Просмотр содержимого документа
«Инструкционные карты по физике»
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДУВАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ СЕЛА МАЛОЯЗ
Методические указания для обучающихся
по выполнению практических занятий
ОУД. Физика
«общеобразовательный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по профессиям технического и естественнонаучного профиля
Малояз 2017
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
предметной (цикловой) комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол № ______
от «___» _____________2017 г.
от «___» _____________2017 г.
Заведующий учебной частью
Председатель: _____ И.Р.Хафизова
____________С.С.Вахитова
Составитель: Хафизова И.Р., преподаватель математики ГБПОУ ДМК села Малояз
Методические указания для выполнения практических занятий) являются частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям технического и естественнонаучного профиля в соответствии с требованиями ФГОС.
Методические указания по выполнению практических занятийадресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практических занятийстудентов и инструкции по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
3.1. Формы контроля и оценивания элементов дисциплины.
3.2. Типовые задания для оценки освоения дисциплины.
3.2.1 Задания для текущего контроля
3.2.2 Задания для тематического контроля (контрольные работы, практические работы).
3.2.3 Задания для промежуточной аттестации (дифференцированный зачет, экзамен).
3.3. Критерии оценивания.
Паспорт комплекта контрольно - оценочных материалов дисциплины Физика
Контрольно-оценочные материалы предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Физика.
Контрольно-оценочные материалы включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета, экзамена.
Контрольно-оценочные материалы разработаны на основании:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,
примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень),
программы дисциплины Физика.
2. Результаты освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины Физика обучающийся должен
знать/понимать
механические, тепловые, электромагнитные и квантовые явления; величины, характеризующие эти явления; законы, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории; строении и эволюции Вселенной;
смысл физических величин:путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила;
принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, электромагнитной индукции, фотоэффекта; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
вклад российских и зарубежных ученых,оказывающих значительное влияние на развитие физики.
уметь
проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; планировать и выполнять эксперименты, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
измерять расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока; скорость, ускорение свободного падения; плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
применять полученные знания для решения физических задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике; рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
3.Оценка освоения дисциплины
3.1.Формы контроля и оценивания элементов дисциплины
Элемент учебной дисциплины
Формы контроля и оценивания
Текущий контроль
Тематический контроль
Промежуточная аттестация
Введение
Тема 1.1. Кинематика
Тестирование
Устный опрос
Фронтальный опрос
Оценивание выполнения самостоятельной работы
Оценивание выполнения домашней работы
Оценивание выполнения индивидуальных заданий
Тема 1.2. Основы динамики
Тестирование
Устный опрос
Фронтальный опрос
П.Р.№ 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».
Тема 1.3. Законы сохранения
Тестирование
Устный опрос
Фронтальный опрос
Оценивание выполнения самостоятельной работы
Оценивание выполнения домашней работы
П. р. № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии.
К. р. № 1 «Динамика. Законы сохранения в механике»
Тема 1.4. Механические колебания и волны
Тестирование
Устный опрос
Фронтальный опрос
Оценивание выполнения самостоятельной работы
Оценивание выполнения домашней работы
Тема 1.5. Основы специальной теории относительности
Тестирование
Устный опрос
Фронтальный опрос
Оценивание выполнения самостоятельной работы
Оценивание выполнения домашней работы
Оценивание выполнения индивидуальных заданий
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории строения вещества (МКТ)
Устный опрос
Фронтальный опрос Оценивание выполнения самостоятельной работы
Тема 2.2. Температура. Энергия теплового движения молекул
Устный опрос
Фронтальный опрос Оценивание выполнения самостоятельной работы
Оценивание выполнения домашней работы
Тема 2.3. Агрегатные состояния и фазовые переходы
Устный опрос
Фронтальный опрос
Оценивание выполнения домашней работы
Тема 2.4. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.
Тестирование
Устный опрос
Фронтальный опрос
Оценивание выполнения самостоятельной работы
Оценивание выполнения домашней работы
Оценивание выполнения индивидуальных заданий
П. р № 3 «Опытная проверка закона Гей – Люссака».
Тема 2.4. Термодинамика
Устный опрос
Фронтальный опрос
Оценивание выполнения самостоятельной работы
К. р. № 2 «Молекулярная физика. Термодинамика».
Тема 3.1. Основы электростатики
Тестирование
Устный опрос
Фронтальный опрос
Оценивание выполнения самостоятельной работы
Оценивание выполнения домашней работы
Оценивание выполнения индивидуальных заданий
Тема 3.2. Законы постоянного тока
Устный опрос
Фронтальный опрос
Оценивание выполнения самостоятельной работы
Оценивание выполнения индивидуальных заданий
П. р. № 4 « Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».
П. Р.№ 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
Типы заданий для текущего контроля и критерии оценки
Предметом оценки освоения дисциплины являются умения, знания, способность применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
№
Тип (вид) задания
Проверяемые знания и умения
Критерии оценки
1
Тесты
Знание основ
физики
«5» - 80% правильных ответов
«4» - 60 - 80% правильных ответов
«3» - 40 - 60% правильных ответов
«2» - 0 – 40 % правильных ответов
2
Устные ответы
Знание основ
физики
Оценивание должно соответствовать критериям оценивания устных ответов.
3
Контрольная работа, самостоятельная, проверочная работа
Знание основ физики в соответствии с пройденной темой и умение применять знания на практике
Оценивание должно соответствовать критериям оценивания письменных контрольных работ.
4
Составление конспектов, подготовка докладов, сообщений, творческих работ.
Умение ориентироваться в информационном пространстве, составлять конспект.
Знание правил оформления докладов, сообщений, творческих работ.
Соответствие содержания работы, заявленной теме, правилам оформления работы.
3.2. Типовые задания для оценки усвоения дисциплины
3. 2. 1. Задания для текущего контроля
Критерии оценивания
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения обучающимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений обучающихся по физике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, устный опрос, фронтальный опрос.
3. При оценке письменных и устных ответов преподаватель в первую очередь учитывает показанные обучающимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися.
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что обучающийся не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного обучающимся задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная обучающимися погрешность может рассматриваться преподавателем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса обучающихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись с точки зрения физики грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно записана формула, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком владении материалом обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
- Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
- Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
- Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
- Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
- Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
- Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
- Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
- Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
- Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
- Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
- Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
- Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
- Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
- Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
- Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК
- Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
- Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
- Недочёты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Критерии оценивания доклада
Написание доклада учитывается при постановке зачётной оценки по итогам прохождения курса. Доклад оценивается следующим образом.
Требования к докладу
Оценка
5
4
3
2
Соответствие содержания доклада заявленной тематике
+
+
+
+
Соответствие общим требованиям написания доклада
+
+
+
+/–
Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок
+
+/–
+/–
+/–
Чёткая композиция и структура, наличие содержания
+
+
+
+
Логичность и последовательность в изложении материала
+
+
+/-
+/-
Представленный в полном объёме список использованной литературы
+
+
+
+
Корректно оформленный список использованной литературы
+
+/-
+/-
+/-
Наличие ссылок на использованную литературу в тексте доклада
+
+
+
+
Способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса
+
+
+/–
+/–
Обоснованность выводов
+
+
+/–
+/–
Самостоятельность изучения материала и анализа
+
+
+
+/–
Отсутствие фактов плагиата
+
+
+
+/–
Представленная сводная таблица оценивания доклада требует некоторых пояснений:
5 баллов – содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике; реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями оформления доклада; доклад имеет чёткую композицию и структуру; в тексте доклада отсутствуют логические нарушения в представлении материала; корректно оформлены и в полном объёме представлены список использованной литературы и ссылки на использованную литературу в тексте доклада; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; доклад представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата;
4 балла – содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике; доклад оформлен в соответствии с общими требованиями написания реферата, но есть погрешности в техническом оформлении; реферат имеет чёткую композицию и структуру; в тексте доклада отсутствуют логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлены список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; корректно оформлены и в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте доклада; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; доклад представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата;
3 балла – содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике; в целом доклад оформлен в соответствии с общими требованиями написания доклада, но есть погрешности в техническом оформлении; в целом доклад имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте доклада есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте доклада; есть единичные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; в целом доклад представляет собой самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата;
2 балла – содержание доклада соответствует заявленной в названии тематике; в докладе отмечены нарушения общих требований написания реферата; есть погрешности в техническом оформлении; в целом доклад имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте доклада есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте доклада; есть частые орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; доклад не представляет собой самостоятельного исследования, отсутствует анализ найденного материала, текст доклада представляет собой не переработанный текст другого автора (других авторов).
При оценивании доклада 2 баллами он должен быть переделан в соответствии с полученными замечаниями и сдан на проверку заново не позднее срока окончания приёма докладов.
Критерии оценивания сообщения.
1. Соответствие содержания работы теме.
2. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование рекомендованной и справочной литературы
3. Исследовательский характер.
4. Логичность и последовательность изложения.
5. Обоснованность и доказательность выводов.
6. Грамотность изложения и качество оформления работы.
7. Использование наглядного материала.
Оценка «отлично»- учебный материал освоен студентом в полном объеме, легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы, излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы. Сообщение носит исследовательский характер. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической и орфоэпической грамотностью. Использует наглядный материал (презентация).
Оценка «хорошо»- по своим характеристикам сообщение студента соответствует характеристикам отличного ответа, но студент может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи. Отсутствует исследовательский компонент в сообщении.
Оценка «удовлетворительно»- студент испытывал трудности в подборе материала, его структурировании. Пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации. Не может ответить на дополнительные вопросы по теме сообщения. Материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов. Допускает стилистические и орфоэпические ошибки.
Оценка «неудовлетворительно»- сообщение студентом не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации либо не соответствует теме.
Задания для промежуточной аттестации
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является дифференцированный зачет, экзамен.
Итогом дифференцированного зачета и экзамена является оценка знаний и умений обучающегося по пятибалльной шкале.
Дифференцированный зачет проводится в письменной форме (контрольной работы) по вариантам или устной форме (билеты).
Экзаменпроводится в устной форме – билеты, в каждом билете содержится 1 устный вопрос по теории и 1 задача.
Критерии оценки экзаменационной работы обучающихся по физике:
К экзамену допускаются студенты, полностью выполнившие все практические работы, и имеющие положительные оценки по результатам текущего контроля.
Предметом оценки являются умения и знания.
Для подготовки ответа на вопросы билета учащимся предоставляется не менее 20 минут.
Ответ оценивается исходя из максимума в 5 баллов за каждый вопрос и вывода затем среднего балла за экзамен, при необходимости округления в пользу ученика.
Оценивание ответов учащихся на теоретические вопросы представляет собой поэлементный анализ ответа на основе требований к знаниям и умениям той программы, по которой они обучались, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений.
Решение расчетной задачи считается полностью правильным, если верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ.
Удовлетворительным может считаться решение, в котором записаны только исходные формулы, необходимые для решения, и таким образом экзаменуемый демонстрирует понимание представленной в задаче физической модели. При этом допускается наличие ошибок в математических преобразованиях или неверной записи одной из исходных формул.
