С введением нового ФГОС школьный учитель должен не только научить учащихся решать количественные и качественные задачи по физике, но и научить применять полученные знания в повседневной жизни. Учащиеся должны научиться самостоятельно добывать знания и находить им применение. Особая роль в обучении отводится внеурочным мероприятиям. Учащиеся должны быть задействованы в исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время. Между уроком и внеурочной деятельностью должна прослеживаться чёткая связь.
Также основу обучения составляет воспитательный процесс. Успех в образовании достижим при совместном учебном и воспитательном воздействии на детей в ходе урока и во внеурочное время, поэтому внеурочные занятия с учителями и родителями важная часть работы школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности. »
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ
С введением нового ФГОС школьный учитель должен не только научить учащихся решать количественные и качественные задачи по физике, но и научить применять полученные знания в повседневной жизни. Учащиеся должны научиться самостоятельно добывать знания и находить им применение. Особая роль в обучении отводится внеурочным мероприятиям. Учащиеся должны быть задействованы в исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время. Между уроком и внеурочной деятельностью должна прослеживаться чёткая связь.
Также основу обучения составляет воспитательный процесс. Успех в образовании достижим при совместном учебном и воспитательном воздействии на детей в ходе урока и во внеурочное время, поэтому внеурочные занятия с учителями и родителями важная часть работы школы.
Формы работы:
Опыты по физике в домашних условиях.
Простейшие опыты, возможно, выполнять с 7 по 11 класс. Опыты включены в домашнее задание. Выполнения простых опытов, несложных исследований способствует формированию познавательных способностей у учащихся, вызывает интерес к учебе.
Для выполнения домашних опытов в классе должны быть сделаны заготовки с пошаговым описанием хода выполнения работы. Учащиеся выполняют работу вместе с родителями и представляют результаты работы на уроке.
Например, учащиеся 8 класса выполнили работу: «Микроклимат квартиры»
Цель работы: изучение экологического состояния своего дома.
Задачи:
выяснить, что может навредить нам дома;
провести анализ микроклимата помещений дома;
выявить физические загрязнения своего дома;
предложить пути решения проблем связанных с экологией дома.
При выполнении работы учащиеся рассчитали световой коэффициент квартиры, измерили влажность воздуха (психрометром) в квартире и температуру воздуха.
Результаты работы:
В целом микроклимат дома наших учеников оказался в норме.
Для его улучшения следует:
повысить освещенность помещения. Для этого следует заменить лампочки
( вместо лампочек в 100 Вт поставить более мощные и увеличить их количество)
для хорошего доступа естественного света нужно обеспечить доступ в жилище солнечного света в течение всего дня. Не ставить на подоконники большие цветы и другие предметы, утром не забывать открывать жалюзи или теневые занавеси, чаще мыть окна.
поддерживать в доме уровень влажности не выше 50 процентов
для уменьшения влажности надо установить вытяжку, проветривать комнаты, а для увеличения влажности можно поставить на батарею посуду с водой, приобрести декоративный фонтан. В сухом помещении можно развести побольше цветов.
запретить курить в помещении;
Совместное выполнение домашних экспериментов повышает авторитет родителей, делает отношения внутри семьи более доверительными, повышает интерес родителей к учебному процессу.
Исследовательская работа учащихся.
Основной целью организации научно-исследовательской деятельности школьников по физике является: - выявление и поддержка одарённых учащихся; - развитие их интеллектуальных и творческих способностей; - поддержка научно-исследовательских интересов учеников. Задачами организации научно-исследовательской деятельности школьников по физике являются: - приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности; - выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей, создание научных работ и проектов; - создание условий для расширения среды общения и получения информации; - формирование навыков исследовательской работы; - развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей
Этапы работы с учащимися:
Подготовительный.
Выбор темы. Определения цели и задач. Выявление уровня подготовки учащихся к выполнению исследовательской работы. Составления плана работы, знакомство с различными методами проведения эксперимента, обучение работе с литературой.
Курирование научно – исследовательской работы.
Составление плана работы. Помощь в проведении экспериментов и обработке результатов.
