kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Формирование у студентов мотивации к изучению физики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у студентов мотивации к изучению физики

 Наш колледж вступает в новый учебный год, и каждый педагог, обдумывая предстоящую работу, наверное, не раз задавал себе вопросы: «Как заинтересовать предметом и учёбой своих воспитанников?», «Как добиться лучшей  успеваемости?», «Как сделать так, чтобы студенты не только получили знания, но и научились действовать самостоятельно?», «Как развить их». Конечно, у каждого педагога есть своя методика, свои хорошо зарекомендовавшие себя приёмы, но я бы хотела рассказать о собственных методах работы.

Всему в колледже научиться нельзя, поэтому важно научить мыслить,  самостоятельно действовать. Ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет «физика», который применяется при изучении других предметов, открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать студентам определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

Каждый человек от рождения наделён способностями: развить их важнейшая задача колледжа и любого учебного учреждения. Знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития студента, поэтому учебный процесс должен  опираться на зону актуального развития студента (область наличных возможностей) и стимулировать продвижения в зону ближайшего развития (потенциальных  деятельности и здесь необходимо учитывать индивидуальные психические особенности студентов, а также создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в группе.

Сейчас, когда происходит постепенное снижение интереса большинства студентов к физике, необходимо найти пути повышения эффективности занятий по данному предмету.

Для того, что бы «включить» студента в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация.

Мотивы – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, ради чего он её совершает. В роли мотивов может выступать ряд причин, вызывающих активность студента: интерес, влечение, эмоции, привлекающая цель, долг, возможность общения, получение признания и другие.

Без мотива любая деятельность, в том числе учебная, никогда не будет эффективной. Ведь только благодаря мотиву (мотивам) у студента появляется желание активно работать на уроке, овладеть предлагаемыми ему знаниям и умениям. И это нужно постоянно иметь в виду. Значит, приступая к написанию плана занятия, следует в первую очередь позаботиться о сознании у студентов мотивации к познанию, учебной работе, причём у разных групп разной.

Учебная группа даже в самой успешном колледже – это совокупность отдельных личностей, каждая из которых имеет свою мотивацию обучения всем или отдельным предметам дисциплинам. Для одних процесс обучения достаточно прост и понятен, другим приходится тратить большую часть своего свободного времени на выполнение домашнего задания, третьи совсем не утруждают себя подготовкой к занятиям. … Как следствие – разный уровень усвоения, разные (не всегда радующие учителя и студентам) оценки в журнале.

При подготовке к очередному занятию по физике я ставлю перед собой такие цели, как: сформировать у студентах устойчивый интерес к преподаваемому мной предмету, преподнести урок так, чтобы процесс постижения новых знаний захватил студента и даже доставил удовольствие; для достижения которых необходимо создание такой творческой среды, в которой могут учиться студенты разной подготовленности и мотивации к обучению. Другими словами, необходимо организовать учебно-воспитательный процесс учётом индивидуальных черт каждого студента. Арсенал методических приёмов повышения познавательного интереса охватывает все элементы процесса обучения физике от выбора оптимальной формы организации урока до использования телекоммуникационных конференций. Также считаю, что современный учитель должен сочетать в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии (для исследования и создания социальной характеристики классного коллектива), психологии (для диагностики и анализа интеллектуального и мотивационного развития каждого студента), педагогики (для развития личностных  качеств студентов). Хороший учитель чаще всего обладает ещё и высокими актёрскими способностями, что способствует повышению эффективности учебных знаний.

Я веду свои уроки так, чтобы студенты понимали структуру и логику учебного курса физики, используемые в ней методы поиска и применения знаний. Каким образом? За счёт учёта психологических особенностей студентов при объяснении и опросе учебного материала, за счёт формирования мыслительной деятельности, за счёт мотивации обучения физике и, наконец, введение элементов логики и занимательных фрагментов урока.

Урок – основная форма учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным уроком, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. Именно поэтому, я стараюсь, создавать и проводить свои уроки с использованием информационных технологий. С помощью ИКТ на студентах оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают интерес студента к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь студента в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить студента активно самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Я никогда не объявляю в традиционной форме тему урока (например, «Молекулы и  атомы»). В такой формулировке заведомо содержится утверждение, что уже всё известно, а это убивает делание узнавать новое. В звучание темы должен быть вопрос (например, «Из чего состоят тела?»), он побуждает к раздумьям, действиям. В конце урока возвращаюсь к названию темы и снова формулирую её, но уже в форме отверждения или ответа на поставленный вначале вопрос (например, « Молекулы и атомы – составные части вещества»).

Для «включения» студентов в учебную деятельность можно предложить составить план или проект, который может быть дан в идее текста, чертежа, схемы и тому подобное.

В нем должны быть ответы на три важных вопроса: «Для чего делаю?», «Что делаю?», «Как делаю?». Чем четче ответы, тем меньше бесполезных действий совершит человек, тем прямее и короче путь к достижению цели.

Нужно чаще приглашать студентов высказывать гипотезы и, выслушав их, спрашивать: «Как можно это проверить?».

В курсе физики много различных формул. Чтобы студенты могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны быть самые распространенные из них, часто встречающиеся на практике, знать наизусть. Таковы мои требования. А чтобы формула лучше запоминалась или для контроля за их усвоением, использую на уроках дидактические игры:

- «Физическое домино» - состоит из трех карточек (количество различно), каждая карточка состоит из двух частей – на одной части записано задание, на другой – ответ к другому заданию;

- карточки обратной связи – состоят из планшетов (количество различно) из прозрачной пленки, соединенных вместе в «книжку», куда вставляются карточки с ответом. У каждого студента имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, студенты находят правильный ответ и показывают его.

- разноцветные маршруты;

- ромашка;

- физические кубики;

- иллюстрационные викторины;

- метод эвристический и поисковой беседы – означает, что ни объяснение нового материала, ни опроса студентов лично учителем не проводится – все это делается вместе со студентами. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них  и насколько глубоко подготовлен  к уроку.

Дидактические игры на уроке заметно повышают познавательный интерес. Как один из видов занимательной игры с успехом использую учебные кроссворды.

В проведении уроков включаю различные виды и типы уроков: интегрированные, аукционы, «мозговые атаки», уроки – деловые игры, экскурсии, КВН, уроки «круглых столов», уроки – семинары, зачеты, лекции.

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения.

Разумеется, для того, чтобы повысить эффективность учебных занятий по физике, никто не требует отмены традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей. Речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех студентов, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей студентов.

Я уверена, что у всех преподавателей физики есть свои методы и приемы повышения эффективности учебных занятий. Именно поэтому до сих пор находятся желающие поступить в ВУЗы на факультеты, где основным предметом является физика. Таким образом, можно повысить интерес к физике даже в то время, когда наши выпускники стремятся стать юристами и экономистами, но для этого мы (учителя - предметники) должны постоянно находить новые методы и приемы повышения эффективности учебных занятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«доклад "Формирование у студентов мотивации к изучению физики" »

Формирование у студентов мотивации к обучению на уроках физики


Наш колледж вступает в новый учебный год, и каждый педагог, обдумывая предстоящую работу, наверное, не раз задавал себе вопросы: «Как заинтересовать предметом и учёбой своих воспитанников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как сделать так, чтобы студенты не только получили знания, но и научились действовать самостоятельно?», «Как развить их». Конечно, у каждого педагога есть своя методика, свои хорошо зарекомендовавшие себя приёмы, но я бы хотела рассказать о собственных методах работы.

Всему в колледже научиться нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать. Ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет «физика», который применяется при изучении других предметов, открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать студентам определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

Каждый человек от рождения наделён способностями: развить их важнейшая задача колледжа и любого учебного учреждения. Знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития студента, поэтому учебный процесс должен опираться на зону актуального развития студента (область наличных возможностей) и стимулировать продвижения в зону ближайшего развития (потенциальных деятельности и здесь необходимо учитывать индивидуальные психические особенности студентов, а также создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в группе.

Сейчас, когда происходит постепенное снижение интереса большинства студентов к физике, необходимо найти пути повышения эффективности занятий по данному предмету.

Для того, что бы «включить» студента в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация.

Мотивы – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, ради чего он её совершает. В роли мотивов может выступать ряд причин, вызывающих активность студента: интерес, влечение, эмоции, привлекающая цель, долг, возможность общения, получение признания и другие.

Без мотива любая деятельность, в том числе учебная, никогда не будет эффективной. Ведь только благодаря мотиву (мотивам) у студента появляется желание активно работать на уроке, овладеть предлагаемыми ему знаниям и умениям. И это нужно постоянно иметь в виду. Значит, приступая к написанию плана занятия, следует в первую очередь позаботиться о сознании у студентов мотивации к познанию, учебной работе, причём у разных групп разной.

Учебная группа даже в самой успешном колледже – это совокупность отдельных личностей, каждая из которых имеет свою мотивацию обучения всем или отдельным предметам дисциплинам. Для одних процесс обучения достаточно прост и понятен, другим приходится тратить большую часть своего свободного времени на выполнение домашнего задания, третьи совсем не утруждают себя подготовкой к занятиям. … Как следствие – разный уровень усвоения, разные (не всегда радующие учителя и студентам) оценки в журнале.

При подготовке к очередному занятию по физике я ставлю перед собой такие цели, как: сформировать у студентах устойчивый интерес к преподаваемому мной предмету, преподнести урок так, чтобы процесс постижения новых знаний захватил студента и даже доставил удовольствие; для достижения которых необходимо создание такой творческой среды, в которой могут учиться студенты разной подготовленности и мотивации к обучению. Другими словами, необходимо организовать учебно-воспитательный процесс учётом индивидуальных черт каждого студента. Арсенал методических приёмов повышения познавательного интереса охватывает все элементы процесса обучения физике от выбора оптимальной формы организации урока до использования телекоммуникационных конференций. Также считаю, что современный учитель должен сочетать в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии (для исследования и создания социальной характеристики классного коллектива), психологии (для диагностики и анализа интеллектуального и мотивационного развития каждого студента), педагогики (для развития личностных качеств студентов). Хороший учитель чаще всего обладает ещё и высокими актёрскими способностями, что способствует повышению эффективности учебных знаний.