Оценка уровня подготовки:
- правильный ответ и верное решение задачи - 5 отлично
- частично неправильный ответ и верное решение задачи - 4 хорошо
- правильный ответ и неполное решение задачи - 4 хорошо
- недостаточно правильный ответ и неполное решение задачи - 3 удовлетворительно
- неправильный ответ и неправильное решение задачи - 2 неудовлетворительно
Контрольно-измерительные материалы (тексты заданий, тесты, перечень вопросов……)
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДУВАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ СЕЛА МАЛОЯЗ
ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ОУД. ФИЗИКА
«общеобразовательный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по профессиям технического и естественнонаучного профиля
Малояз 2017
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №1
по дисциплине «Физика»
Тема: Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
Цель работы: Определение значения центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, измерительная лента, циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка.
Задание
1 Определите массу шарика на весах с точностью до 1 г.
2. Шарик, подвешенный на нити, закрепите в лапке штатива, используя кусок пробки.
3. Вычертите на листе бумаги окружность радиусом 15см (R15 см = м).
4. Штатив с маятником располагаем так, чтобы продолжение шнура проходило через центр окружности.
5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, приведите маятник во вращательное движение
над листом бумаги так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как и начерченная на бумаге.
6. Отсчитайте время, за которое маятник совершает полных оборотов (N = ).
7. Рассчитайте период обращения маятника по формуле: T = t / N.
8. Рассчитайте значение центростремительного ускорения по формуле (1):
=
9. Определите высоту конического маятника (h). Для этого измерьте расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса.
10. Измерьте высоту маятника h от точки подвеса до центра тяжести груза. Рассчитайте значение центростремительное ускорение по формуле (2):
=
11. Остановите груз и отклоните его на такой угол, на который он был отклонен и при вращении. Прикрепите к грузу динамометр. Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль составляющей F.
Затем вычислите ускорение по формуле (3): ац = F/ m
12. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Радиус окружности
R, м
Число оборотов
N
Время
t, с
Период обращения
T = t / N
Высота маятника
h, м
Масса шарика
m, кг
(1)
Центр-ое ускорение
м/с2
(2)
Центр-ое ускорение
м/с2
(3)
Центр-ое ускорение
м/с2
13. Сравните полученные три значения модуля центростремительного ускорения.
14.Сделайте вывод к проделанной работе.
Содержание отчета
Отчет должен содержать:
1. Наименование работы.
2. Цель работы.
3. Результат выполнения задания.
4. Вывод по работе.
Контрольные вопросы
1. Почему движение по окружности всегда является ускоренным?
2. Период обращения космического корабля вокруг Земли равен 90 минутам. Высота подъема корабля над поверхностью Земли составляет 300 км, радиус Земли равен 6400 км. Определить скорость корабля.
Ответы на контрольные вопросы:
Ускоренным это движение является из-за того, что при таком виде движения постоянно изменяется направление скорости.
Все данные переводим в СИ. U=2П (R+h)/T ; U=7800м/с, или 7,8 км/с. ( 1 космическая скорость)
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №2
по дисциплине «Физика»
Тема: Изучение закона сохранения механической энергии.
Цельработы: научиться измерять потенциальную энергию поднятого над землей тела и упруго деформированной пружины, сравнить два значения потенциальной энергии пружины.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, измерительная лента, динамометр лабораторный с фиксатором, шарик на нити длиной около 25 см.
Задание
Для выполнения работы собирают установку, показанную на рисунке. Динамометр укрепляется в лапке штатива.
Эксперимент проводится с грузом, прикрепленным к одному концу нити длиной l. Другой конец нити привязан к крючку динамометра. Если поднять груз, то пружина динамометра становится недеформированной и стрелка динамометра показывает ноль, при этом потенциальная энергия груза обусловлена только силой тяжести. Груз отпускают и он падает вниз растягивая пружину. Если за нулевой уровень отсчета потенциальной энергии взаимодействия тела с Землей взять нижнюю точку, которую он достигает при падении, то очевидно, что потенциальная энергия тела в поле силы тяжести переходит в потенциальную энергию деформации пружины динамометра: mg (l+Δl) = kΔl2/2, где Δl — максимальное удлинение пружины, k — ее жесткость.
Трудность эксперимента состоит в точном определении максимальной деформации пружины, т. к. тело движется быстро.
Привяжите груз к нити, другой конец нити привяжите к крючку динамометра и измерьте вес груза Fт = mg (в данном случае вес груза равен его силе тяжести).
Измерьте длину l нити, на которой привязан груз.
Поднимите груз до точки 0 (отмеченной на динамометре).
Отпустите груз, измерьте динамометром максимальную силу упругости Fynp и линейкой максимальное растяжение пружины Δl, отсчитывая его от нулевого деления динамометра.
Вычислите высоту, с которой падает груз: h = l + Δl (это высота, на которую смещается центр тяжести груза).
Вычислите энергию деформированной пружины E"п = kΔl2/2, где k = Fупр/Δl
Подставив, выражение для k в формулу для энергии E"п получим E"п = ;FупрΔl/2
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Fт=mg
l
Δl
Fупр
h = l + Δl
Е'п = mg (l + Δl)
E"п = FупрΔl/2
Сравните полученные два значения потенциальной энергии. Сделайте вывод к проделанной работе.
Содержание отчета
Отчет должен содержать:
1. Наименование работы.
2. Цель работы.
3. Результат выполнения задания.
4. Вывод по работе.
Контрольные вопросы
1. Как зависит потенциальная энергия от массы груза.
2. На какую высоту поднимется тело, подброшенное вертикально вверх, с
начальной скоростью 20 м/с? При решении задачи не учитывается сопротивление воздуха.
Пример полученных данных при проведении работы.
1
30
5
16
35
0,35
0,4
Вывод: Мы получили, что значения потенциальной энергии приближенно равны. Это подтверждает, во-первых, правильность наших измерений, а во-вторых закон сохранения энергии.
Ответы на контрольные вопросы:
1.
