«Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ по физике с использованием ИКТ. Мониторинг образовательной подготовки».
«Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ по физике с использованием ИКТ. Мониторинг образовательной подготовки».
Ведущей целью школьного физического и математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вузе.
В своей работе я использую различные формы и методы проведения учебных занятий, разнообразные виды деятельности: создание проблемной ситуации, самостоятельную работу, дидактические игры, тесты, тренажеры и др.
Единый государственный экзамен является новой формой итоговой аттестации. Для успешной его сдачи учащийся должен быть подготовлен не только практически, но и психологически. Прежде всего на своих уроках, выполняя типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым учеником – ситуация успеха.
Как можно заставить ребенка поверить в свои силы, в то, что всегда есть надежда на разрешимость любой ситуации? Да просто показать ему то, что данные задания он способен выполнить, если будет использовать определенный алгоритм или логические рассуждения. На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. Использую сотрудничество «учитель – ученик» и « ученик - ученик». На своих уроках я делаю установку на то, чтобы любой ребенок должен быть понят и услышан учителем и соучеником: учение должно проходить в «атмосфере непринужденности, чтобы дети и учитель свободно дышали на уроках». От учителя требуется и мастерство, и большое терпение, и любовь к учащимся. Но увеличение умственной нагрузки на уроках физики заставляет задуматься еще и над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока. Для решения этой задачи в своей работе использую различные виды и формы деятельности учащихся на уроке, нетрадиционные формы проведения учебных занятий.
Хочу уделить внимание тестированию. Тестирование уже давно вошло в практику школы. Эта форма контроля предполагает не только выбор ответов, но и объяснение, и собственную оценку экзаменующегося. Разноуровневые задания (каждому по способностям) базового и повышенного уровня гарантируют объективную оценку знаний и умений учащихся.
Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по физике начинается в десятом классе и продолжается в одиннадцатом. Подготовка проводится как на уроках, так и во время дополнительных внеурочных занятий.
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с разнообразными формами контроля:
– тесты;
– собеседования;
– устный ответ;
– письменный ответ.
Значимую роль играет тестовая форма, удобная как при контроле усвоения нового материала, так и при итоговом контроле.
В 10-м классе используется тематический контроль в тестовой форме наряду с проведением классических контрольных работ для всех учащихся класса.
В 11-м классе методика немного поменяется, так как выпускники уже сориентируются в выборе экзаменов. Поурочный тестовый контроль останется общим, но вводятся так называемые вопросы «за чертой», т. е. вопросы, проверяющие глубокое понимание темы, способность сделать выводы, соотнести полученные знания с другими – из области естественных наук и жизнедеятельности человека.
Тематический контроль проводится дифференцированно, т. е. учащиеся, выбравшие физику в качестве ЕГЭ, получают более сложные задания, включающие также задачи на повторение основных тем курса.
В 11-м классе на дополнительных занятиях проводятся репетиционные тесты в форме ЕГЭ.
Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий: самостоятельно разработанных мною и учащимися слайдовых презентаций, цифровых образовательных ресурсов, материалов школьной медиатеки и возможностей Интернет. Использую «Открытый банк физических задач», обеспечивающий поддержку работы учителя и самостоятельной работы учащихся по подготовке к сдаче экзамена на базовом уровне.
Использование ИКТ непосредственно при подготовке к ЕГЭ.
Объяснение нового материала
Закрепление
Контроль
Доступность
Наглядность
Прикладное значение физ.
Проверка усвоения теории (тест)
Решение качест. и расчет. задач (вариант ЕГЭ)
1. Тесты по конкретной теме
Повысить уровень обученности и качество знаний учащихся позволяет использование мониторинга знаний умений и навыков, применение самодиагностики, самооценки, проведение индивидуальной работы с учениками по ликвидации пробелов в знаниях. На каждого ученика 11 класса ведется мониторинг выполнения работ по заданиям частей А, В и С. Для качественной подготовки школьников к экзамену по результатам первой диагностической работы определены 2 группы учащихся:
первая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы (на уровне 40-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню подготовки по физике;
вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в вуз, предъявляющий высокие требования к уровню подготовки абитуриентов по физике.
Для каждой группы определены принципы организации подготовки к ЕГЭ.
Первая группа. Для этой группы необходимо уверенно выполнять все заданий части 1. Желательно и части 2.Цель работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата (на уровне ожидаемого) по работе с задачами первой части , повторить темы, дающие возможность решения определенных позиций части 2.
Вторая группа. С этой группой вырабатываю умение уверенно выполнять все задания части 1, части 2 ,части 3 (А22-А25), определяю его возможности, баланса времени, ряд позиций С1-С6, на которые обращаем внимание при организации систематического повторения. С такими учащимися регулярно решаем задания, развивающие творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности. Цель работы - сформировать умения и навыки, позволяющие получить наивысшие баллы.
В каждодневной работе использую указанную уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, когда за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом и творческому применению знаний. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений по определенным заданиям первой и второй частей контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению. Применение этого позволило значительно повысить результаты последних диагностических работ по сравнению с первыми.
Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:
- обучение постоянному жесткому контролю времени;
- обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумному выбору этих заданий;
- обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания;
- обучение приему «спирального движения» по тесту.
Перейду к мониторингу качества. Он должен быть системным и комплексным. Должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. (результаты мониторинга по 11 б классу)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ по физике с использованием ИКТ. Мониторинг образовательной подготовки». »
«Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ по физике с использованием ИКТ. Мониторинг образовательной подготовки».
Ведущей целью школьного физического и математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вузе.
В своей работе я использую различные формы и методы проведения учебных занятий, разнообразные виды деятельности: создание проблемной ситуации, самостоятельную работу, дидактические игры, тесты, тренажеры и др.
