Рабочая программа по физике для 8 класса к учебнику Пурышевой, Важеевской на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой указан статус документа, описание предмета, подробное содержание материала, критерии оценивания, лабораторные работы, список литературы и подробное календарно-тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике 8 класс »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя школа имени Н. Н. Благова
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
естественно-математ. цикла
Протокол № ____ от ______________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______________ В.С.Совина
«___» ___________________ 20___ г
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
____________А.В.Ефимов
«___» ___________________ 20___ г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ
Класс: 8Б
Учитель: Гердт Светлана Петровна
Количество часов в неделю: 2
Количество часов в год: 68
Количество контрольных работ: 6
Количество лабораторных работ: 12
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Программа основного общего образования по физике \/II – IX классы(Авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская)
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике. Базовый уровень.
Учебно - методический комплекс:
Учебник: Пурышева Н. С. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская. - М.: Дрофа, 2012.
Дидактические материалы:
Пурышева Н. С. Физика. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской «Физика. 8 класс».- М.: Дрофа, 2012
Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвешение,2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Статус документа
Рабочая программа уроков физики 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Программа основного общего образования по физике \/II – IX классы(Авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская) Программа отражает содержание курса физики основной школы (VII—IX классы). Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соответствует обязательному минимуму содержания физического образования в основной школе.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике. Базовый уровень.
2. Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формированияоснов научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
3. Основные содержательные линии
В курс физики 8 класса входят следующие разделы:
Первоначальные сведения о строении вещества
Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел
Тепловые явления.
Электрические явления.
Электрический ток
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: внутренняя энергия, агрегатные состояния вещества, количество теплоты, электризация, электрический ток, сила тока, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, магнитное поле, свет. В программе и работе отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Ома, А.Ампера, А.Вольт.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
· Классноурочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение экспериментальных задач.
4. Изучение физики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о тепловых, электрических, электромагнитных, световых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
· воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
5. Основные задачиизучения физики в 8 классе:
· сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
· научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
6. Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 8 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по программе - 68, согласно ШУП - 2 часа в неделю.
7. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Изучение физики в 8 классе нацелено на выработку компетенций:
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, обосновывать суждения, давать определения, пытаться приводить доказательства;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
- понимать роль науки, усиление взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;
- овладевать умениями безопасного использования и применения полученных знаний в быту при решении практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
8. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по физике за курс 8 класса.
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
смысл законов: закона сохранения энергии в тепловых процессах, закона Ома для участка электрической цепи, закона Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света и отражения света;
2.Учащиеся должны уметь:
описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
пытаться осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники.
9. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:
№
Тема
Программа Пурышевой, Важеевской
Рабочая программа
1.
Первоначальные сведения о строении вещества
6
5
2.
Механические свойства газов, жидкостей и твердых тел
12
13
3.
Тепловые явления
12
10
4.
Изменение агрегатных состояний вещества
6
4
5.
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел
4
9
6.
Электрические явления
6
5
7.
Электрический ток
14
22
8.
Электромагнитные явления
7
0
9
Повторение и обобщение
1
0
ВСЕГО
68
68
10. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 час)
Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.) Строение вещества. Молекулы. Движение молекул. Диффузия. Взаимодействие молекул. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Смачивание. Капиллярные явления.
Механические свойства газов, жидкостей и твердых тел (13 ч.) Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Атмосферное давление. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело (сила Архимеда) Плавание судов. Воздухоплавание. Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Виды деформации. Свойства твердых тел.
Тепловые явления (10 ч.) Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Уравнение теплового баланса. Удельная теплота сгорания топлива. Первый закон термодинамики
Изменение агрегатных состояний вещества (4 ч.) Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Испарение и конденсация. Кипение. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха.