Я веду свои уроки так, чтобы студенты понимали структуру и логику учебного курса физики, используемые в ней методы поиска и применения знаний. Каким образом? За счёт учёта психологических особенностей студентов при объяснении и опросе учебного материала, за счёт формирования мыслительной деятельности, за счёт мотивации обучения физике и, наконец, введение элементов логики и занимательных фрагментов урока.

Урок – основная форма учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным уроком, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. Именно поэтому, я стараюсь, создавать и проводить свои уроки с использованием информационных технологий. С помощью ИКТ на студентах оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают интерес студента к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь студента в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить студента активно самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Я никогда не объявляю в традиционной форме тему урока (например, «Молекулы и атомы»). В такой формулировке заведомо содержится утверждение, что уже всё известно, а это убивает делание узнавать новое. В звучание темы должен быть вопрос (например, «Из чего состоят тела?»), он побуждает к раздумьям, действиям. В конце урока возвращаюсь к названию темы и снова формулирую её, но уже в форме отверждения или ответа на поставленный вначале вопрос (например, « Молекулы и атомы – составные части вещества»).

Для «включения» студентов в учебную деятельность можно предложить составить план или проект, который может быть дан в идее текста, чертежа, схемы и тому подобное.

В нем должны быть ответы на три важных вопроса: «Для чего делаю?», «Что делаю?», «Как делаю?». Чем четче ответы, тем меньше бесполезных действий совершит человек, тем прямее и короче путь к достижению цели.

Нужно чаще приглашать студентов высказывать гипотезы и, выслушав их, спрашивать: «Как можно это проверить?».

В курсе физики много различных формул. Чтобы студенты могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны быть самые распространенные из них, часто встречающиеся на практике, знать наизусть. Таковы мои требования. А чтобы формула лучше запоминалась или для контроля за их усвоением, использую на уроках дидактические игры:

- «Физическое домино» - состоит из трех карточек (количество различно), каждая карточка состоит из двух частей – на одной части записано задание, на другой – ответ к другому заданию;

- карточки обратной связи – состоят из планшетов (количество различно) из прозрачной пленки, соединенных вместе в «книжку», куда вставляются карточки с ответом. У каждого студента имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, студенты находят правильный ответ и показывают его.

- разноцветные маршруты;

- ромашка;

- физические кубики;

- иллюстрационные викторины;

- метод эвристический и поисковой беседы – означает, что ни объяснение нового материала, ни опроса студентов лично учителем не проводится – все это делается вместе со студентами. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к уроку.

Дидактические игры на уроке заметно повышают познавательный интерес. Как один из видов занимательной игры с успехом использую учебные кроссворды.

В проведении уроков включаю различные виды и типы уроков: интегрированные, аукционы, «мозговые атаки», уроки – деловые игры, экскурсии, КВН, уроки «круглых столов», уроки – семинары, зачеты, лекции.

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения.

Разумеется, для того, чтобы повысить эффективность учебных занятий по физике, никто не требует отмены традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей. Речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех студентов, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей студентов.

Я уверена, что у всех преподавателей физики есть свои методы и приемы повышения эффективности учебных занятий. Именно поэтому до сих пор находятся желающие поступить в ВУЗы на факультеты, где основным предметом является физика. Таким образом, можно повысить интерес к физике даже в то время, когда наши выпускники стремятся стать юристами и экономистами, но для этого мы (учителя - предметники) должны постоянно находить новые методы и приемы повышения эффективности учебных занятий.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
доклад "Формирование у студентов мотивации к изучению физики"

Автор: Иванова Светлана Владимировна

Дата: 13.08.2015

Номер свидетельства: 225215

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Доклад, тема "Совместная работа преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения" "
    ["seo_title"] => string(118) "doklad-tiema-sovmiestnaia-rabota-priepodavatielia-spietsial-nykh-distsiplin-i-mastiera-proizvodstviennogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "210916"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431518530"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов как способа формирования общих и профессиональных компетенций выпускников "
    ["seo_title"] => string(159) "mietodichieskiie-aspiekty-orghanizatsii-samostoiatiel-noi-raboty-studientov-kak-sposoba-formirovaniia-obshchikh-i-profiessional-nykh-kompietientsii-vypusknikov"
    ["file_id"] => string(6) "219335"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434120765"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад, тема «Проведение интегрированных уроков при обучении физике»"
    ["seo_title"] => string(68) "dokladtiemaproviedieniieintieghrirovannykhurokovpriobuchieniifizikie"
    ["file_id"] => string(6) "337103"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1467913227"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "семинарское занятие по теме "Силы в механике" "
    ["seo_title"] => string(52) "sieminarskoie-zaniatiie-po-tiemie-sily-v-miekhanikie"
    ["file_id"] => string(6) "107266"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403196713"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). "
    ["seo_title"] => string(59) "aspiekty-kompietientnostno-oriientirovannogho-uroka-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414909055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства