Учебно-методический комплект:
1. Учебник «Физика. 7 класс», Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. 2009г.
2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.
3. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.
4. Рабочая тетрадь Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. 2012г.
5. Тематическое и поурочное планирование. Физика 7 класс. Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. 2004г.
II. Литература для учителя
Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е., Физика - 7 : учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2011.
Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е. Физика - 7 : Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2011.
Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е. Физика - 7 : Тематическое и поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2009.
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Марон А.Е. Физика: дидактические материалы для 7 класса. - М.: Дрофа, 2006.
Типовые тестовые задания ГИА от разработчиков ФИПИ
III. Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Принтер
Программные средства.
Образовательная коллекция 1С: Физика 7-11класс
1С: Школа. Физика 7-11класс. Практикум
Операционная система Windows ХР.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837
Программа-архиватор WinRar.
Календарно - тематический план
№ темы
№ урока
Тема урока
Количество часов
Тип урока
Содержание урока
Виды, формы контроля
Домашнее задание
Дата проведения
по плану
Фактически
1
Введение
6
1/1
Что и как изучают физика и астрономия.
1
Урок изучения нового материала
Что и как изучают физика и астрономия. Физические явления. Наблюдение и описание физических явлений. Гипотеза. Физические тела. Тело и вещество. Связь физики и астрономии.
Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учётом абсолютной погрешности.
тест
П. 4,5.
4/4
Лабораторная работа №1 «Измерение длины, объёма и температуры тела»
1
Урок практикум
Правила пользования линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой) и термометром. Запись результата измерений. Определений погрешностей измерений.
Задание №3
5/5
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».
Связи между физическими величинами.
1
Урок практикум
Способы уменьшения погрешностей измерений. Измерение малых величин.
Роль математики в развитии физики. Связь между физическими величинами. Физический закон.
Задание №5
Тест
§ 6
6/6
Лабораторная работа №3 «Измерение времени»
Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.
1
Комбинированный урок
Взаимосвязь физики и техники. Обобщение знаний учащихся по теме «Введение»
Правило пользование секундомером. Погрешность измерение времени с помощью секундомера.
Беседа.
§.7.8
2
Механические явления.
38
1/7
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.
1
Урок изучения нового материала
.Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Тело отсчёта.
Задание №7 (2,3)
§ 9,10.
2/8
Траектория. Путь. Равномерное движение.
1
Комбинированный урок
Траектория движения. Пройденный путь .Единица пути.. Прямолинейное равномерное движение.
Задание №7)4)
11.12
3/9
Скорость равномерного движения.
1
Комбинированный урок
Скорость прямолинейного равномерного движения. Определение и формула для расчёта скорости. Единицы скорости. Скорости движения, встречающиеся в природе и технике. Скорость - векторная величина.
Л. №117,119,128.
12
4/10
Лабораторная работа №4 «Изучение равномерного движения». Решение задач.
1
Урок практикум
Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости движения тела от времени.
Задание №8
5/11
Неравномерное движение. Средняя скорость.
1
Комбинированный урок
Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Формула для расчёта средней скорости.
Л. № 133, 135, 137.
13
6/12
Равноускоренное движение. Ускорение.
1
Урок изучения нового материала
Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Ускорение - векторная физическая величина.
ККР ( по материалу п.12,13)
14
7/13
Решение задач. Путь, пройденный телом при равноускоренном движении.*
1
Урок практикум
Расчёт скорости равноускоренного движения. Построение и чтение графиков зависимости скорости равноускоренного движения от времени. Формула пути при равноускоренном движении.
Задание №10
П. 15
8/14
Инерция.
1
Урок изучения нового материала
Причина изменения скорости тел. Явление инерции. Закон инерции.
ККР
П. 16
9/15
Масса.
1
Урок изучения нового материала
Масса тела. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел.
Задание №12
П. 17
10/16
Измерение массы. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значение плотностей твёрдых, жидких и газообразных веществ.
Задание №13
П. 19
12/18
Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела»
1
Урок практикум
Л. №237,265, 267.
13/19
Решение задач. Контрольная работа (по материалу п. 17-19)
1
Урок контроля.
КР
14/20
Сила.
1
Урок изучения нового материала
Понятие силы. Сила как мера взаимодействия тел. Сила – физическая величина. Единица силы. Сила- векторная величина. Зависимость ускорения движущегося тела от его массы и действующей на него силы. Определение значения силы, действующей на тело, по его массе и ускорению движения.