Единый государственный экзамен является новой формой итоговой аттестации. Для успешной его сдачи учащийся должен быть подготовлен не только практически, но и психологически. Прежде всего на своих уроках, выполняя типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым учеником – ситуация успеха.
Как можно заставить ребенка поверить в свои силы, в то, что всегда есть надежда на разрешимость любой ситуации? Да просто показать ему то, что данные задания он способен выполнить, если будет использовать определенный алгоритм или логические рассуждения. На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. Использую сотрудничество «учитель – ученик» и « ученик - ученик». На своих уроках я делаю установку на то, чтобы любой ребенок должен быть понят и услышан учителем и соучеником: учение должно проходить в «атмосфере непринужденности, чтобы дети и учитель свободно дышали на уроках». От учителя требуется и мастерство, и большое терпение, и любовь к учащимся. Но увеличение умственной нагрузки на уроках физики заставляет задуматься еще и над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока. Для решения этой задачи в своей работе использую различные виды и формы деятельности учащихся на уроке, нетрадиционные формы проведения учебных занятий.
Хочу уделить внимание тестированию. Тестирование уже давно вошло в практику школы. Эта форма контроля предполагает не только выбор ответов, но и объяснение, и собственную оценку экзаменующегося. Разноуровневые задания (каждому по способностям) базового и повышенного уровня гарантируют объективную оценку знаний и умений учащихся.
Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по физике начинается в десятом классе и продолжается в одиннадцатом. Подготовка проводится как на уроках, так и во время дополнительных внеурочных занятий.
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с разнообразными формами контроля:
– тесты;
– собеседования;
– устный ответ;
– письменный ответ.
Значимую роль играет тестовая форма, удобная как при контроле усвоения нового материала, так и при итоговом контроле.
В 10-м классе используется тематический контроль в тестовой форме наряду с проведением классических контрольных работ для всех учащихся класса.
В 11-м классе методика немного поменяется, так как выпускники уже сориентируются в выборе экзаменов. Поурочный тестовый контроль останется общим, но вводятся так называемые вопросы «за чертой», т. е. вопросы, проверяющие глубокое понимание темы, способность сделать выводы, соотнести полученные знания с другими – из области естественных наук и жизнедеятельности человека.
Тематический контроль проводится дифференцированно, т. е. учащиеся, выбравшие физику в качестве ЕГЭ, получают более сложные задания, включающие также задачи на повторение основных тем курса.
В 11-м классе на дополнительных занятиях проводятся репетиционные тесты в форме ЕГЭ.
Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий: самостоятельно разработанных мною и учащимися слайдовых презентаций, цифровых образовательных ресурсов, материалов школьной медиатеки и возможностей Интернет. Использую «Открытый банк физических задач», обеспечивающий поддержку работы учителя и самостоятельной работы учащихся по подготовке к сдаче экзамена на базовом уровне.
Использование ИКТ непосредственно при подготовке к ЕГЭ.
Объяснение нового материала
Закрепление
Контроль
Доступность
Наглядность
Прикладное значение физ.
Проверка усвоения теории (тест)
Решение качест. и расчет. задач (вариант ЕГЭ)
1. Тесты по конкретной теме
Повысить уровень обученности и качество знаний учащихся позволяет использование мониторинга знаний умений и навыков, применение самодиагностики, самооценки, проведение индивидуальной работы с учениками по ликвидации пробелов в знаниях. На каждого ученика 11 класса ведется мониторинг выполнения работ по заданиям частей А, В и С. Для качественной подготовки школьников к экзамену по результатам первой диагностической работы определены 2 группы учащихся:
первая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы (на уровне 40-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню подготовки по физике;
вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в вуз, предъявляющий высокие требования к уровню подготовки абитуриентов по физике.
Для каждой группы определены принципы организации подготовки к ЕГЭ.
Первая группа. Для этой группы необходимо уверенно выполнять все заданий части 1. Желательно и части 2.Цель работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата (на уровне ожидаемого) по работе с задачами первой части , повторить темы, дающие возможность решения определенных позиций части 2.
Вторая группа. С этой группой вырабатываю умение уверенно выполнять все задания части 1, части 2 ,части 3 (А22-А25), определяю его возможности, баланса времени, ряд позиций С1-С6, на которые обращаем внимание при организации систематического повторения. С такими учащимися регулярно решаем задания, развивающие творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности. Цель работы - сформировать умения и навыки, позволяющие получить наивысшие баллы.
В каждодневной работе использую указанную уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, когда за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом и творческому применению знаний. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений по определенным заданиям первой и второй частей контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению. Применение этого позволило значительно повысить результаты последних диагностических работ по сравнению с первыми.
Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:
- обучение постоянному жесткому контролю времени;
- обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумному выбору этих заданий;
- обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания;
- обучение приему «спирального движения» по тесту.
Перейду к мониторингу качества. Он должен быть системным и комплексным. Должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. (результаты мониторинга по 11 б классу)
Приложение 1
Мониторинг контрольных работ в 11 Б классе
за 1 полугодие 2012- 2013 уч. года.
Входная К/р
К /р №1 «Магнитное поле
К /р №2 «Электромагнитная индукция
Зачет «Механические колебания»
К/р №3 «Механические колебания»
К/р №4 «Электромагнитные колебания»
К/р №5 «Механические волны»
К/р за 1 полугодие
С/р «Законы отражения. Скорость света»
К/р №6 «Оптика»
Приложение 2
Мониторинг оценок за к/р по физике учащихся, сдающих ЕГЭ.
Приложение 3
Мониторинг по физике.
Зачетная ведомость учащихся 11 Б класса за 2012 - 2013 уч. год.