2. Кинетическая энергия, полученная в броске, будет переходить постепенно в потенциальную энергию:
Математически преобразуем формулу для нахождения h:
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №3
по дисциплине «Физика»
Тема: «Опытная проверка закона Гей-Люссака».
Цель: Исследовать изобарный процесс. Сделать вывод о выполнении закона Гей-Люссака.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 600 мм и диаметром 8-10 мм, цилиндрический сосуд длиной 600 мм и диаметром 40– 50 мм, наполненный горячей водой (t 60C), стакан с водой комнатной температуры, пластилин, термометр, линейка.
Ход работы.
Измерьте длину пробирки l1.
Поместите пробирку открытым концом вверх в горячую воду для прогревания воздуха в пробирке не менее 2 – 3 минут. В этом случае объем воздуха V1 равен объему стеклянной трубки, а температура – температуре горячей воды T1. Это – первое состояние (Рис.1). Измерьте температуру горячей воды t1.
Чтобы при переходе воздуха во второе состояние его количество не изменилось, открытый конец стеклянной трубки, находящейся в горячей воде, замажьте пластилином. После этого трубку выньте из сосуда с горячей водой и замазанный конец быстро опустите в стакан с водой комнатной температуры, а затем прямо под водой снимите пластилин. По мере охлаждения воздуха в трубке вода в ней будет подниматься (Рис.2).
Оставьте пробирку открытым концом вниз в холодной воде несколько минут. Измерьте температуру холодной воды t2. Наблюдайте подъём воды в пробирке.
После прекращения подъема воды в трубке объем воздуха в ней станет равным V2
Переведите температуру из шкалы Цельсия в абсолютную шкалу: Т = t + 273.
Вычислите отношения 11 / l2 и T1 / T2 ,
Результаты занесите в таблицу:
измерено
вычислено
L1, мм
L2, мм
t 1, 0С
t 2, 0С
l, мм
T1, K
T2, K
T, K
11 / l2
1, %
1
T1 / T2
2, %
2
Сделайте вывод о справедливости закона Гей – Люссака.
Контрольные вопросы.
1. Почему после погружения стеклянной трубки в стакан с водой комнатной температуры и после снятия пластилина вода в трубке поднимается?
2. Почему при равенстве уровней воды в стакане и в трубке давление воздуха в трубке равно атмосферному?
Ответы на контрольные вопросы:
Вода в трубке поднимается, потому что происходит охлаждение воздуха и уменьшение давления. Следовательно из-за разности давлений в трубке и в стакане с водой комнатной температуры вода в трубке будет подниматься.
По закону сообщающихся сосудов. При равенстве внешних давлений уровень жидкости в них всегда одинаковый.
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №4
по дисциплине «Физика»
Тема: Изучение последовательного и параллельного сопротивления проводников.
Цель работы: экспериментально изучить законы последовательного и параллельного соединения проводников.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: Лабораторный источник постоянного тока (выпрямитель, батарея аккумуляторов или гальванических элементов); проволочные резисторы с известными сопротивлениями (1, 2 и 4 Ом); реостат лабораторный с сопротивлением 6—10 Ом; амперметр лабораторный на 2 А; вольтметр лабораторный на 6 В; выключатель; соединительные провода.
Задание 1. Составьте электрическую цепь по схеме, показанной на рис. 5.9. Реостат в цепь вводится для того, чтобы поддерживать в ней при исследовании постоянной силы ток. Ток включайте только тогда, когда производите измерения.
Рис. 5.9. Последовательное соединение резисторов
2. Выполнив необходимые измерения, подтвердить или отклонить соотношения
U = U1 + U2 + U3,
U1 : U2 : U3 = R1 : R2 : R3,
3. Докажите или отклоните при использовании измерений справедливость соотношения
R = R1 + R2 + R3.
4. Составьте электрическую цепь по схеме, показанной на рис. 5.10, использовав как R1резистор с сопротивлением 2 Ом, а R2 — 4 Ом. Установите удобной силы ток. Ток включайте только при выполнении измерений.
Рис. 5.10. Параллельное соединение резисторов
5. Выполнив необходимые измерения и вычисления, подтвердите или отклоните справедливость соотношений.
I = I1 + I2 и I1 / I2 = R2 / R1.
6. Справедливо ли для параллельного соединения резисторов соотношение
1 / R = 1 / R1 + 1 / R2?
Ответ обоснуйте.
7. Сделайте вывод к проделанной работе.
Дополнительное задание:
В чем преимущество и недостатки параллельного соединения проводников?
Можно ли использовать последовательное соединение потребителей электроэнергии в квартирах ? Почему?
Рассчитайте эквивалентное соединение цепи.
Пример полученных данных при проведении работы.
Вывод: опытным путем подтверждена справедливость законов последовательного и параллельного соединения проводников.
Ответы на контрольные вопросы:
Достоинства: если одна из ветвей выходит из строя, остальные продолжают работать. При этом каждую ветвь можно подключать и отключать отдельно. Недостатки: можно включать приборы, рассчитанные только на данное напряжение.
Нет: перегорит лампочка у одного, значит отключилась вся цепь. Для избежания такого эффекта используют параллельное соединение.
В данном случае нужно развернуть схему, двигаясь от точки к точке. Видно, что в точке Б схема разветвляется, а в точке В ветви соединяются. Таким образом, эквивалентные схемы будут иметь вид:
И в последней схеме проводники соединены последовательно. R = R2-5 + R1 + R6= 1 + 4,8 + 1 = 6,8.
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №5
по дисциплине «Физика»
Тема:Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Цель работы:Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, пользуясь законом Ома для полной цепи.