Задание №13(4)
П. 20
15/21
Измерение силы. Международная система единиц.
1
Комбинированный урок
Деформация- результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство. Измерение сил с помощью динамометра. Международная система единиц, основные и производные единицы.
Л. №319, 32.0
П.21, 22
16/22
Сложение сил.
1
Комбинированный урок
Сложение сил. Равнодействующая и составляющие силы. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой.
Л. №365,366
П. 23
17/23
Сила упругости.
1
Комбинированный урок
Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жесткость пружины. Закон Гука.
Задание №16(1,3,4)
П. 24
18/24
Сила тяжести.
1
Комбинированный урок
Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъёма над поверхностью Земли. Ускорении свободного падения на других планетах Солнечной системы и на Луне.
Задание №17
П.25
19/25
Решение задач. Закон всемирного тяготения.*
1
Урок практикум
Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная, её физический смысл. Закон всемирного тяготения.
Л. №288, 297, 301.
П. 26
20/26
Вес тела. Невесомость.
1
Комбинированный урок
Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести.
Задание №19
П. 27
21/27
Лабораторная работа №7 «Градуировка динамометром и измерение сил» Решение задач.
1
Урок практикум
Л.№307, 309, 311.
22/28
Давление. Контрольная работа (по материалу п.20-27)
1
Комбинированный урок
Давление. Зависимость давления от модуля действующей силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Формула для расчёта давления. Единица давления. Давление в природе и технике.
КР
П. 28
23/29
Сила трения.
1
Комбинированный урок
Сила трения. Зависимость силы трения от силы нормального давления. Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей. Коэффициент трения. Формула для нахождения силы трения. Виды трения.: трение скольжения, трение качения, трение покоя.
Задание №21(2,3,5)
П.29
24/30
Лабораторная работа №8 «Измерение силы трения скольжения» Трение в природе и технике.
1
Урок практикум
Примеры влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике.
Задание №21(1,6)
25/31
Лабораторная работа №9 «Измерение коэффициента трения скольжения». Обобщение пройденного материала. Законы Ньютона.*
1
Урок практикум
.
П. 30
26/32
Механическая работа.
1
Комбинированный урок
Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единицы работы.
Л. №667, 760, 677.
П. 31
27/33
Мощность.
1
Комбинированный урок
Мощность. Единицы мощности.
Л.№707,708,717
П. 32
28/34
Решение задач.
1
Урок практикум
Л.№ 678, 690, 718,
29/35
Простые механизмы.
1
Комбинированный урок
Простые механизмы. Виды простых механизмов.
ККР
П.33
30/36
Правило равновесие рычага.
1
Комбинированный уро
Рычаг. Плечо силы. Правило равновесие рычага. Применение рычагов в природе, технике, быту.
Л.№ 750, 751.
П. 34
31/37
Лабораторная работа №10 « Изучение условия равновесие рычага»
1
Урок практикум
Л.№ 738,741.
32/38
Применение правила равновесие рычага к блоку. «Золотое правило» механики.
1
Комбинированный урок
Блок. Подвижный и неподвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов «Золотое правило» механики.
Л.№ 760, 763, 764.
П. 35,
33/39
Коэффициент полезного действия
1
Комбинированный урок
Полезная работа. Полная работа. Коэффициент полезного действия.
Л.№788, 792.
П. 36
34/40
Лабораторная работа №11 «Изменение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».
1
Урок практикум
Л.№ 775,782.
35/41
Энергия. Кратковременная контрольная работа (по материалу п. 33-37)
1
Урок контроля
Понятие энергии. Энергия – физическая величина. Единица энергии.
ККР
П.37
36/42
Кинетическая и потенциальная энергия.
1
Комбинированный урок
Кинетическая энергия. Зависимость к.э. от массы тела и его скорости. Потенциальная энергия и её зависимость от массы тела и высоты подъёма. Потенциальная энергия деформированного тела.
Задание №28 (1,2,5,6)
П.38
37/43
Закон сохранения энергии в механике.
1
Комбинированный урок
Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Не сохранение механической энергии в случаях действия сил трения.
КПР
П. 39
38/44
Повторение и обобщение темы.
1
Урок обобщения и повторения.
Основные законы, понятия, физические величины и эксперименты, изученные в теме «Механические явления»
Беседа.
Итоги главы 1
3
Звуковые явления.
6
1/45
Колебательное движение. Период колебаний маятника*
1
Урок изучения нового материала
Колебательное движение. Колебание шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота. Математический маятник* Период колебаний маятника*.
Задание №30(1,2)
П. 40,41
2/46
Звук источники звука.
1
Комбинированный урок
Колеблющееся тело- источник звука .Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека.
КПР
П. 42
3/47
Волновое движение. Длина волны.
1
Комбинированный урок
Волновое движение. Условия возникновения и распространение волн. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны. Формула для скорости волны.
Задание №33
П.43,44
4/48
Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука.
1
Комбинированный урок
Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Звуковые волны и их распространение. Строение уха человека.* хорошие и плохие проводники звука. Звукоизоляция. Скорость звука. Зависимость скорости звука от свойств среды и от температуры.
Л.№ 902, 903, 904.
П.45,46
5/49
Громкость и высота звука. Отражение звука.
1
Урок изучения нового материала
Громкость звука и амплитуда колебаний. Высота звука и частота колебаний. Тембр звука. Отражение звука. Эхо. Эхолот. Поглощение звука.
КПР
П. 47,48
6/50
Повторение и обобщение темы. Кратковременная контрольная работа (по теме «Звуковые явления»)
1
Урок обобщения и контроля.
Повторение и обобщение знаний о характеристиках колебательного и волнового движений, условиях существования распространения звуковых вол.. свойствах звука.
ККР
Итоги главы 2
4
Световые явления.
16
1/51
Источники света
1
Комбинированный урок
Источники света: тепловые и люминесцирующие. Источники отражённого света. Естественные и искусственные источники света. Лампа накаливания.
Л.№ 1485, 1487
П. 49
2/52
Прямолинейное распространение света. Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»
1
Урок практикум
Прямолинейное распространение света. Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождении преград очень малых размеров.* Применение явления прямолинейного распространения света на практике.
П. 50
3/53
Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени.
1
Комбинированный урок
Световой пучок. Световой луч. Световые пучки разной формы и их изображение с помощью лучей. Свойство независимости световых пучков. Точечный источник света. Тень и полутень. Солнечное и лунное затмения.
Задание № 40
П. 51,51
4/54
Отражение света. Лабораторная работа № 13 «Изучение явления отражения света»
1
Урок практикум
Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и рассеянное отражение света.
П. 53
5/55
Изображение предмета в плоском зеркале.
1
Комбинированный урок
Получение изображения предмета в плоском зеркале. Особенности изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение . перископ.
Задание №43 (3,4)
П.54
6/56
Повторение материала. Решение задач. Вогнутое зеркало*
1
Урок практикум
Вогнутое зеркало*. Применение вогнутых зеркал*.
КПР
П. 55.56
7/57
Преломление света. Полное внутреннее отражение.
1
Комбинированный урок
Явление преломление света. Соотношение между углами падения и углами преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Полное внутреннее отражение. Ход лучей в призмах.
Л.№1568.
П. 57-59
8/58
Линза, ход лучей в линзе.
1
Комбинированный урок
Линза. Собирающие и рассеивающие линзы. Основные точки и линии линзы. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.
КПР
П. 60
9/59
Лабораторная работа № 14 «Изучение изображения, даваемые линзой».
1
Урок практикум
Задание №51
П.61
10/60
Фотоаппарат. Проекционный аппарат.
1
Комбинированный урок
Устройство фотоаппарата и ход лучей в нём. Создание резкого изображения, роль диафрагмы. Устройство проекционного аппарата и ход лучей в нём.
П.62
11/61
Глаз.
1
Комбинированный урок
Строение глаза человека. Оптическая система глаза. Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения.
Задание № 54
П.63
12/62
Очки, лупа.
1
Комбинированный урок
Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Очки. Правила гигиены зрения. Лупа. Увеличение лупы.
Л.№ 1619, 1614.
П.64
13/63
Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов.
1
Комбинированный урок
Спектр белого света. Спектральные цвета .Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета. Основные цвета спектра.
Вопросы к п. 65,66
П.65.66
14/64
Цвета тел. Обобщение темы «Световые явления»
1
Урок обобщения и повторения
Поглощение света средой. Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность цвета.