Рабочая программа по физике 7 класс (А.В.Перышкин)
Рабочая программа по физике 7 класс (А.В.Перышкин)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике: Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А.В.Перышкина, Е.М.Гутник, А.И.Иванова/ Е.М.Гутник, М.А.Петрова, О.А.Черникова. - М.:Просвещение, 2021г.-77с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс (А.В.Перышкин)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ахметлейская основная школа
Рассмотрено Утверждаю
на заседании МО естественно- Директор школы
математического цикла ______________
Протокол № 1 Приказ №137 от «27» августа 2021 г.
от «27» августа 2021 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета - физика
Класс ___7
Уровень общего образования - базовый
Учитель:___________________________
Срок реализации программы 1 год 2021-2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего- 66 часов в год; в неделю-2-часа.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике: Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А.В.Перышкина, Е.М.Гутник, А.И.Иванова/ Е.М.Гутник, М.А.Петрова, О.А. Черникова. – М.:Просвещение, 2021г.-77с.
Учебник: Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В.Перышкин. – М.: Дрофа, 2017.-319с.
Рабочую программу составил(а) ________________________
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации, с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Основное содержание программы
Содержание тем учебного курса
1. Введение (4ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Определение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объема тела.
5. Измерение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 ч)
Давление. Давление твердых тел.
Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли, Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5. Работа и мощность.Энергия (13ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы, Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
9. Выяснение условия равновесия рычага.
10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Повторение — 2ч.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по физике в 7 классе (при 2 уроках в неделю, 66 уроков за год)
№
Тема урока
Кл.часов
Домашнее задание
Дата
план
Дата
факт
Физика и её роль в познании окружающего мира
4 ч
1
Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика.
Некоторые физические термины.
1
§1,2.3
2
Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин.
1
§4,5, упр.1, зад.3,4.стр11, это любопытно стр12
3
Л. работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора»
1
§,§4,5
4
Физика и техника.
1
§6, Задание .№ 1-2 стр. 19, итоги введения
Первоначальные сведения о строении вещества
6 ч
5
Строение вещества. Молекулы. Л/р №2 «Измерение размеров малых тел»
1
§7, 8
6
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
1
§ 9,10, задание .№ 2,3 стр29
7
Взаимное притяжение и отталкивание тела
1
§ 11, З №1-,2 стр .33
8
Агрегатные состояния вещества
1
§ 12, вопросы стр.35
9
Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов
1
§ 13, задание1,2
10
Контрольная работа №1«Первоначальные сведения о строении вещества»
1
Итоги главы стр.38,39
Взаимодействие тел
23 ч
11
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение
1
§,§14,15, упр 2,
№1-3, з №1-2 стр42..
12
Скорость, единицы скорости
1
§16, п. §14-15,упр3 №1,4
13
Расчёт скорости, пути и времени движения
1
§17, упр 4 №2,3, зад стр 51
14
Инерция
1
§18 упр 4 № 4,5
15
Взаимодействие тел
1
§19
16
Масса тела. Единицы массы
1
§20, § 21,упр 6
17
Л/р №3 «Измерение массы вещества на рычажных весах»
1
§ 21
18
Плотность вещества.
1
§22 ; упр 7 № 2-4
19
Лабораторная работа №4 «Измерение объёма твёрдого тела».
1
§22; упр 7 №5
20
Л/р№5 «Определение плотности твёрдого тела»
1
§§18-22 повторить
21
Расчёт массы и объёма вещества по его плотности
§23 упр. 8 №1,2
22
Решение задач по теме «Масса тела. Плотность вещества»
1
§§14-23; упр.8, 3,4 , задание стр.66
23
Контрольная работа №2 «Механическое движение. Масса, плотность вещества».
1
24
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести
1
§§24,25, упр 9
25
Сила упругости. Закон Гука.
1
§26 учить
26
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой и массой тела
1
§§ 27-28, упр. 10 №2,3,5,это л стр 75
27
Сила тяжести на других планетах
§29, это л стр 82
28
Динамометр. Л/р №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
1
§30 упр.11
29
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
1
§31, упр.12 №1-3,
30
Сила трения. Трение покоя.
1
§§32-32, подг. опис. ЛР №7
31
Трение в природе и технике. Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
1
§34, доклады
32
Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил».
1
п. §§24-34 повторить
33
Контрольная работа №3“Взаимодействие тел”
1
§§24-34, итоги гл 2
Давление твердых тел, жидкостей и газов
20 ч
34
Давление.
1
§§35, упр. 14 (1,2), подг доклады
35
Способы уменьшения и увеличения давления
1
§§35,36, упр 15 З №1 стр 105
36
Давление газа.
1
§37, з-чи П
37
Передача давления жидкости и газами. Закон Паскаля.
1
§38, упр.16 (4), это л стр 111
38
Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Решение задач.
1
§§39,40,упр 17(1,2), это л стр119
39
Сообщающиеся сосуды.
1
§41, упр18(1,2)
40
Вес воздуха. Атмосферное давление.
1
§§42-43, упр19,20,з стр 125
41
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли
1
§44 Упр21(1,2
42
Барометр-анероид Атмосферное давление на различных высотах
1
§§45-46, упр23, з стр131
43
Манометры.
1
§47
44
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Решение задач
1
§§48-49, упр 24, 25(1), з стр 143
45
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.
1
§50, доклад
46
Закон Архимеда.
1
§51, упр 26, это л стр 150
47
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело»
1
§§50,51
48
Плавание тел.
1
§52, упр27(1,2)
49
Решение задач по теме «Архимедова сила. Плавание тел»
1
§§50-52, задачи П
50
Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»
1
Упр27(3-5)
51
Плавание судов. Воздухоплавание.
1
§§53,54, упр28(1,2)
52
Решение задач
1
З-чи в тетр. п. §§50-54, упр №29. Итоги главы 3
53
Контрольная работа №4 по теме «Давление твёрдых тел жидкостей и газов».
1
Итоги главы 3, з стр. 161
Работа. Мощность. Энергия.
13 ч
54
Механическая работа. Единицы работы.
1
§55 упр30(1-3)).
55
Мощность. Единицы мощности.
1
§56 упр31(1,3), задание 2, 3 стр.170
56
Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность»
1
Задания в тетради
57
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
1
§§57,58, доклады
58
Моменты силы.Рычаги в технике, быту и природе.
1
§§59,60 упр32(1,2)
59
Применение правила равновесия рычага к блоку. Лабораторная работа №10 «Выяснение условий равновесия рычага»
1
§61, задание стр.180
60
“Золотое правило ” механики. КПД механизмов.
1
§62 упр33(1,2)
61
Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
1
§§63,64, задание стр.184
62
Л/ р №11 «Определение КПД при подъёме по наклонной плоскости
1
§65, вопросы стр.191
63
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии
1
§§66,67 упр 34
64
Превращение одного вида механической энергии в другой.
1
§68 п. §§66,67, упр 35
65
Решение задач
1
Это любопытно стр.199
66
Контрольная работа №5 ”Работа, мощность, энергия”
1
Итоги главы 4
Приложение №1
Фонд контрольно – измерительных материалов по физике для 7 класса
на 2018/2019 учебный год.
Вид работы
Разработчик
Источник
Контрольные работы
Громцева О.И.
Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс»/ О.И.Громцева.-М.:Издательство «Экзамен», 2010.-109.
Контрольно-измерительные материалы
Н.И.Зорин
Контрольно-измерительные материалы. Физика: 7,8,9 кл /Сост. Н.И.Зорин. – М.: ВАКО,2013.-80.