Норма времени: 2 часа
Оборудование: аккумулятор, школьный вольтметр со шкалой 0-6 В и сопротивлением Rв= 900 Ом, школьный амперметр со шкалой 0-2 А, ключ замыкания тока, реостат, комплект соединительных проводов.
Указания к работе:
Собрать цепь, соединив последовательно батарею, ключ, реостат, амперметр.
К зажимам батареи присоединить вольтметр.
Чтобы измерить ЭДСисточника, надоприсоединитьк немувольтметр при разомкнутой цепи.
При разомкнутом ключе ЭДС источника тока равна напряжению на внешней цепи. Так как сопротивление источника тока обычно мало, то Rвr. При этом отличие Е от U не превышает десятых долей процента, поэтому погрешность измерений ЭДС равна погрешности измерения напряжения.
3. Внутреннее сопротивление источника тока можно измерить косвенно, сняв показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе. По закону Ома для цепи Е= U+Ir. Отсюда r пр= E пр - U пр/I пр.
4. Максимальные погрешности измерений внутреннего сопротивления источника тока определяется по формулам E= дельта E+дельта U/E пр-U пр, дельта r=r пр Er.
5.Результаты измерений занести в таблицу.
Измерено
Вычислено
Uпр
Iпр
Eпр
∆иU
∆оU
∆U
Eи
Eе
r пр
∆иI
∆оI
∆I
Ei
Er
∆r
6.Сравнить вычисленное значение ЭДС с измеренным.
Контрольные вопросы:
Какая цепь называется полной или замкнутой?
Что такое электродвижущая сила?
Что показывает вольтметр при разомкнутой цепи?
Как найти ток короткого замыкания используя закон Ома?
Пример 2.
Ответы на контрольные вопросы:
Цепь, которая содержит источник электрической энергии. Любая замкнутая электрическая цепь делится на две части: внешнюю, называемую внешним участком цепи, и внутреннюю, называемую внутренним участком цепи. Внешний участок, или, как иногда говорят, внешняя цепь, состоит из одного или нескольких потребителей электрической энергии, соединительных проводов и различных приборов, включенных в эту цепь. Внутренний участок (внутреннюю цепь) представляет собой сам источник электрической энергии.
Электродвижущей силой источника (сокращенно ЭДС) называется скалярная физическая величина – количественная мера способности источника создавать на его зажимах (полюсах) разность потенциалов. Она равна работе сторонних сил по перемещению заряженной частицы с положительным единичным зарядом от одного полюса источника к другому.
при разомкнутой внешней цепи вольтметр показывает значение ЭДС. при замкнутой внешней цепи вольтметр показывает падение напряжения во внешней цепи Uвнеш – и это значение меньше, чем ЭДС потому, что часть напряжения расходуется внутри источника – на внутреннее сопротивление (это нежелательные потери, чем выше класс источника электрической энергии, тем меньше эти потери).
Для этого ЭДС источник тока необходимо разделить на внутреннее сопротивление источника тока. Iкороткого замыкания =ЭДС/r. Результат вы получите в амперах. Это значение позволяет проверить короткое замыкание для конкретного, используемого вами, источника тока. В любой цепи, присоединенной к источнику, при достижении рассчитанной величины произойдет короткое замыкание. Для того чтобы подобное не случалось, устанавливайте в электроцепях тепловые или плавкие предохранители. Предохранители разрывают цепь при превышении значения силы тока, которое равно току короткого замыкания.
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №6
по дисциплине «Физика»
Тема: Наблюдение действия магнитного поля на ток
Цель работы: экспериментально определить зависимость действия магнитного поля на проводник с током от силы и направления тока в нем.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: источник электропитания, катушка-моток, переменный резистор, ключ, полосовой магнит, штатив с муфтой и лапкой, соединительные провода.
Задание
Соберите экспериментальную установку, как показано на рисунке. Катушка и магнит должны располагаться так, чтобы плоскость катушки была перпендикулярна продольной оси магнита.
Край магнита должен выступать на 1,5 - 2 см за основание штатива и находиться в центре катушки.
Провод катушки-мотка изгибается под углом 180 градусов и изгибом зацепляется за ось ролика. Высота установки перекладины и расстояние от оси ролика до стойки штатива регулируются таким образом, чтобы катушка совместилась с торцом магнита, лежащего на основании штатива (рис. 2).
Переменное сопротивление включите в цепь так, чтобы с его помощью можно было изменять силу тока в катушке. Ползунок переменного сопротивления поставьте в такое положение, при котором в цепи протекал бы минимальный ток.
Замкните ключ и по изменению положения катушки сделайте вывод о характере действия на нее магнита.
Увеличивая с помощью переменного сопротивления ток в цепи, установите, как действие магнита на катушку зависит от силы тока в ней.
Изменив подключение соединительных поводов к источнику питания, установите, как зависит действие магнитного поля на катушку от направления тока в ней.
Измените положение полюсов магнита на противоположное и повторите действия, указанные в пунктах 3, 4 и 5.
Для каждого этапа опыта сделайте схематичные рисунки, отражающие изменения во взаимодействии магнита и катушки при изменении режимов работы установки. Укажите на рисунках направления магнитного поля магнита, тока в катушке и магнитного поля катушки.
Объясните результаты наблюдений. Сделайте вывод к проделанной работе.
Содержание отчета
Отчет должен содержать:
1. Наименование работы.
2. Цель работы.
3. Результат выполнения задания.
4. Вывод по работе.
Пример полученных данных при проведении работы.
Отталкив. Притягив. Притягив. Отталкиваются.
Контрольные вопросы
Какие опытные факты подтверждают существование магнитного поля Земли?
Почему железные опилки упорядоченно располагаются вблизи постоянного магнита?
Обозначить полюсы источника тока, питающего соленоид, чтобы наблюдалось указанное на рисунке 90 взаимодействие.