Подготовка к защите работы и выступлению на научно – практической конференции
Подготовка работы согласно требованиям к оформлению на данной конференции, подготовка выступления, выполнение презентации. Ученик должно грамотно докладывать о своём исследовании, не бояться аудитории, уметь отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, опираясь на результаты исследовательской работы.
Реклама научно-исследовательской деятельности среди учащихся и использование результатов научно-исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе.
Учащиеся, представившие свою работу на научно – практической конференции, выступают с презентацией своей научно – исследовательской работы перед учителями и учащимися своей школы.
Посещение музеев, выставок, связанных с предметом.
В качестве примера - посещение выставки «Лабиринтум». Интерактивный музей занимательной науки. В его экспозиции находятся 60 экспонатов, наглядно демонстрирующих принципы действия различных законов физики и объясняющих природу самых удивительных и крaсивых явлений окружающего мира. Лабиринтум разделен на семь тематических зон. Зона «Зеркальный мир» содержит лабиринты и другие экспонаты, связанные с игрой отражений, «Зона логических задач» развивает мышление, «Мир физических экспериментов» демонстрирует маятники, магнитный мост, воздушную пушку и другие экспонаты, предназначенные для коллективных опытов и самостоятельных исследований.
Предметные недели в школе.
В школе ежегодно проходят недели физики, в течение которых бывает много внеклассных мероприятий, каждое из которых расширяет знания учащихся по физике, их творческие способности, возбуждает интерес к предмету. До начала предметной недели физики выбирается оргкомитет из числа учащихся, изучающих физику, во главе с учителем физики. Составляется план проведения недели с указанием всех мероприятий, сроков их проведения и назначаются ответственные лица. В каждый день недели обязательно проводится одно или два мероприятия, как правило, во внеурочное время.
Например: «План проведения предметной недели»
Примерный план:
Своя игра - команды учащихся 7,8 классов
Парадоксы физики 11 класс
Конкурс презентации « Законы динамики Ньютона» 9 класс
Физическая спартакиада 10 класс
Посещение музея « Лабиринтум» 7 класс
Брейн – ринг по физике для 9 классов
Беседы по физике
Физика – огромная наука. Для бесед можно отобрать лишь некоторые вопросы, обычно затрудняющие учащихся. Эти вопросы затрагивают кинематику и динамику поступательного и вращательного движения, колебания маятника, статику, законы сохранения и импульса, симметрию кристаллов, элементы молекулярно – кинетической теории и термодинамики, физику газов и жидкостей.
Беседы могут быть неодинаковы по трудности содержания и по стилю. Не следует пугаться, если при первом чтении некоторые места покажутся сложными учащимся, к ним можно будет вернуться позднее, когда по мере изучения физики учащиеся окажутся более подготовленными к их пониманию. Возможно даже, что физические явления будут раскрываться перед учащимися совсем не в том порядке, в каком они обычно излагаются в учебниках. Желая показать то или иное явления в его естественном многообразии, придется отступать от рамок школьной программы. Беседы по физике можно проводить в рамках физического кружка.
Возможные темы для бесед по физике:
Почему Луна не падает на землю?
Вблизи абсолютного нуля.
Симметрия и энергетика кристалла.
В мире молекул.
Что такое инерция?
Подготовка докладов, рефератов по различным темам физики. Выступления с докладами перед младшими школьниками, с целью пробуждения интереса к физике.
Подготовка и проведение КВН, вечеров занимательной физики в средней школе.
Профориентация учащихся во внеурочное время. Лекции студентов, которые обучаются в институтах, где физика является профилирующим предметом. Знакомство выпускников с профессиями, связанными с физикой. Экскурсии на кафедры и в лаборатории технических вузов города.
Внеурочная работа приобщает учащихся к исследовательской деятельности, расширяет кругозор, обогащает ученика новыми знаниями. Учитель должен стимулировать учащихся, направлять их интересы в нужное русло, пробуждать интерес к такой непростой науке, как физика.
Во внеклассных занятиях должны быть заинтересованы все участники этого процесса: учителя, родители и учащиеся. Внеурочная деятельность будет полезна в том случае, если она опирается на потребности ученика и вызывает положительные эмоции.