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (9 ч.) Связь между давлением и объемом газа. Связь между давлением и температурой газа. Связь между давлением, объемом и температурой газа. Применение газов в технике. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Принципы работы тепловых жидкостей. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
Электрические явления (5 ч.) Электрический заряд. Делимость электрического заряда. Строение атома. Электризация тел. Понятие об электрическом поле. Линии напряженности ЭП. Проводники и диэлектрики
Электрический ток (22 ч.) Электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока. Электрическая цепь. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение.
Вольтметр. Сопротивление проводника.Расчет сопротивления проводника Реостаты. Закон Ома для участка цепи. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Мощность электрического тока. Работа электрического тока. Закон Джоуля- Ленца
11. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех негрубых ошибок,
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Решение каждой задачи оценивается (см. таблицу), причем за определенные погрешности оценка снижается.
Качество решения
Оценка
Правильное решение задачи:
5
получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;
задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.
4
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)
Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.
3
Грубые ошибки в исходных уравнениях.
2
Перечень ошибок.
Грубые ошибки.
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки.
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
12. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
№
ЛР
Цель ЛР
Основное содержание
1
ЛР №1. Измерение выталкиваю-щей силы.
Научиться измерять выталкивающую силу, действующую на тела разной формы, погруженные в воду
Оборудование: динамометр, измерительный цилиндр, набор грузов.
Эксперимент.
Указания к работе:
Измерьте вес тела в воздухе (P0).
Измерьте вес тела, погруженного в воду (P).
Определите объем тела. Результаты запишите в таблицу.
Для каждого из тел определите архимедову силу как разницу между весом в воздухе (P0) и в воде (P). Результаты занесите в таблицу.
Вычислите вес воды. Результат запишите в таблицу.
2
ЛР №2. Изучение условий плавания тел.
Установить экспериментально, при каких условиях тело тонет, всплывает и плавает.
Приборы и материалы: весы, гири, измерительный цилиндр, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, фильтровальная бумага или сухая тряпка.
ХОД РАБОТЫ
Насыпьте в пробирку столько песка, чтобы она, закрытая пробкой, плавала в мензурке с водой в вертикальном положении и часть её находилась над поверхностью воды.
Определите выталкивающую силу, действующую на пробирку. Для этого измерьте объём воды в мензурке до помещения в неё пробирки и после помещения в неё пробирки, а затем рассчитайте величину выталкивающей силы ,равной весу жидкости, вытесненной пробиркой.
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Выньте пробирку с песком из воды, протрите её и определите на рычажных весах её массу с точностью до 1 г. Рассчитайте силу тяжести, действующую на пробирку, которая равна весу пробирки с песком в воздухе. Результат запишите в таблицу.
Насыпьте в пробирку еще немного песка и вновь определите выталкивающую силу и силу тяжести в соответствии с пунктами 2, 3. Проделайте это несколько раз, пока пробирка, закрытая пробкой, не утонет.
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Отметьте, когда пробирка тонет, всплывает или «висит» в толще воды.
3
ЛР №3 Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры
Сравнить количество теплоты, полученное холодной водой, с количеством теплоты, отданным горячей водой в процессе теплообмена при смешивании.
Приборы и материалы: калориметр, мензурка, термометр, сосуд с
холодной водой, горячая вода
Задание:
1. Отмерьте мензуркой 100 мл холодной воды. Масса холодной воды m1 =
100 г
2. Измерьте термометром температуру холодной воды t1
3. Отмерьте мензуркой 100 мл горячей воды. Масса горячей воды m2 = 100 г.
4. Перелейте во внутренний стакан калориметра горячую воду массой 100 г.
5. Измерьте термометром температуру горячей воды t2
6. Перелейте в калориметр с горячей водой холодную воду. Осторожно
помешивая воду, измерьте температуру полученной смеси t. Рассчитайте
количество теплоты Q2, отданное горячей водой по формуле: Q2 = с m2
(t2 - t)
7. Рассчитайте количество теплоты Q1, полученное холодной водой по
формуле: Q1 = с m1 (t - t1)
8. Сравните количества теплоты Q1 и Q2. Сделайте соответствующий