Ответы на контрольные вопросы:
Поведение стрелки компаса подтверждает существование магнитного поля Земли.
Постоянный магнит действует на каждую опилку так, что она разворачивается северным концом к южному полюсу, а южным - к северному.
«+» справа.
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №7
по дисциплине «Физика»
Тема: Изучение явления электромагнитной индукции.
Цель работы: изучение явления электромагнитной индукции, а также проверка правила Ленца.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: соединительные провода, миллиамперметр, реостат, источник питания, ключ, полосовой или дугообразный магнит, магнитная стрелка или компас, катушки с сердечниками.
Задание
Вставьте в одну из катушек железный сердечник и закрепите его там, например гайкой. Далее подключите эту катушку через миллиамперметр, реостат и ключ к источнику питания. Рядом с катушкой расположите магнитную стрелку или компас. Замкнув ключ, определите расположение магнитных полюсов катушки с током при помощи магнитной стрелки.
Зафиксируйте, в какую сторону при этом отклониться стрелка миллиамперметра. Это поможет в дальнейшем судить о расположении магнитных полюсов катушки с током по направлению отклонения стрелки миллиамперметра. После проделанной работы, отключите от цепи реостат и ключ, а миллиамперметр замкните на катушку, при этом сохранив порядок соединения их клемм.
Приставив сердечник к одному из полюсов магнита (например к северному), быстро поместите его внутрь катушки, одновременно наблюдая за стрелкой миллиамперметра. По правилу Ленца определите направление индукционного тока внутри катушки.
Оставив магнит неподвижным, после первого опыта, пронаблюдайте опять за стрелкой миллиамперметра. Быстро вытащите сердечник из катушки, не забывая наблюдать за стрелкой миллиамперметра (модуль скорости выдвижения магнита должен быть примерно таким же, как и в первом опыте). Опять, по правилу Ленца, определите направление индукционного тока внутри катушки в этом случае. Посмотрите, как ведет себя стрелка миллиамперметра после проделанного опыта. Повторите наблюдения, изменив полюс магнита с северного на южный. Запишите вывод по работе на основе проведённых наблюдений. Объясните различие в направлении индукционного тока с точки зрения правила Ленца.
Теперь немного видоизменим нашу установку.
Расположите вторую катушку рядом с первой так, чтобы их оси совпадали, и поместите их на один общий сердечник.
Первую катушку соедините с миллиамперметром, а вторую катушку через реостат соедините с источником тока.
Замыкая и размыкая ключ, проверьте возникает ли в первой катушки индукционный ток.
Зарисуйте схему опыта и проверьте выполнения правила Ленца.
Также проверьте, возникает ли индукционный ток при изменении силы тока реостатом.
Результаты занесите в таблицу.
В конце работы, подведите ее итог, сделав общий вывод, не забыв отразить в нем условия, при которых в катушке возникал индукционный ток.
Пример полученных данных при проведении работы.
1. вводя магнит в катушку одним полюсом (северным) и выводя ее, мы наблюдаем, что стрелка амперметра отклоняется в разные стороны. в первом случае число линий магнитной индукции, пронизывающих катушку (магнитный поток), растет, а во втором случае – наоборот. причем в первом случае линии индукции, созданные магнитным полем индукционного тока, выходят из верхнего конца катушки, так как катушка отталкивает магнит, а во втором случае, наоборот, входят в этот конец. так как стрелка амперметра отклоняется, то направление индукционного тока меняется. именно это показывает нам правило ленца. вводя магнит в катушку южным полюсом, мы наблюдаем картину, противоположную первой. 2. (случай с двумя катушками) в случае с двумя катушками при размыкании ключа стрелка амперметра смещается в одну сторону, а при замыкании в другую. это объясняется тем, что при замыкании ключа, ток в первой катушке создает магнитное поле. это поле растет, и число линий индукции, пронизывающих вторую катушку, растет. при размыкании число линий падает. следовательно, по правилу ленца в первом случае и во втором индукционный ток противодействует тому изменению, которым он вызван. изменение направления индукционного тока нам показывает тот же амперметр, и это подтверждает правило ленца.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается явление электромагнитной индукции?
2. Какой ток называют индукционным?
3. Сформулируйте закон электромагнитной индукции. Какой формулой он описывается?
4. Как формулируется правило Ленца?
5. Какова связь правила Ленца с законом сохранения энергии?
6. Как создается индукционный электрический ток в генераторе электрического тока.
Ответы на контрольные вопросы:
Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего контур.
Ток, возникающий при явлении электромагнитной индукции, называют индукционным.
При изменении магнитного потока в проводящем контуре возникает ЭДС индукции, равная скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную контуром, взятой со знаком минус.
Индукционный ток, возбуждаемый в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, всегда направлен так, что создаваемое им магнитное поле препятствует изменению магнитного потока, вызывающего индукционный ток.
Правило Ленца имеет глубокий физический смысл – оно выражает закон сохранения энергии: если магнитное поле через контур увеличивается, то ток в контуре направлен так, что его магнитное поле направлено против внешнего, а если внешнее магнитное поле через контур уменьшается, то ток направлен так, что его магнитное поле поддерживает это убывающее магнитное поле.
Главная его часть – это магнит, а внутри этих магнитов располагается катушка с определенным количеством намотанных витков. Если теперь вращать колесо этого генератора в обмотке катушки будет наводиться индукционный электрический ток. Из эксперимента видно, что увеличение числа оборотов приводит к тому, что лампочка начинает гореть ярче.
4. Карандашом обводим малую и большую грани.
5. Первую булавку воткнем возле первой грани, вторую булавку воткнем под некоторым углом к первой.
6. Наблюдая за двумя булавками через большую грань, найдем точку расположения третьей булавки, чтобы первая и вторая загораживали друг друга (см. Рис. 2).
Рис. 2. Плоскопараллельная пластина
7. Отмечаем место расположения всех трех булавок.
8. Снимаем оборудование и смотрим на полученный чертеж.
9. При помощи линейки измеряем катеты (см. Рис. 3).
Рис. 3. Определение показателя
СА = … мм,
DB = … мм.
Для более точного результата необходимо выполнить несколько экспериментов. Для этого нужно изменять расположение второй булавки под любым другим углом. Вследствие этого угол падения и угол преломления будут меняться, но показатель преломления будет постоянным для данных двух сред.
№ опыта
СА, мм
DB, мм
n
1
2
Относительный показатель преломления равен 1,5, это означает, что скорость света при переходе из воздуха в стекло уменьшается в 1,5 раза.
Чтобы проверить полученные данные, необходимо сравнить их с таблицей показателей преломления для различных веществ (см. Рис. 4).
Рис. 4. Таблица показателей преломления
По показателю преломления можно определить, какое у нас вещество.
Сделать вывод к проделанной работе.
Контрольные вопросы:
Попробуйте, используя стеклянную пластинку, наблюдать явление полного отражения. Запишите, как вы осуществляли этот эксперимент.
Луч света падает на границу раздела двух сред. Угол падения луча равен 480, а угол преломления 260. Определить угол между отраженным и преломленным лучами.
Расчет погрешностей.
Определить погрешность измерений методом средней арифметической.
Определите абсолютную погрешность:
Определите относительную погрешность:
Пример полученных данных.
Определение показателя
СА = 15 мм, DB = 10 мм.
Для более точного результата необходимо выполнить несколько экспериментов.
№ опыта
СА, мм
DB, мм
n
1
15
10
1,5
2
Относительный показатель преломления равен 1,5, это означает, что скорость света при переходе из воздуха в стекло уменьшается в 1,5 раза. При сравнении полученных данных с таблицей показателей преломления различных веществ получаем стекло, что подтверждает правильность выполнения работы.
Ответы на контрольные вопросы:
Для наблюдения полного отражения нужно постоянно увеличивать угол падения. Для этого мы плавно поворачиваем стеклянную пластинку так, чтобы угол между плоскостью грани, из которой он выходит, и выходящим лучом увеличивался. Постоянно выходящий луч будет параллелен грани, а после небольшого поворота луч исчезнет и появится уже со стороны, где и входящий.
Решение: по закону отражения угол падения α равен углу отражения β = 480.
Ответ: угол между отраженным и преломленным лучами равен 1060.
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №9
по дисциплине «Физика»
Тема: Определение длины световой волны с помощью дифракционной решётки.
Цель работы:Научиться измерять длину световой волны с помощью дифракционной решётки.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование: дифракционная решётка, экран со щелью, источник света., измерительная лента.
Задание
Установите экран на расстоянии L ~ 45—50 см от дифракционной решётки. Измерьте L не менее 5 раз, рассчитайте как среднее арифметическое значение .
Рассчитайте средние значения.
Рассчитайте период d решётки, запишите его значение в таблицу
По измеренному расстоянию от центра щели в экране до положения красного края спектра и расстоянию от дифракционной решётки до экрана вычислите sin0кр, под которым наблюдается соответствующая полоса спектра
Вычислите длину волны, соответствующую красной границе воспринимаемого глазом спектра
Определите длину волны для фиолетового края спектра
Рассчитайте абсолютные погрешности измерений расстояний L и l
L =
l =
Рассчитайте абсолютную и относительную погрешности измерения длин волн.
Сделайте вывод.
Контрольные вопросы:
1. Объясните принцип действия дифракционной решётки.
2. Укажите порядок следования основных цветов в дифракционном спектре?
3. Как изменится дифракционный спектр, если использовать решётку с периодом, в 2 раза большим, чем в вашем опыте? В 2 раза меньшим?
Пример полученных данных.
Ответы на контрольные вопросы:
Работа дифракционной решетки основана на явлении дифракции световой волны, которая, проходя через систему прозрачных и непрозрачных областей, разбивается на обособленные пучки когерентного света. Они претерпевают дифракцию на штрихах. И при этом интерферируют друг с другом. Каждая длина волны имеет свою величину угла дифракции, поэтому происходит разложение белого света в спектр.
Как в радуге.
Увеличение периода вдвое приводит к сжатию спектра, а уменьшение спектра приведёт к растяжению спектра вдвое.
Контрольная работа по физике № 1.
Тема: Динамика. Законы сохранения в механике.
Вариант 1.
Движение машины задано уравнением: x(t) = 15t + t2. Чему равна масса машины, если равнодействующая сила, приложенная к машине, равна 3 кН.
Две книжки притягиваются друг к другу с силой 1200·10-13 Н. Расстояние между ними составляет 30 см. Определите массу первой книжки, если масса второй 0,3 кг.
Определить начальную скорость машины, которая начинает тормозить на прямом участке дороги, если коэффициент трения равен 0,3. Время движения составляет 4 с.
Вагон массой 15 т движется по прямолинейной траектории со скоростью 0,6 м/с. Его догоняет второй вагон массой 10 т, движущийся в том же направлении. После их неупругого взаимодействия скорость вагонов составила 0,8 м/с. Чему равна скорость второго вагона до взаимодействия с первым.
Из ружья вертикально вверх вылетает пуля с начальной скоростью 300 м/с. Определить кинетическую и потенциальную энергию пули через 1,5 с. Масса пули 10 грамм. Сопротивлением воздуха пренебречь.
Вариант 2.
Движение поезда задано уравнением: x(t) = t + t2/2. Чему равна равнодействующая сила поезда, если его масса составляет 1500 т.
