«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И МЕТОДИКА ИХ ОРГАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»
Разработала преподаватель физики
высшей квалификационной категории
Е.Н. Спиридонова
2020-2021 учебный год
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.
Обучение нужно строить так, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные преподавателем, и был активным участником их реализации.
Среди множества путей воспитания у обучающихся интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.
В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные сведения о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие обучающихся, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, например закреплению знаний, лучшему усвоению решения задач и др. только в таком случае игра оказывается обучающим элементом урока.
Педагогическая наука предъявляет определённые требования к организации игр в процессе обучения.
Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
Игра должна вызывать у обучающихся только положительные эмоции, т.е. весёлое настроение и удовлетворение от удачного ответа.
В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что значительно повышает самоконтроль учащихся, приучает их к чёткому соблюдению установленных правил, а главное, хорошо активизирует деятельность.
Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся.
Наибольшего эффекта можно добиться, если при организации и проведении игр осуществляется педагогика сотрудничества. Дидактические игры должны быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения. Особо важна активность учащихся во время проведения игры.
Используя игры, преподаватель должен продумывать пути активизации учащихся. В игре можно создать ситуации, при которых на различных этапах урока ребята смогут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать друг другу и оценивать один другого. В процессе общения учащиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперед своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных по знаниям учеников.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра на уроке физики и во внеурочное время позволяет преподавателю как индивидуализировать работу на уроке, давая знания, которые посильны каждому учащемуся, так и коллективизировать познавательную деятельность учащихся. Кроме того, игра по физике способствует развитию наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни.