Рабочая программа по физике разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы программы В.А. Орлов, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е. Фрадкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2008. Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом полного общего образования по физике и предназначена для работы по учебнику физики для 11класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева - базовый и профильный уровни.
Программа включает следующие разделы: цели изучения физики, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, литература.
Курс рассчитан на 68 ч – в 11 классе. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 4 лабораторные работы, 5 контрольных работ.
Рабочая программа по физике включает разделы: пояснительную записку; цели изучения физики, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, литературу.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
Уметь
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
Рационального природопользования и защиты окружающей среды.
| Тема урока | Коли- чество часов | Дата проведения | Приме- чание |
План | Факт |
| Магнитное поле | 5 ч. | | | |
-
| 1. Магнитное поле, его свойства. | 1 | | | |
-
| 2. Магнитное поле постоянного электрического тока. | 1 | | | |
-
| 3. Действие магнитного поля на проводник с током. Решение задач. | 1 | | | |
-
| 4. Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. | 1 | | | |
-
| 5. Решение задач. | 1 | | | |
| Электромагнитная индукция | 4 ч. | | | |
-
| 1. Явление электромагнитной индукции. | 1 | | | |
-
| 2. Самоиндукция. Индуктивность. Электродинамический микрофон. | 1 | | | |
-
| 3. Лабораторная работа №1 «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | | | |
-
| 4. Контрольная работа №1 «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ» | 1 | | | |
| Электромагнитные колебания | 3 ч. | | | |
-
| 1. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания | 1 | | | |
-
| 2. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | 1 | | | |
-
| 3. Переменный электрический ток. | 1 | | | |
| Производство, передача и использование электрической энергии | 4 ч. | | | |
-
| 1. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. | 1 | | | |
-
| 2. Решение задач. | 1 | | | |
-
| 3. Производство и использование электрической энергии. | 1 | | | |
-
| 4. Передача электроэнергии. | 1 | | | |
| Электро-магнитные волны | 4 ч | | | |
-
| 1. Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. | 1 | | | |
-
| 2. Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. | 1 | | | |
-
| 3. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. | 1 | | | |
-
| 4. Контрольная работа №2 «Электромагнитные колебания» | 1 | | | |
| Оптика | 10 ч. | | | |
-
| 1. Скорость света. | 1 | | | |
-
| 2. Закон отражения света. | 1 | | | |
-
| 3. Закон преломления света. | 1 | | | |
-
| 4. Дисперсия света. Решение задач. | 1 | | | |
-
| 5. Лабораторная работа №2 «Измерение показателя преломления стекла | 1 | | | |
-
| 6. Интерференция света. | 1 | | | |
-
| 7.Дифракция света. | 1 | | | |
-
| 8. Лабораторная работа №3«Измерение длины световой волны» | 1 | | | |
-
| 9. Поляризация света. | 1 | | | |
-
| 10. Контрольная работа №3 «Оптика» | 1 | | | |
| Элементы теории относительности | 3 ч. | | | |
-
| 1. Постулаты теории относительности. | 1 | | | |
-
| 2. Релятивистская динамика. Принцип соответствия. | 1 | | | |
-
| 3. Связь между массой и энергией. | 1 | | | |
| Излучение и спектры | 3 ч. | | | |
-
| 1. Виды излучений. Шкала электромагнитных излучений. | 1 | | | |
-
| 2. Спектры и спектральный анализ. Лабораторная работа №4 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | 1 | | | |
-
| 3. Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение. | 1 | | | |
| Квантовая физика | 5 ч. | | | |
-
| 1. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. | 1 | | | |
-
| 2. Фотоны. | 1 | | | |
-
| 3. Применение фотоэффекта. | 1 | | | |
-
| 4. Решение задач | 1 | | | |
-
| 5. Контрольная работа №4 «Квантовая физика» | 1 | | | |
| Атомная физика | 3 ч | | | |
-
| 1. Строение атома. Опыт Резерфорда. | 1 | | | |
-
| 2. Квантовые постулаты Бора. | 1 | | | |
-
| 3. Лазеры. | 1 | | | |
| Физика атомного ядра Элементарные частицы | 9 ч. | | | |
-
| 1. Строение атомного ядра. Ядерные силы | 1 | | | |
-
| 2. Энергия связи атомных ядер. | 1 | | | |
-
| 3. Закон радиоактивного распада. | 1 | | | |
-
| 4. Ядерные реакции. Деление ядер урана. | 1 | | | |
-
| 5.Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. | 1 | | | |
-
| 6. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. | 1 | | | |
-
| 7. Физика элементарных частиц | 1 | | | |
-
| 8. Единая физическая картина мира. | 1 | | | |
-
| 9. Контрольная работа№5 « Физика атомного ядра» | 1 | | | |
| Строение Вселенной | 7 ч. | | | |
-
| 1. Строение солнечной системы | 1 | | | |
-
| 2. Система «Земля-Луна». | 1 | | | |
-
| 3. Общие сведения о Солнце. | 1 | | | |
-
| 4. Источники энергии и внутренне строение Солнца. | 1 | | | |
-
| 5. Физическая природа звезд. | 1 | | | |
-
| 6. Наша галактика. | 1 | | | |
-
| 7. Происхождение и эволюция галактик и звезд. | 1 | | | |
| Повторение. Подготовка к ЕГЭ. | 8 ч | | | |
-
| Подготовка к ЕГЭ. Основные законы механики. | 1 | | | |
-
| Подготовка к ЕГЭ. Статика и гидростатика. | 1 | | | |
-
| Подготовка к ЕГЭ. Механические колебания и волны. | 1 | | | |
-
| Подготовка к ЕГЭ. Молекулярная физика. | 1 | | | |
-
| Подготовка к ЕГЭ. Электростатика. | 1 | | | |
-
| Подготовка к ЕГЭ. Электродинамика. | 1 | | | |
-
| Подготовка к ЕГЭ. Колебания и волны. | 1 | | | |
-
| Подготовка к ЕГЭ. Физика атомного ядра. | 1 | | | |
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
Требования к минимуму содержания начального общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.1998г. № 1235)
Примерные программы по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263)
Мякишев Г.Я. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой, - 18 изд- М.: Просвещение, 2009.
Саенко П.Г. и др. Программы общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2005.
Орлов В.А. Физика в таблицах. 7-11 кл.: Справочное пособие.- М.: Дрофа, 2003.
Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7-11 кл.- М.: Школьная Пресса, 2003.
Гусев И.Е. Физика. Решение задач: В 2 кн. – Мн.: Литература, 1997.
Орлов В.А., Никифоров Г.Г., др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика.- М.: Интеллект-Центр, 2005.
Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1.- М.: Наука, 1986.
Усова А.В. Краткий курс истории физики: Учебное пособие.- Челябинск: Факел ЧГПИ, 1995.
Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
Сауров Ю.А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005
В.Г. Маркина. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006