Два камня притягиваются друг к другу с силой 3400·10-13 Н. Массы камней составляют 4 и 5 кг. Определите расстояние между ними.
Определить время движения машины, которая начинает тормозить на прямом участке дороги, если коэффициент трения равен 0,5. Начальная скорость составляет 20 м/с.
Вагон массой 25 т движется со скоростью 0,3 м/с и сталкивается с неподвижным вторым вагоном массой 12 т. Чему будут равны скорости вагонов после их соударение, если взаимодействие считать неупругим?
Мяч с усилием бросаю вертикально вниз с высоты 3 м. Он отпрыгивает от поверхности земли и поднимается вертикально вверх на высоту 5 м. Чему равна начальная скорость мяча?
Контрольная работа по физике № 2.
Тема: Молекулярная физика. Термодинамика
Вариант 1.
Определите, сколько молекул содержится в 10 см3 воды.
За какое количество суток из стакана полностью испарится вода массой 200 г, если в среднем ежесекундно с её поверхности вылетает 5*1019молекул?
Газ массой 24 г при температуре 1120С и давлении 2 МПа занимает объём 1,2 л. Определите молярную массу газа.
Определите давление воздуха в камере сгорания дизельного двигателя при температуре 5120 С, если плотность воздуха 1,8 кг/м3.
Температура нагревателя идеального теплового двигателя 1270С, а температура холодильника – 70С. Какое количество теплоты отдается холодильнику за 1с, если от нагревателя двигатель получает ежесекундно 50 кДж энергии?
Вариант 2.
Определите, сколько молекул содержится в 12 см3 гелия(ϸ=0,173 кг/м3)
За 10 суток из стакана полностью испарилось 150 г воды. Сколько молекул в среднем влетало с поверхности воды за 1с?
Кислород надится в сосуде вместимостью 0,4 м3 под давлением 8,2*105Па и при температуре 52 К. Определите массу кислорода.
Определите плотность воздуха в камере сгорания дизельного двигателя при температуре 5120 С, если давление воздуха равно 410 кПа.
В идеальном тепловом двигателе из каждого килоджоуля теплоты, полученной от нагревателя, 700 Дж отдается холодильнику. Определите температуру холодильника, если температура нагревателя 2270 .
Ответы к контрольной работе № 2.
Вариант 1.
№1) 3*1025
№2) 39 суток
№3) 3*10-2 кг/моль
№4) 4*105 Па
№5) 35000 Дж = 35 кДж
Вариант 2.
№1) 3,1*1023
№2) 1,4*1020
№3) 24 кг
№4) 1,8 кг/м3
№5) 350 К
Контрольная работа по физике № 3.
Тема: Световые кванты. Физика атомного ядра.
Вариант – 1.
№1. Вычислить на каком расстоянии от линзы находится полученное изображение; если собирающая линза имеет фокусное расстояние равное 10 см, а предмет удален от линзы на 12 см.
№2. Двояковыпуклая стеклянная линза имеет радиусы кривизны R₁ = 50 cм и R₂ = 30 см, найти оптическую силу этой линзы.
№3. В какой элемент превращается изотоп тория 23290Th после α-распада, двух β-распадов и ещё одного α-распада?
№4. При бомбардировке алюминия2713Al α-частицами образуется изотоп фосфора 3015P. Какая частица испускается при этом ядерном превращении? Запишите ядерную реакцию.
№5 Имеется 1010 атомов радия. Сколько атомов останется через 3200 лет, если период полураспада радия равен 1600 годам?
Вариант – 2.
№1. Найти фокусное расстояние двояковыпуклой линзы, если, изображение предмета, расположенного на расстоянии 40 см от линзы получилось действительным и увеличенным в 1,5 раза.
№2. Выпукло – вогнутая линза имеет радиусы кривизны поверхностей R₁ = 25 cм и R₂= 40 cм. Найти оптическую силу стеклянной линзы.
№3. Ядро изотопа висмута 21183Bi получилось из другого ядра после последовательных α-иβ-распадов. Что это за ядро?
№4. Запишите ядерную реакцию β-распада ядра марганца 5725Mn.
№5 Относительная доля радиоактивного углерода146C в старом куске дерева составляет 0,0416 от его доли в живых растениях. Каков возраст этого куска дерева, если период полураспада 146C равен 5570 годам?
Решение задач 1 и 2 вариантов
Вариант- 1.
№1. Дано: d= 0,12 м; F= 0,1 м; f- ?; 1/F= 1/d+1/f; f= d F/ d-F; f=0,053 м.
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур и превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и примеры их практического использования.
Волновые свойства света. Электромагнитная природа света.
Опыты Резерфорда по рассеиванию α – частиц. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора.
Испускание и поглощение света атомами. Спектральный анализ.
Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике.
Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома. Цепная ядерная реакция. Условия ее протекания. Термоядерные реакции.
Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений и методы их регистрации. Биологическое действие ионизирующих излучений.
ІІІ.Критерии оценки
Оценка «5» – Студент показывает глубокое знание материала, в полном объеме с использованием профессиональной терминологии. Ответ построен логически грамотно, последовательно использует демонстративный материал.
Оценка «4» – Студент показывает достаточный объем знаний и владеет профессиональной терминологией, но при ответе допускает незначительные ошибки, избегает использования специальной терминологии или показывает недостаточное владение материалом. Грамотно использует демонстративный материал.
Оценка «3» – Студент показывает слабые знания материала. Неумелое или некорректное использование специальной терминологии. Не умеет выстроить логику ответа. Представленное выполнение задания имеет теоретические погрешности. Недостаточно использует демонстративный материал.
Оценка «2» - Студент показывает серьезные пробелы в знаниях или отсутствие знаний по значительной части заданий варианта, крайне не умело использует специальную терминологию. Допускает существенные ошибки при выполнении задания.